Популярная механикаСтиль жизни
Робот из Питера
Санкт-Петербург давно уже стал компьютерной столицей России. Поэтому «Популярная механика» не могла пройти мимо проекта OmegaBot. Это не первый набор для занятий робототехникой, который побывал в редакции «ПМ», роботы – наша любимая тема.
По внешнему виду как упаковки, так и ее содержимого трудно поверить, что все это сделано в России. А точнее – в Санкт-Петербурге, на Синопской набережной 52, где и располагается группа компаний «Омега». Внутри коробки базовая четырехколесная платформа, набор из восьми модулей расширения с датчиками и плата с центральным контроллером. Главные тестировщики – мои дети, четвероклассница Саша и восьмиклассник Федя. Хотя технический директор OmegaBot Антон Кобак, главный разработчик, говорит, что это удобный инструмент для обучения робототехнике неподготовленной аудитории «от шестиклассника до бухгалтера 30 лет». Первое «Вау!» от детей следует сразу после открытия коробки, второе – после установки платы с центральным контроллером на платформу. «Он на магнитах!» – с восторгом говорит Федя. Большинство наборов, прошедших через руки Саши и Феди, было из проекта LEGO Education, и они ожидали, что и тут детали будут собираться по похожему, знакомому всем детям принципу. Но у OmegaBot все интереснее: достаточно совместить посадочные места для модулей, как они с приятным щелчком фиксируются маленькими неодимовыми магнитиками. «Мы пару месяцев размышляли о креплениях, – вспоминает Антон Кобак. – Необходимо было обеспечить сборку модулей без отвертки. И остановились на магнитных креплениях, которые запатентовали».
Дети шустро продолжают собирать робота, присоединяя конвекторы – хороший тест, обычно их легко перепутать. Но не здесь: разъемы разные, и неправильные пары просто не стыкуются. Последний штрих – на роботе защелкивается модуль с парой ультразвуковых датчиков-глаз, и робот обретает вид любимца всех детей WALL-E – «Вселенского Аннигилятора Ландшафтного Легкого, Интеллектуального» – из одноименного мультфильма.
Серьезная штука
Увидев на коробке надпись «Язык программирования: среда OmegaBot IDE и C++», Федя с уважением сказал: «Серьезная штука!». «Не все так страшно, – смеется Антон. – Помимо классической среды программирования Arduino IDE мы разработали Scratch-подобный визуальный язык программирования, где программу можно создавать из кубиков. Кубики Scratch встречаются в разных наборах, но у нас есть функция, которой нет у других. Можно нажать на кнопку, и программа, написанная на визуальном языке, перепишется автоматически на C++ для Arduino IDE, и пользователь поймет, как программа должна выглядеть на профессиональном уровне. Что позволяет легко учиться программировать на C++. Например, вставил кубик "включить мотор" – и можно посмотреть, как это выглядит в