Небо насквозь
На конец июня этого года запланирован старт второго из серии новых российских космических телескопов. Через несколько лет «Спектр-РГ» должен составить первую подробную карту Вселенной, полной раскаленного газа и черных дыр, в рентгеновском диапазоне.
Еще в середине 1980-х, когда американцы создавали космические телескопы нового поколения, главным из которых стал Hubble, в СССР задумали собственный набор орбитальных обсерваторий для фундаментальных наблюдений. Планировалось, что несколько «великих телескопов» охватят практически весь электромагнитный спектр – от радиоволн до гамма-лучей – и позволят увидеть Вселенную в совершенно разных ее проявлениях. Одним из инструментов и стал «Спектр-РГ», предназначенный для наблюдений в рентгеновском и ближнем гаммадиапазоне.
Впервые его концепцию еще в 1987 году озвучил академик Рашид Сюняев, выступая на конференции, посвященной 30-летию запуска первого спутника. Проект привлек к участию более десяти стран, от США до Киргизии. Планы были действительно масштабные: 6-тонный аппарат должен был нести почти 2800 кг полезной нагрузки, включая три рентгеновских телескопа разных диапазонов, два ультрафиолетовых, детектор гамма-лучей и другие инструменты.
К сожалению, космическая промышленность России середины 1990-х не сумела справиться с проектом. Не помогли и зарубежные партнеры: запуск космической обсерватории год за годом откладывался и в 2002-м был окончательно остановлен. Лишь три года спустя, когда финансовая ситуация стала понемногу налаживаться, разработчики вернулись к проекту, уже в новой версии и с постановкой новых научных задач, на другой платформе и с другими средствами выведения. «СпектрРГ» стал вдвое легче и сохранил на борту лишь два рентгеновских телескопа. В проект снова вошли зарубежные партнеры.
В 2007-м был подготовлен эскизный проект. Роскосмос и германское космическое агентство DLR подписали договор о намерениях, а через два года окончательно согласовали детали совместного участия в запуске в 2012 году. Немецкая сторона взяла на себя изготовление одного из рентгеновских телескопов (eROSITA), второй (ART-XC) остается российским. Однако уже вскоре стало ясно, что разработка и производство уникальных систем требуют больше усилий и времени. Телескопы были доставлены в НПО имени Лавочкина только в конце 2016 года.