Как изменились привычки покупателей за последние полтора года?

РБКБизнес

«Поиграть в игру "богатые и успешные" удалось не всем»: модный ретейл в 2023-м

О том, как изменились привычки покупателей за последние полтора года, рассуждает Дарья Ядерная, куратор MBA-программы МГИМО и Universal University

346968434034909.jpeg
Пресс-служба

Однажды в истории российские покупатели стояли в очереди к фурам, с которых можно было купить вожделенные джинсы. Десять лет спустя, уже в 2000-х, часть из них проводила время в очередях в бутики Chanel и Louis Vuitton в Париже. Казалось, положение «вторичного рынка» закрепится за Россией навсегда.

Покупатели отличные, любят одеваться дорого и богато, деньги тратят не глядя, выбирают известные бренды, привычны к сервису свысока, с одолжением, плохо говорят на иностранных языках и робко задают вопросы, боясь быть непонятыми. Еще буквально лет пять — десять назад такой отзыв можно было получить за рубежом от персонала в магазинах одежды люксовых и премиальных брендов и даже марок среднего ценового сегмента, от менеджеров гостиниц, да даже от служащего на стойке международного аэропорта.

После пандемии «голодные» покупатели из России снова наводнили рынок, но это уже были не те потребители, к которым все привыкли. Стильные, разборчивые, покупающие по принципу «меньше, но лучше», знающие себе цену и проявляющие интерес к маркам не только с известными логотипами, но с идеей, смыслом и философией. В чем же дело? Кроме ожидаемых причин сферы цивилизационного развития и преодоления лиминальной зоны массового потребления, отечественные покупатели наконец смогли впервые за долгие годы приобретать товары на российском рынке: по адекватной цене и в широком ассортименте. Во время пандемии они были вынуждены обращать внимание на ассортимент внутри страны и с удивлением обнаружили, что российский ретейл даром времени не терял. Отечественные и западные бренды наполнили торговые центры, а показатель квадратного метра торговой площади на потребителя превысил европейские показатели еще в 2010-х годах. Развитие онлайн-продаж, включая сервисы дропшиппинга, и бурный рост маркетплейсов во время пандемии еще больше расширили спектр выбора.

Торговое пространство 12 Storeez
Торговое пространство 12 Storeez. Пресс-служба
Торговое пространство 12 Storeez
Торговое пространство 12 Storeez. Пресс-служба
Торговое пространство 12 Storeez
Торговое пространство 12 Storeez. Пресс-служба
Торговое пространство 12 Storeez
Торговое пространство 12 Storeez. Пресс-служба

И в то же время до февраля 2022 года в большинстве ключевых ретейл-проектов подборка брендов на две трети оставалась зарубежной. Нельзя не отметить отдельные успехи российских компаний: это Underline в «Меге», Trend Island в «Авиапарке», монобрендовые магазины российских дизайнеров в самых разных стилях — от делового и элегантно-женственного актуального тренда в Emka до игривого и жизнелюбивого First in Space. И конечно, не стоит забывать об успехах 12 Storeez как в развитии продукта, так и в клиентском сервисе и ценовом позиционировании. Заметные итоги в масштабировании бизнеса показали USHATÁVA, Monochrome, Present & Simple, из локальных дизайнеров превратившиеся в знаковые бренды с отстроенными бизнес-процессами.

Уход иностранных марок в результате культуры отмены повлек за собой целый ряд последствий. Во-первых, освободились торговые площади, многие из которых были лакомым, но недоступным кусочком для российских ретейлеров. Очевидно, что площади Inditex и H&M — самые кассовые с точки зрения трафика и в силу уже мнемонических причин: клиенты по старой памяти строят траекторию движения по торговому центру туда, где раньше были знакомые им бренды.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Как москвич трижды запускал обучающий сервис для детей и продал его «Яндексу» Как москвич трижды запускал обучающий сервис для детей и продал его «Яндексу»

Как создавалась «Сказбука» и зачем «Яндекс» её выкупил?

Forbes
«Терплю с каменным лицом»: что делать, если вам неприятны прикосновения «Терплю с каменным лицом»: что делать, если вам неприятны прикосновения

Нормально ли испытывать от тактильного контакта дискомфорт?

Psychologies
Практические вопросы: На бездорожье без полного привода Практические вопросы: На бездорожье без полного привода

Что делать, если вы встретили трудный участок на кроссовере с передним приводом

4x4 Club
Стандарты общения Стандарты общения

Как компаниям выстроить коммуникацию с аудиторией

Деньги
Как понять, что мужчина женат Как понять, что мужчина женат

7 признаков, которые выдают изменщика

Лиза
Дневник предпринимательницы: как из булочной получилась диджитал-компания Дневник предпринимательницы: как из булочной получилась диджитал-компания

Может ли начинающий предприниматель выйти на большую торговую площадку?

Forbes
Народу опиум нипочем Народу опиум нипочем

«Стволы и розы»: ностальгия по 1990-м по-болливудски

Weekend
«Наше кино является нашим лицом» «Наше кино является нашим лицом»

Режиссер Егор Кончаловский о советском кино, американской мечте и русских Рэмбо

FP. BusinessReview
Ученый нашел эффективный способ избавить дороги от выбоин и трещин Ученый нашел эффективный способ избавить дороги от выбоин и трещин

Можно ли предотвратить образование выбоин на дороге?

ТехИнсайдер
Выход через развалины Выход через развалины

Как «бумажная архитектура» пыталась вырваться из утопии

Weekend
Интерьер — это ответ на запрос Интерьер — это ответ на запрос

Юлия Тряскина об изменениях в городской среде и о перезагрузке стиля жизни

SALON-Interior
Зарядка для ленивых Зарядка для ленивых

7 классных упражнений, которые можно выполнять, не выходя из дома

Лиза
Прильнувшие стеблем… Прильнувшие стеблем…

Вьюнки и повои из семейства Вьюнковые — красивые и коварные одновременно

Наука и жизнь
Воспоминания — и дом, и путь нашей жизни Воспоминания — и дом, и путь нашей жизни

Разговор с режиссером Рут Хоф и её мужем Гаем Сааром Русо

Seasons of life
Загадки «Семи самураев»: что вы могли не знать о самом известном фильме Акиры Куросавы Загадки «Семи самураев»: что вы могли не знать о самом известном фильме Акиры Куросавы

Вспоминаем фильм мастера Куросавы «Семь самураев» и раскрываем его секреты

Правила жизни
Зачем России квантовые компьютеры: «Так добьемся техносуверенитета» Зачем России квантовые компьютеры: «Так добьемся техносуверенитета»

Вопросы развития технологического суверенитета сейчас стоят особенно остро

ФедералПресс
Мимо ехали евреи Мимо ехали евреи

«И ясно, что евреи виноваты, осталось только летопись найти»

Дилетант
Дизайнерский бутик Дизайнерский бутик

Владимир Пирожков, наверное, самый известный российский промышленный дизайнер

ТехИнсайдер
Сел и уснул: 10 лайфхаков, как хорошенько выспаться в самолете Сел и уснул: 10 лайфхаков, как хорошенько выспаться в самолете

Как «отключиться» от внешних раздражителей и погрузиться в сон на время полета

ТехИнсайдер
Ну, приехали! Ну, приехали!

Как привести себя в порядок после отпуска и провести необходимый детокс?

Добрые советы
Портрет и пейзаж Портрет и пейзаж

Природный ландшафт в оформлении интерьера квартиры в доме в горах

Идеи Вашего Дома
Привет из прошлого Привет из прошлого

Как реагировать, если вдруг начинает писать бывший молодой человек?

Лиза
Надежда Бабкина: «Красотой русских женщин восторгается весь мир!» Надежда Бабкина: «Красотой русских женщин восторгается весь мир!»

Как Надежда Бабкина пришла к гармонии между внутренним и внешним?

Добрые советы
Гениальная экономия: 4 быстрых способа, как заточить одноразовую бритву Гениальная экономия: 4 быстрых способа, как заточить одноразовую бритву

Как заточить одноразовые бритвы 4 простыми методами

ТехИнсайдер
Куда приводит любовь Куда приводит любовь

Алексей Еремчук — как его увлечение электромобилями стало бизнесом

Robb Report
Наскальные мультфильмы Наскальные мультфильмы

Рисункам из пещеры Шове больше 30 тысяч лет

Вокруг света
Выйти за рамки Выйти за рамки

Пять новых книг о креативности в 2023 году

FP. BusinessReview
Олег Шибанов: «Нейроэкономика и нейрофинансы уже интригуют некоторыми результатами» Олег Шибанов: «Нейроэкономика и нейрофинансы уже интригуют некоторыми результатами»

К чему приведут новые технологии в экономике

РБК
«Во власти непережитых чувств»: чем чреваты семейные тайны «Во власти непережитых чувств»: чем чреваты семейные тайны

Отрывок из книги «Миф, в котором я живу»: к чему приводят семейные секреты?

Psychologies
Яндекс.Маршрутизация и тренды в логистике: «Придут роботы и квадрокоптеры» Яндекс.Маршрутизация и тренды в логистике: «Придут роботы и квадрокоптеры»

Тихон Рощупкин о создании проектов и трендах в современной логистике

ФедералПресс
Открыть в приложении