На разных верфях страны бум рыбопромыслового судостроения

Популярная механикаHi-Tech

За урожаем из глубин

У причала выборгского судостроительного завода – несколько еще не окрашенных, пока только загрунтованных корабельных корпусов. Четыре года назад «ПМ» уже гостила на этой верфи – тогда здесь строили ледоколы. А теперь одни траулеры.

Текст: Олег Макаров

И не только здесь. На разных верфях страны бум рыбопромыслового судостроения: траулеры, сейнеры, ярусоловы… Что за тренд возник в нашем отечестве? Траулер – это рыбопромысловое судно, ведущее добычу рыбы и морепродуктов с помощью трала – длинной, похожей на гигантский чулок сети. Трал опускается в море с помощью специального тралового комплекса, состоящего из множества лебедок и специальных приспособлений и в процессе буксирования (траления) наполняется рыбой (или, например, креветкой), а затем поднимается на борт через специальный пандус на корме, который называется слип.

Заказываем российское

Советский Союз располагал многочисленным рыбопромысловым флотом, в том числе и траулерами, и сейнерами, и другими типами судов. Многие из них до сих пор в строю, но время неумолимо, и российские рыболовецкие компании встали перед необходимостью заменять свой морально и физически устаревший парк чем-то более современным. Эту необходимость подпитывали и участившиеся происшествия: самой громкой историей стала катастрофа в Охотском море траулера «Дальний Восток». Но тут выяснилось нечто интересное и обескураживающее. Советский траулерный флот строился где угодно, только не в РФ. Суда изготавливались на верфях Польши и ГДР, на Украине (Николаев, Киев) и в Литве (Клайпеда). Исключением оставался Ярославский судостроительный завод, где делались небольшие траулеры и сейнеры. После распада СССР никаких усилий по развитию собственного рыбопромыслового судостроения практически не прилагалось. Рубежом стала середина уходящего десятилетия, когда руководство страны приняло решение наконец-то стимулировать развитие строительства рыболовных судов на отечественной производственной базе. Была принята программа так называемых инвестиционных квот, которая предполагала выделение рыбопромысловым компаниям дополнительных квот на вылов рыбы при условии размещения заказов на новые суда на российских верфях.

Построенный корпус траулера вывозят из сборочного цеха. Размеры судна настолько велики, что рулевую надстройку с капитанским мостиком придется монтировать отдельно. Корпус покрыт грунтовкой темно-охристого цвета.

Учимся у соседей

«Мы были одними из пионеров этой программы, вступив в нее в 2016 году, – рассказывает Николай Назаренко, заместитель генерального директора по модернизации и развитию флота АО «Архангельский траловый флот» (входит в НП «Северо-Западный рыбопромышленный консорциум»). – А с 2017-го по нашему заказу в Выборге строятся четыре траулера-процессора проекта КМТ01. С августа этого года "Баренцево море", головное судно проекта, успешно проходит ходовые испытания на Балтике». Всего на ВСЗ строится восемь траулеров: четыре других относятся к проекту КМТ02 (это уменьшенная версия КМТ01) и предназначены еще трем заказчикам. Все суда находятся в разной степени готовности.

Для достройки судна во внецеховом пространстве используются мощные портальные краны (порталом называется основание крана с опорой на два рельсовых пути). Только такая техника способна оперировать крупными блоками, например рулевой рубкой. Для спуска судов на воду на предприятии используется доковая камера. Если размеры судна превышают габариты этого сооружения, в дело вступает погружная баржа «Атлант». Она вывозит судно в море и временно «тонет», отпуская свой груз в свободное плавание.

Откроем маленький секрет, который и не секрет вовсе. Оба проекта не являются российской разработкой. КМТ01 – это адаптированная под требования заказчика и Российского морского регистра судоходства версия норвежского траулера SТ -118, а КМТ02 соответственно SТ -116XL. «В России есть заводы, которые способны построить современные рыбопромысловые суда, – говорит Николай Назаренко, – но конструкторских бюро, которые могли бы реализовать подобный проект с нуля, на момент начала программы инвестквот не было. Хочется всегда быть патриотом, и мы рассматривали несколько отечественных проектов, но, к сожалению, все они не дотягивали до параметров, которые требуются нам в работе. С норвежцами же мы бок о бок добываем рыбу в северных морях, в Норвегии базируются наши суда, и мы видим, что тамошнее судостроение в нашей отрасли – одно из самых продвинутых в мире. Поэтому мы договорились с компанией Skipsteknisk о том, что будем заказывать суда на основе их концепт-проекта. Однако хочу заметить, что прошло уже немало лет нашего прямого участия в программе обновления рыболовного флота в России, пройден немалый путь плечом к плечу совместно с российским проектантом, компанией “Морское инженерное бюро”, и я смею заверить, что наши коллеги

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Робот – лучший повар Робот – лучший повар

Намучившись с самодеятельной кулинарией, он решил поручить эти заботы технике

Популярная механика
Краски лета Краски лета

Яркий интерьер для путешественников

SALON-Interior
Античный герой Античный герой

Кого люди будут вспоминать через столетия?

Популярная механика
Чистая работа Чистая работа

Чем опасны новообразования на коже и как от них избавиться?

Лиза
Триумф 57 мм Триумф 57 мм

Новое слово в разработке российских бронемашин

Популярная механика
Аллергия - ошибка иммунитета Аллергия - ошибка иммунитета

Вряд ли в наше время можно найти человека, который ничего не слышал про аллергию

Популярная механика
Нейронные герои Нейронные герои

Валерий Шарипов рассказал «Популярной механике» о своих синтетических героях

Популярная механика
«Материнство головного мозга» — миф или реальность? «Материнство головного мозга» — миф или реальность?

Отрывок из книги «Женский мозг: нейробиология здоровья, гормонов и счастья»

СНОБ
Верхом на вихре Верхом на вихре

Возможное будущее гражданской авиации

Популярная механика
4 причины, почему стоит начать вставать в 5 утра (это поможет стать успешнее) 4 причины, почему стоит начать вставать в 5 утра (это поможет стать успешнее)

У нас есть веские аргументы в пользу ранних подъемов

Playboy
Человек, который придумывает будущее Человек, который придумывает будущее

Компания с российскими корнями разрабатывает уникальные технологии для авто

Популярная механика
Впервые выделен геном оригинального источника пенициллина Впервые выделен геном оригинального источника пенициллина

Ученые открыли генетический код плесени, благодаря которой создаются антибиотики

Популярная механика
Пространство новых материалов Пространство новых материалов

Как один ученый придумал альтернативу таблице Менделеева

Популярная механика
Ем пирожные, чтобы себя наказать: что такое самонасилие едой Ем пирожные, чтобы себя наказать: что такое самонасилие едой

Еда как радость, наказание, внимание и любовь

Cosmopolitan
5 невероятных проектов для борьбы с потеплением 5 невероятных проектов для борьбы с потеплением

Как люди собираются противостоять глобальному потеплению

Популярная механика
«Ежовые рукавицы» низкой инфляции: какие риски таит медленный рост цен «Ежовые рукавицы» низкой инфляции: какие риски таит медленный рост цен

У низкой инфляции может быть ряд побочных эффектов

Forbes
Новая «Арктика» Новая «Арктика»

Атомоходы ЛК-60Я заменят ледоколы прошлых поколений

Популярная механика
Сказок для девочек не существует: как любимые героини нас обманули Сказок для девочек не существует: как любимые героини нас обманули

Чему на самом деле сказки тебя научили?

Cosmopolitan
Компьютерный мозг Компьютерный мозг

Как работают настоящие нейроморфные микросхемы

Популярная механика
Самые красивые места Уэльса, которые вам точно стоит увидеть Самые красивые места Уэльса, которые вам точно стоит увидеть

Уэльс – регион диких пляжей, причудливых городков и обширных национальных парков

GQ
Ниже солнца, выше воды Ниже солнца, выше воды

Беспилотное судно с почти неограниченным запасом хода

Популярная механика
Готова ли ты стать мамой: что нужно знать о себе, прежде чем решиться рожать Готова ли ты стать мамой: что нужно знать о себе, прежде чем решиться рожать

Какие вопросы стоит задавать самой себе, прежде чем планировать детей

Cosmopolitan
Последний из динозавров Последний из динозавров

Суперкары Lamborghini Huracan Evo должны жить на идеальных гоночных трассах

Популярная механика
Правила жизни Джереми Айронса Правила жизни Джереми Айронса

Правила жизни ирландского актера Джереми Айронса

Esquire
За кулисами пуска За кулисами пуска

Старт космической ракеты – зрелище без преувеличения грандиозное

Популярная механика
Nudge. Архитектура выбора Nudge. Архитектура выбора

Как улучшить наши решения о здоровье, благосостоянии и счастье

kiozk originals
Убийственный «гипер» Убийственный «гипер»

Все об аэродинамике самого перспективного оружия

Популярная механика
Почему высоких цен на нефть больше не будет Почему высоких цен на нефть больше не будет

При любых сценариях развития экономики падения спроса на нефть не избежать

Forbes
Эльф из Санкт-Петербурга Эльф из Санкт-Петербурга

Как Роман Любимцев из Санкт-Петербурга перевернул мир кайтбординга

Популярная механика
Мужские и женские цветки орхидеи запахли по-разному ради пчел Мужские и женские цветки орхидеи запахли по-разному ради пчел

Пчелы всегда садятся сначала на мужской цветок, потом на женский

N+1
Открыть в приложении