На разных верфях страны бум рыбопромыслового судостроения

Популярная механикаHi-Tech

За урожаем из глубин

У причала выборгского судостроительного завода – несколько еще не окрашенных, пока только загрунтованных корабельных корпусов. Четыре года назад «ПМ» уже гостила на этой верфи – тогда здесь строили ледоколы. А теперь одни траулеры.

Текст: Олег Макаров

И не только здесь. На разных верфях страны бум рыбопромыслового судостроения: траулеры, сейнеры, ярусоловы… Что за тренд возник в нашем отечестве? Траулер – это рыбопромысловое судно, ведущее добычу рыбы и морепродуктов с помощью трала – длинной, похожей на гигантский чулок сети. Трал опускается в море с помощью специального тралового комплекса, состоящего из множества лебедок и специальных приспособлений и в процессе буксирования (траления) наполняется рыбой (или, например, креветкой), а затем поднимается на борт через специальный пандус на корме, который называется слип.

Заказываем российское

Советский Союз располагал многочисленным рыбопромысловым флотом, в том числе и траулерами, и сейнерами, и другими типами судов. Многие из них до сих пор в строю, но время неумолимо, и российские рыболовецкие компании встали перед необходимостью заменять свой морально и физически устаревший парк чем-то более современным. Эту необходимость подпитывали и участившиеся происшествия: самой громкой историей стала катастрофа в Охотском море траулера «Дальний Восток». Но тут выяснилось нечто интересное и обескураживающее. Советский траулерный флот строился где угодно, только не в РФ. Суда изготавливались на верфях Польши и ГДР, на Украине (Николаев, Киев) и в Литве (Клайпеда). Исключением оставался Ярославский судостроительный завод, где делались небольшие траулеры и сейнеры. После распада СССР никаких усилий по развитию собственного рыбопромыслового судостроения практически не прилагалось. Рубежом стала середина уходящего десятилетия, когда руководство страны приняло решение наконец-то стимулировать развитие строительства рыболовных судов на отечественной производственной базе. Была принята программа так называемых инвестиционных квот, которая предполагала выделение рыбопромысловым компаниям дополнительных квот на вылов рыбы при условии размещения заказов на новые суда на российских верфях.

Построенный корпус траулера вывозят из сборочного цеха. Размеры судна настолько велики, что рулевую надстройку с капитанским мостиком придется монтировать отдельно. Корпус покрыт грунтовкой темно-охристого цвета.

Учимся у соседей

«Мы были одними из пионеров этой программы, вступив в нее в 2016 году, – рассказывает Николай Назаренко, заместитель генерального директора по модернизации и развитию флота АО «Архангельский траловый флот» (входит в НП «Северо-Западный рыбопромышленный консорциум»). – А с 2017-го по нашему заказу в Выборге строятся четыре траулера-процессора проекта КМТ01. С августа этого года "Баренцево море", головное судно проекта, успешно проходит ходовые испытания на Балтике». Всего на ВСЗ строится восемь траулеров: четыре других относятся к проекту КМТ02 (это уменьшенная версия КМТ01) и предназначены еще трем заказчикам. Все суда находятся в разной степени готовности.

Для достройки судна во внецеховом пространстве используются мощные портальные краны (порталом называется основание крана с опорой на два рельсовых пути). Только такая техника способна оперировать крупными блоками, например рулевой рубкой. Для спуска судов на воду на предприятии используется доковая камера. Если размеры судна превышают габариты этого сооружения, в дело вступает погружная баржа «Атлант». Она вывозит судно в море и временно «тонет», отпуская свой груз в свободное плавание.

Откроем маленький секрет, который и не секрет вовсе. Оба проекта не являются российской разработкой. КМТ01 – это адаптированная под требования заказчика и Российского морского регистра судоходства версия норвежского траулера SТ -118, а КМТ02 соответственно SТ -116XL. «В России есть заводы, которые способны построить современные рыбопромысловые суда, – говорит Николай Назаренко, – но конструкторских бюро, которые могли бы реализовать подобный проект с нуля, на момент начала программы инвестквот не было. Хочется всегда быть патриотом, и мы рассматривали несколько отечественных проектов, но, к сожалению, все они не дотягивали до параметров, которые требуются нам в работе. С норвежцами же мы бок о бок добываем рыбу в северных морях, в Норвегии базируются наши суда, и мы видим, что тамошнее судостроение в нашей отрасли – одно из самых продвинутых в мире. Поэтому мы договорились с компанией Skipsteknisk о том, что будем заказывать суда на основе их концепт-проекта. Однако хочу заметить, что прошло уже немало лет нашего прямого участия в программе обновления рыболовного флота в России, пройден немалый путь плечом к плечу совместно с российским проектантом, компанией “Морское инженерное бюро”, и я смею заверить, что наши коллеги

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Не рокот космодрома Не рокот космодрома

Как и зачем строят космодромы

Популярная механика
Отель ″Челси″ Отель ″Челси″

Свою квартиру Эндрю Торри практически превратил в филиал арт-галереи

AD
Ниже солнца, выше воды Ниже солнца, выше воды

Беспилотное судно с почти неограниченным запасом хода

Популярная механика
Тренируем грацию: 3 элемента pole dance для Тренируем грацию: 3 элемента pole dance для

Танцы на пилоне заменяют не только спортзал, но и – отчасти – походы к психологу

Cosmopolitan
Эльф из Санкт-Петербурга Эльф из Санкт-Петербурга

Как Роман Любимцев из Санкт-Петербурга перевернул мир кайтбординга

Популярная механика
10 необычных Mercedes-Benz 10 необычных Mercedes-Benz

Исключительно необычные автомобили компании Mercedes-Benz

Популярная механика
На грани слышимости: нейтринные коммуникации для подводного флота На грани слышимости: нейтринные коммуникации для подводного флота

Современные субмарины становятся неслышимы и невидимы для радаров

Популярная механика
Совсем расслабились… Совсем расслабились…

Как вернуться в офис после удаленки или отпуска

Лиза
Билет в один конец Билет в один конец

Илон Маск мечтает умереть на Марсе, и он по-своему прав

Популярная механика
Почему мы  умеем выражать соболезнования Почему мы  умеем выражать соболезнования

Отрывок из книги Меган Девайн «Поговорим о смерти»

Reminder
К баллистическому будущему К баллистическому будущему

Траектория движения космических аппаратов строится с учетом разных соображений

Популярная механика
Гормоны счастья Гормоны счастья

Как приучить мозг вырабатывать серотонин, дофамин, эндорфин и окситоцин

kiozk originals
Верхом на вихре Верхом на вихре

Возможное будущее гражданской авиации

Популярная механика
Не думайте о покупателе: как вырастить стартап, который купит Apple Не думайте о покупателе: как вырастить стартап, который купит Apple

Что необходимо учитывать при создании стартапа, чтобы заинтересовать Apple

Forbes
Гора серебряная Гора серебряная

Как добывают благородные металлы

Популярная механика
9 золотых правил длинных автопутешествий 9 золотых правил длинных автопутешествий

Благодаря этим советам даже 10 тысяч километров за рулем пролетят незаметно

Maxim
Космические тоннели Космические тоннели

Существуют ли кротовые норы?

Популярная механика
Как я избавился от цифрового мусора и улучшил концентрацию Как я избавился от цифрового мусора и улучшил концентрацию

Редактор Никита Ларионов избавился от зависимости от соцсетей и гаджетов

Reminder
Винтокрыл против конвертоплана Винтокрыл против конвертоплана

«Вертолет» не самый подходящий термин для описания этих воздушных монстров

Популярная механика
Дисциплина без драм Дисциплина без драм

Как помочь ребенку воспитать характер

kiozk originals
5 невероятных проектов для борьбы с потеплением 5 невероятных проектов для борьбы с потеплением

Как люди собираются противостоять глобальному потеплению

Популярная механика
Как работает Google Как работает Google

Как Google понимает, что именно нужно пользователю

kiozk originals
Последний из динозавров Последний из динозавров

Суперкары Lamborghini Huracan Evo должны жить на идеальных гоночных трассах

Популярная механика
Чертоги чужого разума. Почему все обсуждают новый фильм Чарли Кауфмана «Думаю, как все закончить» Чертоги чужого разума. Почему все обсуждают новый фильм Чарли Кауфмана «Думаю, как все закончить»

«Думаю, как все закончить» — фильм о сумерках рассудка от Чарли Кауфмана

Forbes
Нечеловеческий секс Нечеловеческий секс

Почему мы все еще занимаемся сексом по старинке – с живыми людьми?

Популярная механика
Ездит сам и угадывает желания: все о новом Mercedes S-Class W223 Ездит сам и угадывает желания: все о новом Mercedes S-Class W223

Новый Mercedes S-класса перезапускает цифровую эпоху в автоиндустрии

РБК
Одно спасительное имя Одно спасительное имя

Как называют лекарства?

Популярная механика
Американская диета Американская диета

Нью-йоркская диета поможет быстро похудеть до 6 кг за две недели

Лиза
Компьютерный мозг Компьютерный мозг

Как работают настоящие нейроморфные микросхемы

Популярная механика
10 видео о природе, которые помогут лучше понять человека 10 видео о природе, которые помогут лучше понять человека

Разумные грибы, супермозг птиц, дружба с осьминогом и другие видео о природе

Reminder
Открыть в приложении