Железный марш
Человек внутри тяжелой и быстрой шагающей машины против другого человека внутри машины. Никакого искусственного интеллекта, автоматизации движений или хотя бы стабилизации хода гироскопами – только мастерство пилота и мощь 225-сильного электродвигателя. Антиробот Prosthesis – первая ласточка будущих гонок пилотируемых машин. Никаких колес, только шагающие механизмы; никаких дорог, только хардкор.
Когда-то, глядя на измазанных маслом механиков, которые копались во внутренностях своих ненадежных автомобилей, любители конного спорта лишь сочувственно пожимали плечами. И сегодня поклонники автогонок, да и вообще любых «традиционных» состязаний, видя первые шаги спорта будущего, любят с непониманием покачать головой. Но время работает не на них, и нет сомнений, что вскоре популярными станут новые развлечения – бои шагающих машин, спортивные схватки целых команд с искусственным интеллектом и лиги гоночных роботов.
Неспроста одним из несомненных героев прошедшей в январе выставки потребительской электроники CES 2018 в Лас-Вегасе стал Prosthesis – по выражению его создателя, канадского инженера Джонатана Типпетта, «антиробот» с полностью ручным управлением. «Впервые идея сделать пилотируемую шагающую машину пришла мне в голову еще в 2003 году, когда на фестивале Burning Man я увидел скульптуру – огромную ногу динозавра, собранную из фрагментов старых автомобилей, – рассказал он "Популярной механике". – Я тогда подумал, что можно ведь сделать что-то подобное, но при этом работающее, что-то, на чем можно ездить – и ездить быстро».
Все детство Джонатана прошло на лесистых склонах Британской Колумбии – в седле горного велосипеда, на сноуборде и на мотоцикле. По словам разработчика, он «всегда любил экскаваторы, динозавров, внедорожники и автоспорт, а еще – играть на барабанах». Смешайте все это, добавьте диплом инженера, полученный в местном университете, и вы не удивитесь, почему все в итоге пришло к гонкам пилотируемых машин, или «мехов». «Это почти как ехать на горном байке», – объясняет Джонатан. Пожалуй, и так, только его шагающий «байк» весит больше трех тонн. И в нем действительно есть понемногу от каждого из увлечений создателя.
Динозавры плюс экскаваторы
Первые годы работа продвигалась ни шатко ни валко. Джонатан не имел никакого опыта в создании таких машин – да и кто имел?.. Инженер собрал команду единомышленников, купил сварочный аппарат и начал с самых азов. Но уже первый их прототип Mondo Spider, представленный в 2006 году, произвел фурор и получил широкое освещение в СМИ. Медленно шагающая машина с пилотом в полулежачем кресле отметилась на множестве выставок и фестивалей, включая тот же Burning Man, побывала в Москве и Петербурге. Но главное, она помогла создать команду, набраться опыта и понять, в каком направлении двигаться дальше.