Количеством или качеством: как китайские бренды электроники пришли в Россию
За последние годы китайские производители электроники значительно укрепили свои позиции на российском рынке, а их продукция порой конкурирует с самыми популярными товарами западных компаний. Разбираемся, как Китай меняет ландшафт российского IT-сектора
По статистике, за последние несколько лет объем продаж китайской потребительской электроники в России вырос в несколько раз. Так, например, в 2015 году китайские смартфоны составляли лишь 7% от общего объема продаж, в то время как в 2021 году этот показатель превысил 50%. Общая стоимость продукции, экспортируемой из Китая в Россию, за этот же период увеличилась приблизительно на 280%.
Первые шаги
История появления первых китайских брендов электроники на российском рынке берет свое начало уже в середине 1990-х годов, немногим позже распада Советского Союза и перехода страны к рыночной экономике. В то время многие китайские компании начали активно изучать возможности расширения своего бизнеса на постсоветском пространстве. Так, одним из первых производителей, вышедших на российский рынок, стал Huawei (в 1996 году). Компания специализировалась на производстве и продаже телекоммуникационного оборудования и первое время работала в сотрудничестве с российскими операторами связи, предоставляя им необходимые технологии для построения беспроводных сетей и их настройки. Примечательно, что это был первый офис компании за пределами Китая и Гонконга.
Тем не менее, в 1990-е годы экономика Китая только начинала активно развиваться и модернизироваться, прежде всего благодаря притоку инвестиций и открытию для мировой торговли (полноправным членом ВТО страна стала лишь в 2001 году). Национальная индустрия потребительской электроники оставалась в зачаточном состоянии, а большинство компаний не имели большого опыта и влияния за рубежом. В то время на мировом рынке доминировали компании из США (например, Apple, Microsoft, IBM), Японии (Sony, Toshiba, Sharp) и Европы (Phillips, Siemens, Bosch и другие).
Не способствовал продвижению потребительских товаров из КНР и тот факт, что в 1990-е годы на российских прилавках появлялось большое количество китайских товаров низкого качества или вовсе подделок. По этой причине китайские бренды долгое время пользовались плохой репутацией, а их продукция часто избегалась потребителями. Этот штамп жив в языке до сих пор: ненадежные и некачественные товары в России по-прежнему нередко называют «китайщиной».
Экспансия
Все эти факторы привели к тому, что большинство популярных сегодня китайских брендов потребительской электроники пришло в Россию почти на десятилетие позже. Выход на российский рынок стал для компаний из КНР прекрасной возможностью увеличить свою прибыль и расширить производство. Именно в период с 2005 по 2015 год в России открылись официальные представительства таких компаний, как Lenovo, ZTE, TCL, Haier, DJI, Oppo, Vivo и Xiaomi.