На разных верфях страны бум рыбопромыслового судостроения

Популярная механикаHi-Tech

За урожаем из глубин

У причала выборгского судостроительного завода – несколько еще не окрашенных, пока только загрунтованных корабельных корпусов. Четыре года назад «ПМ» уже гостила на этой верфи – тогда здесь строили ледоколы. А теперь одни траулеры.

Текст: Олег Макаров

И не только здесь. На разных верфях страны бум рыбопромыслового судостроения: траулеры, сейнеры, ярусоловы… Что за тренд возник в нашем отечестве? Траулер – это рыбопромысловое судно, ведущее добычу рыбы и морепродуктов с помощью трала – длинной, похожей на гигантский чулок сети. Трал опускается в море с помощью специального тралового комплекса, состоящего из множества лебедок и специальных приспособлений и в процессе буксирования (траления) наполняется рыбой (или, например, креветкой), а затем поднимается на борт через специальный пандус на корме, который называется слип.

Заказываем российское

Советский Союз располагал многочисленным рыбопромысловым флотом, в том числе и траулерами, и сейнерами, и другими типами судов. Многие из них до сих пор в строю, но время неумолимо, и российские рыболовецкие компании встали перед необходимостью заменять свой морально и физически устаревший парк чем-то более современным. Эту необходимость подпитывали и участившиеся происшествия: самой громкой историей стала катастрофа в Охотском море траулера «Дальний Восток». Но тут выяснилось нечто интересное и обескураживающее. Советский траулерный флот строился где угодно, только не в РФ. Суда изготавливались на верфях Польши и ГДР, на Украине (Николаев, Киев) и в Литве (Клайпеда). Исключением оставался Ярославский судостроительный завод, где делались небольшие траулеры и сейнеры. После распада СССР никаких усилий по развитию собственного рыбопромыслового судостроения практически не прилагалось. Рубежом стала середина уходящего десятилетия, когда руководство страны приняло решение наконец-то стимулировать развитие строительства рыболовных судов на отечественной производственной базе. Была принята программа так называемых инвестиционных квот, которая предполагала выделение рыбопромысловым компаниям дополнительных квот на вылов рыбы при условии размещения заказов на новые суда на российских верфях.

Построенный корпус траулера вывозят из сборочного цеха. Размеры судна настолько велики, что рулевую надстройку с капитанским мостиком придется монтировать отдельно. Корпус покрыт грунтовкой темно-охристого цвета.

Учимся у соседей

«Мы были одними из пионеров этой программы, вступив в нее в 2016 году, – рассказывает Николай Назаренко, заместитель генерального директора по модернизации и развитию флота АО «Архангельский траловый флот» (входит в НП «Северо-Западный рыбопромышленный консорциум»). – А с 2017-го по нашему заказу в Выборге строятся четыре траулера-процессора проекта КМТ01. С августа этого года "Баренцево море", головное судно проекта, успешно проходит ходовые испытания на Балтике». Всего на ВСЗ строится восемь траулеров: четыре других относятся к проекту КМТ02 (это уменьшенная версия КМТ01) и предназначены еще трем заказчикам. Все суда находятся в разной степени готовности.

Для достройки судна во внецеховом пространстве используются мощные портальные краны (порталом называется основание крана с опорой на два рельсовых пути). Только такая техника способна оперировать крупными блоками, например рулевой рубкой. Для спуска судов на воду на предприятии используется доковая камера. Если размеры судна превышают габариты этого сооружения, в дело вступает погружная баржа «Атлант». Она вывозит судно в море и временно «тонет», отпуская свой груз в свободное плавание.

Откроем маленький секрет, который и не секрет вовсе. Оба проекта не являются российской разработкой. КМТ01 – это адаптированная под требования заказчика и Российского морского регистра судоходства версия норвежского траулера SТ -118, а КМТ02 соответственно SТ -116XL. «В России есть заводы, которые способны построить современные рыбопромысловые суда, – говорит Николай Назаренко, – но конструкторских бюро, которые могли бы реализовать подобный проект с нуля, на момент начала программы инвестквот не было. Хочется всегда быть патриотом, и мы рассматривали несколько отечественных проектов, но, к сожалению, все они не дотягивали до параметров, которые требуются нам в работе. С норвежцами же мы бок о бок добываем рыбу в северных морях, в Норвегии базируются наши суда, и мы видим, что тамошнее судостроение в нашей отрасли – одно из самых продвинутых в мире. Поэтому мы договорились с компанией Skipsteknisk о том, что будем заказывать суда на основе их концепт-проекта. Однако хочу заметить, что прошло уже немало лет нашего прямого участия в программе обновления рыболовного флота в России, пройден немалый путь плечом к плечу совместно с российским проектантом, компанией “Морское инженерное бюро”, и я смею заверить, что наши коллеги

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Техника бокса Техника бокса

Современный спорт – это технологии

Популярная механика
Зачем собирать современное искусство? Паблик-ток «РБК Стиль» на Cosmoscow Зачем собирать современное искусство? Паблик-ток «РБК Стиль» на Cosmoscow

Мысли участников Cosmoscow об изменениях арт-рынка и художественных стратегий

РБК
Кубик Осипова Кубик Осипова

Самая ожидаемая и самая крутая головоломка десятилетия

Популярная механика
10 игр, которым больше 20 лет, но в которые стоит поиграть и сегодня 10 игр, которым больше 20 лет, но в которые стоит поиграть и сегодня

Пока историю видеоигр не преподают в школах, воспользуйся этой подборкой

Maxim
Винтокрыл против конвертоплана Винтокрыл против конвертоплана

«Вертолет» не самый подходящий термин для описания этих воздушных монстров

Популярная механика
Почему высоких цен на нефть больше не будет Почему высоких цен на нефть больше не будет

При любых сценариях развития экономики падения спроса на нефть не избежать

Forbes
Как безумный Майк Хьюз отправился за славой и погиб Как безумный Майк Хьюз отправился за славой и погиб

Пустыня Мохаве что-то шептала в темноте, пока Безумный Майк готовился к полету

Популярная механика
Любовь и «картошка» Любовь и «картошка»

Пирожное-ностальгия, которое любят во всем мире

Огонёк
Огнем и волной Огнем и волной

3D-печать на сегодня – один из столпов мирового технического прогресса

Популярная механика
Как правильно обрабатывать и убирать кутикулу не хуже мастера маникюра Как правильно обрабатывать и убирать кутикулу не хуже мастера маникюра

Как ни крути, без ухоженной кутикулы красивый маникюр просто не возможен

Cosmopolitan
Стратосферный турист Стратосферный турист

Звездное небо над головой и далекая Земля внизу – вид из стратосферы

Популярная механика
Оставайся тверже камня! Что делать, если он потерял эрекцию Оставайся тверже камня! Что делать, если он потерял эрекцию

Что делать, если у него «грустный слоник» и как спасти положение

Cosmopolitan
К баллистическому будущему К баллистическому будущему

Траектория движения космических аппаратов строится с учетом разных соображений

Популярная механика
Крым, БАМ и ЦКАД: на какие проекты правительство не жалеет денег в период пандемии Крым, БАМ и ЦКАД: на какие проекты правительство не жалеет денег в период пандемии

Во время кризиса финансирование некоторых проектов сильно выросло

Forbes
Ниже солнца, выше воды Ниже солнца, выше воды

Беспилотное судно с почти неограниченным запасом хода

Популярная механика
Омолаживающие нити: какой эффект, кому нужны и мифы вокруг них — мнение эксперта Омолаживающие нити: какой эффект, кому нужны и мифы вокруг них — мнение эксперта

Самые популярные вопросы о нитях

Cosmopolitan
Меняю автомат на беспилотник Меняю автомат на беспилотник

Первое боестолкновение, где решающую роль сыграли беспилотные дроны

Популярная механика
Лучшие приключенческие книги: 8 романов, от которых захватывает дух Лучшие приключенческие книги: 8 романов, от которых захватывает дух

Подборка современных и классических книг о приключениях в горах, лесах и на море

Playboy
Нечеловеческий секс Нечеловеческий секс

Почему мы все еще занимаемся сексом по старинке – с живыми людьми?

Популярная механика
Почему отекает лицо и как с этим бороться? Почему отекает лицо и как с этим бороться?

Отечность — эстетическая проблема, с которой сталкивается каждый из нас

Esquire
Верхом на вихре Верхом на вихре

Возможное будущее гражданской авиации

Популярная механика
Джентльмен-драйвер Джентльмен-драйвер

Интервью с бизнесменом, который выступает в Российской серии кольцевых гонок

Robb Report
Техпарад Техпарад

Новости мира науки и техники

Популярная механика
На живую нитку На живую нитку

Нить здесь не метафора, а основной материал, с которым работают художники

Огонёк
Армия 2020 Армия 2020

Ежегодная выставка «Армия» в парке «Патриот»

Популярная механика
Голод 1230 года: самый страшный голод на Руси Голод 1230 года: самый страшный голод на Руси

В ночь на 14 сентября от заморозков погиб урожай, это стало началом трагедии

Maxim
Эльф из Санкт-Петербурга Эльф из Санкт-Петербурга

Как Роман Любимцев из Санкт-Петербурга перевернул мир кайтбординга

Популярная механика
7 вещей, которые нужно сделать в Сочи 7 вещей, которые нужно сделать в Сочи

Адлерский рынок, чайные плантации и еще 5 вещей, которые нужно увидеть в Сочи

Лиза
Последний из динозавров Последний из динозавров

Суперкары Lamborghini Huracan Evo должны жить на идеальных гоночных трассах

Популярная механика
Глава из книги Нэнси Сталкер «Япония. История и культура» Глава из книги Нэнси Сталкер «Япония. История и культура»

Как японская культура проникла в европейскую жизн

СНОБ
Открыть в приложении