На разных верфях страны бум рыбопромыслового судостроения

Популярная механикаHi-Tech

За урожаем из глубин

У причала выборгского судостроительного завода – несколько еще не окрашенных, пока только загрунтованных корабельных корпусов. Четыре года назад «ПМ» уже гостила на этой верфи – тогда здесь строили ледоколы. А теперь одни траулеры.

Текст: Олег Макаров

И не только здесь. На разных верфях страны бум рыбопромыслового судостроения: траулеры, сейнеры, ярусоловы… Что за тренд возник в нашем отечестве? Траулер – это рыбопромысловое судно, ведущее добычу рыбы и морепродуктов с помощью трала – длинной, похожей на гигантский чулок сети. Трал опускается в море с помощью специального тралового комплекса, состоящего из множества лебедок и специальных приспособлений и в процессе буксирования (траления) наполняется рыбой (или, например, креветкой), а затем поднимается на борт через специальный пандус на корме, который называется слип.

Заказываем российское

Советский Союз располагал многочисленным рыбопромысловым флотом, в том числе и траулерами, и сейнерами, и другими типами судов. Многие из них до сих пор в строю, но время неумолимо, и российские рыболовецкие компании встали перед необходимостью заменять свой морально и физически устаревший парк чем-то более современным. Эту необходимость подпитывали и участившиеся происшествия: самой громкой историей стала катастрофа в Охотском море траулера «Дальний Восток». Но тут выяснилось нечто интересное и обескураживающее. Советский траулерный флот строился где угодно, только не в РФ. Суда изготавливались на верфях Польши и ГДР, на Украине (Николаев, Киев) и в Литве (Клайпеда). Исключением оставался Ярославский судостроительный завод, где делались небольшие траулеры и сейнеры. После распада СССР никаких усилий по развитию собственного рыбопромыслового судостроения практически не прилагалось. Рубежом стала середина уходящего десятилетия, когда руководство страны приняло решение наконец-то стимулировать развитие строительства рыболовных судов на отечественной производственной базе. Была принята программа так называемых инвестиционных квот, которая предполагала выделение рыбопромысловым компаниям дополнительных квот на вылов рыбы при условии размещения заказов на новые суда на российских верфях.

Построенный корпус траулера вывозят из сборочного цеха. Размеры судна настолько велики, что рулевую надстройку с капитанским мостиком придется монтировать отдельно. Корпус покрыт грунтовкой темно-охристого цвета.

Учимся у соседей

«Мы были одними из пионеров этой программы, вступив в нее в 2016 году, – рассказывает Николай Назаренко, заместитель генерального директора по модернизации и развитию флота АО «Архангельский траловый флот» (входит в НП «Северо-Западный рыбопромышленный консорциум»). – А с 2017-го по нашему заказу в Выборге строятся четыре траулера-процессора проекта КМТ01. С августа этого года "Баренцево море", головное судно проекта, успешно проходит ходовые испытания на Балтике». Всего на ВСЗ строится восемь траулеров: четыре других относятся к проекту КМТ02 (это уменьшенная версия КМТ01) и предназначены еще трем заказчикам. Все суда находятся в разной степени готовности.

Для достройки судна во внецеховом пространстве используются мощные портальные краны (порталом называется основание крана с опорой на два рельсовых пути). Только такая техника способна оперировать крупными блоками, например рулевой рубкой. Для спуска судов на воду на предприятии используется доковая камера. Если размеры судна превышают габариты этого сооружения, в дело вступает погружная баржа «Атлант». Она вывозит судно в море и временно «тонет», отпуская свой груз в свободное плавание.

Откроем маленький секрет, который и не секрет вовсе. Оба проекта не являются российской разработкой. КМТ01 – это адаптированная под требования заказчика и Российского морского регистра судоходства версия норвежского траулера SТ -118, а КМТ02 соответственно SТ -116XL. «В России есть заводы, которые способны построить современные рыбопромысловые суда, – говорит Николай Назаренко, – но конструкторских бюро, которые могли бы реализовать подобный проект с нуля, на момент начала программы инвестквот не было. Хочется всегда быть патриотом, и мы рассматривали несколько отечественных проектов, но, к сожалению, все они не дотягивали до параметров, которые требуются нам в работе. С норвежцами же мы бок о бок добываем рыбу в северных морях, в Норвегии базируются наши суда, и мы видим, что тамошнее судостроение в нашей отрасли – одно из самых продвинутых в мире. Поэтому мы договорились с компанией Skipsteknisk о том, что будем заказывать суда на основе их концепт-проекта. Однако хочу заметить, что прошло уже немало лет нашего прямого участия в программе обновления рыболовного флота в России, пройден немалый путь плечом к плечу совместно с российским проектантом, компанией “Морское инженерное бюро”, и я смею заверить, что наши коллеги

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Метавселенные Метавселенные

Главная технология и тренд этого года – виртуальные вселенные, или метавселенные

Популярная механика
Быстрый рост деревьев отрицательно сказался на продолжительности их жизни Быстрый рост деревьев отрицательно сказался на продолжительности их жизни

Чем быстрее растут деревья, тем раньше они умирают

N+1
Стратосферный турист Стратосферный турист

Звездное небо над головой и далекая Земля внизу – вид из стратосферы

Популярная механика
12 самых странных и редких существ, живущих под водой 12 самых странных и редких существ, живущих под водой

Дюжина самых странных и редких морских обитателей

Популярная механика
Знай наших Знай наших

Уникальные достижения отечественных ученых

Популярная механика
Как выбрать наручные часы: пошаговое руководство для мужчин Как выбрать наручные часы: пошаговое руководство для мужчин

На какие нюансы стоит обратить внимание при покупке мужских наручных часов

Playboy
Античный герой Античный герой

Кого люди будут вспоминать через столетия?

Популярная механика
Как Кен Кизи тестировал ЛСД для ЦРУ и написал «Пролетая над гнездом кукушки» Как Кен Кизи тестировал ЛСД для ЦРУ и написал «Пролетая над гнездом кукушки»

История и последствия одного эксперимента

Weekend
Ниже солнца, выше воды Ниже солнца, выше воды

Беспилотное судно с почти неограниченным запасом хода

Популярная механика
Правила долголетия Правила долголетия

Результаты крупнейшего исследования долгожителей

kiozk originals
Корабль, рожденный в «цифре» Корабль, рожденный в «цифре»

Модель имперского звездного разрушителя из кубиков LEGO весит почти 20 кг

Популярная механика
Правила жизни Фредди Меркьюри Правила жизни Фредди Меркьюри

Правила жизни вокалиста культовой рок-группы Queen

Esquire
Не рокот космодрома Не рокот космодрома

Как и зачем строят космодромы

Популярная механика
Неизбежно Неизбежно

12 технологических трендов, которые определяют наше будущее

kiozk originals
Немного другие миры Джолана ван дер Виля Немного другие миры Джолана ван дер Виля

Художник из Амстердама играет с силами природы

Популярная механика
Другой Египет: средневековые мечети, живой Некрополь и марсианские пейзажи в стране фараонов Другой Египет: средневековые мечети, живой Некрополь и марсианские пейзажи в стране фараонов

Несколько веских причин вновь вернуться в Египет

Forbes
Техпарад Техпарад

Новости мира науки и техники

Популярная механика
Черно-белое кино Черно-белое кино

Блейк Лайвли – о том, как била Джуда Лоу и боролась против голливудских клише

Cosmopolitan
5 невероятных проектов для борьбы с потеплением 5 невероятных проектов для борьбы с потеплением

Как люди собираются противостоять глобальному потеплению

Популярная механика
Ежедневный уход за новорожденным Ежедневный уход за новорожденным

Как правильно ухаживать за малышом?

9 месяцев
Радио против видео Радио против видео

Автоматическая посадка крылатого летательного аппарата давно уже не фантастика

Популярная механика
Влюбленная в фотографию Влюбленная в фотографию

Селебрити-фотограф Ольга Тупоногова-Волкова презентует персональную выставку WET

OK!
Техпарад Техпарад

Новости мира науки и техники

Популярная механика
Ронан Варвар Ронан Варвар

Откровения Ронана Фэрроу, чья статья разрушила карьеру Харви Вайнштейна

Esquire
Верхом на вихре Верхом на вихре

Возможное будущее гражданской авиации

Популярная механика
Новый способ преобразования кремния в наночастицы Новый способ преобразования кремния в наночастицы

Ученые из Сколтеха разработали новый способ переработки кремниевых пластин

Популярная механика
Миры миров Миры миров

Как стать президентом в мультивселенной

Популярная механика
В гостях — хорошо? В гостях — хорошо?

Почему критиковать отечество — естественно и необходимо

GQ
Эльф из Санкт-Петербурга Эльф из Санкт-Петербурга

Как Роман Любимцев из Санкт-Петербурга перевернул мир кайтбординга

Популярная механика
6 фактов об игре «Что? Где? Когда?» 6 фактов об игре «Что? Где? Когда?»

Факты о телеигре «Что? Где? Когда?», которые ты не найдешь даже в черном ящике

Maxim
Открыть в приложении