Дочь Марка Захарова поделилась воспоминаниями об отце

Коллекция. Караван историйЗнаменитости

Александра Захарова: «Отец выстраивал не столько роли на сцене, сколько судьбы актерские»

Марина Порк

Фото: из архива М. Захарова

В октябре Марку Захарову, знаменитому режиссеру и многолетнему руководителю театра «Ленком», исполнилось бы 90 лет. При нем премьеры «Ленкома» становились яркими культурными событиями. Захаров вывел формулу спектакля, безошибочно рассчитанного на многолетний, серьезный зрительский успех. Он вырастил несколько поколений больших актеров, среди которых была и его любимая дочь Александра. Она поделилась воспоминаниями об отце с «Коллекцией Каравана историй».

— Александра Марковна, ваши родители Марк Анатольевич Захаров и Нина Тихоновна Лапшинова прожили вместе всю жизнь. А как они нашли друг друга?

— Они прожили вместе больше шестидесяти лет. Знаете, когда им мерили давление, оно всегда оказывалось одинаковым. Мама была для отца той самой каменной стеной, защищавшей его от невзгод. Папа сказал, что стена рухнула, когда мамы не стало...

Они познакомились в ГИТИСе, отец учился на курсе годом старше. Когда однажды увидели друг друга, он сразу понял: «Это моя будущая жена».

Отец очень хорошо рисовал, просто замечательно, когда-то дома висела написанная им большая картина: поле, дорога, уходящая за горизонт, и какой-то покосившийся дом... Куда она подевалась — исчезла, растворилась или ее выкинули? Я не знаю. Он рисовал потрясающие, очень смешные карикатуры. В ГИТИСе мама выпускала стенгазету, в один прекрасный день подошла к нему и попросила что-то красиво написать, а почерк у отца был абсолютно каллиграфическим. Мама тогда произнесла: «Захаров-Презахаров, выручи, пожалуйста!» Отец признавался, что эта фраза сразила его в самое сердце. Позже она перекочевала в пьесу «Капкан», которую я выпускала за него, после его ухода... Вообще, лейтмотив мамы — единственной женщины, наверное, один из главных в спектаклях отца. В «Тиле», ознаменовавшем рождение театра «Ленком», Инна Михайловна Чурикова играла именно такую Неле, она объединяла в себе три непохожих женских образа и в сознании Тиля и для всего зрительного зала сливалась в один-единственный прекрасный образ любимой женщины. Спектакли Марка Анатольевича — это бесконечный гимн любви, в первую очередь любви к моей маме.

Я спрашивала:

— Ну хорошо, ты ее заметил, и она тебе понравилась. А почему решил жениться?

Он говорил:

— Я испугался, что могу ее потерять, когда увидел с каким-то прибалтом, стал ухаживать и вскоре сделал предложение.

В нашей квартире над папиной кроватью висит железяка с номером дома, рядом с которым он первый раз поцеловал маму. Она была главным человеком в семье, все пьесы читались ей, все идеи обсуждались с ней, она — такая глыба — сначала вырастила отца, потом меня.

Мама была красавицей, я все-таки не до конца понимала, почему она так сильно влюбилась в отца. Мама объясняла: «Он остроумный, мне с ним всегда было весело».

«Первое мое детское воспоминание об отце такое: я лежала в кроватке и наблюдала через деревянные реечки, как он работает, пишет». Александра Захарова. Фото: из архива А. Захаровой

— Как складывалась карьера Марка Анатольевича по окончании актерского факультета ГИТИСа?

— Отца распределили в Пермский драмтеатр, и мама, как жена декабриста, поехала за ним. Там они проработали какое-то время, и мама решила вытащить отца оттуда. Они приехали из Перми в Москву на короткое время погостить, когда там проходил Всемирный фестиваль молодежи и студентов, приехали просто посмотреть на то, что происходит. Мама вспоминала: «Мы ощутили себя выкинутыми из жизни». Она тогда твердо решила: надо бежать назад в Москву! В их возвращении сыграл свою роль Андрей Александрович Гончаров. Родители ему позвонили, и тот прокричал в трубку: «Приезжайте!» Они вернулись и отправились к Гончарову. Когда пришли, выяснилось, что Андрей Александрович, поговорив с ними, моментально об этом забыл.

Правда, спустя время он приглашал маму в труппу актрисой, а отца — очередным режиссером. Но моя прекрасная мудрая мама сказала: «Марк, этого делать нельзя, ты станешь его заложником, тебе надо идти своим путем». В жизни родителей Андрей Александрович сыграл большую роль.

— И после разговора с Гончаровым родители пришли в труппу театра «Эрмитаж»?

— Да. В это время Владимир Соломонович Поляков, один из сценаристов знаменитой «Карнавальной ночи», соорудил в саду «Эрмитаж» свой театр, назывался он Театр миниатюр. Поляков был уникальным, остроумным, веселым человеком, удивительно широким. Он на свои деньги купил стулья для зрителей, костюмы для артистов. Артисткам сказал: «Надо модно причесаться», — и записал всех к какому-то известному мастеру. Всем сделали прически, а Владимир Соломонович все это оплатил.

Театр миниатюр славился своим абсурдистским юмором. В разное время там работали такие люди, как Владимир Высоцкий, Леонид Енгибаров, Зиновий Высоковский, ставили спектакли Гончаров и Любимов. Некий дилетантизм не дал этому театру превратиться в по-настоящему профессиональный, выйти на высокий уровень. Но юмор там был прекрасным. Например, Владимир Соломонович издавал такие приказы: «Во время спектакля нельзя играть в шахматы и в карты, а домино приказываю поставить на поролон».

Там служил рабочий сцены Сергей Павлович, я его хорошо помню, совершенно замечательный театральный человек. Раньше спектакли принимала комиссия управления культуры, и вот пришла очередная, которая после прогона сидела в зале и громко, не выбирая выражений, обсуждала увиденное. А артисты стояли в кулисах и страшно волновались. Сергей Павлович в тот момент что-то чинил за сценой, заметил тревожное выражение на актерских лицах, бросил: «Сейчас». Он раздвинул занавес и обратился к членам комиссии: «Можно потише?» Те совершенно ошалели.

«Телевизионное кино было раньше не таким уж модным, но то, как играют в паре Папанов и Миронов в «12 стульях» в постановке отца, это, конечно, грандиозно». Анатолий Папанов, Андрей Миронов и Марк Захаров на съемках телевизионного фильма «12 стульев», 1976 год. Фото: из архива А. Захаровой

Однажды Сергей Павлович по неосторожности свалился с колосников, к счастью, не переломался. Но этот «полет» стал предметом шуток в труппе. Кто-то ему сказал:

— Ну что, Сергей Павлович, ты, говорят, с колосников навернулся? — как вы догадываетесь, последнее слово звучало иначе.

Он ответил:

— Нет, просто упал.

Вот такой английский юмор.

Я выросла в саду «Эрмитаж». Когда была маленькой, мама часто брала меня с собой на работу. Пока она репетировала, я бегала вокруг театра. Мимо по дорожкам прогуливался живший по соседству Леонид Осипович Утесов, ходил без охраны, никто к нему особенно не цеплялся, нередко он общался с отцом, мамой. Я помню, как в этом саду ломали стоявший в глубине зеленый деревянный театр с петухами, который на выставке в Париже получил премию — он был построен без единого гвоздя, был настоящим произведением искусства. Этот театр можно видеть в эпизодах фильма «Рожденная революцией». Я совершенно не знаю, зачем его было ломать. Там когда-то игрались «Три сестры» Немировича-Данченко. Там выступали Мария Владимировна Миронова и Александр Менакер. Там пел Утесов, произносила свои монологи Рина Зеленая. Но в итоге приехала машина с огромной дурной кувалдой на цепи, и она, раскачиваясь, с размаха разбила этот театр в щепы, вдрызг. Я, маленькая девочка, видела это и видела, что вокруг собрались люди с горестными лицами. Театр в одночасье был разрушен.

Когда Полякова не стало, проститься с ним пришло несколько человек. Добро, которое он делал окружающим, очень быстро забылось, у людей, с ним работавших, оказалась короткая память...

— Как Марк Анатольевич пришел в режиссуру?

— Владимир Соломонович Поляков считал, что отец — прежде всего артист, но однажды дал ему что-то поставить, посмотрев, вынес вердикт: «Ты не режиссер». Но отец с ним не согласился. Он подался в Студенческий театр МГУ, который в те времена был островком свободы. Там кипела творческая жизнь, начинали Ролан Антонович Быков, Виктюк, Райхельгауз... Отец поставил там спектакль «Дракон» по Евгению Шварцу, который имел большой успех в Москве. А после этого выпустил спектакль по повести Владимира Войновича «Хочу быть честным».

Постановки отца в Студенческом театре увидел Валентин Николаевич Плучек и пригласил его в Театр сатиры, которым руководил. Отец начал что-то репетировать, а потом Плучек предложил: «Может, тебе какую-то пьеску подыскать, что-нибудь из классики?» К отцу подошла завлит театра и стесняясь протянула пьесу Островского «Доходное место». Больших надежд на нее они не возлагали. А отец увидел в ней что-то злободневное. Выдающийся театральный художник Валерий Левенталь оформил спектакль. На сцене высились арки, стояли только стулья и столы. Татьяна Ивановна Пельтцер в роли Кукушкиной произносила монолог: как это так, это что за мода такая пошла — жить на одну зарплату? Там была мизансцена, когда Пельтцер кидала сковородку, однажды во время репетиции она не рассчитала, и сковородка приземлилась ей на ногу. Татьяна Ивановна возмутилась: как же так, почему, если человек ничего не умеет, он сразу идет в режиссуру? А потом на прогон пришла Фаина Раневская и сказала: «Таня, это великий режиссер, и у тебя выдающаяся работа». После этого Пельтцер прониклась уважением к отцу и в дальнейшем относилась к нему как к родному сыну. Позже, когда у нее произошла размолвка с Валентином Николаевичем Плучеком, она пришла в «Ленком», которым руководил отец, перевязалась платком и заявила, что надо ее брать в театр. Конечно, Марк Анатольевич был рад.

«Меня приглашали пять театров. И даже Андрей Александрович Гончаров позвал в труппу, это было безумно приятно. Но я мечтала работать в «Ленкоме», куда и была принята». Александра Захарова с Марком Захаровым на съемках фильма «Убить дракона», 1988 год. Фото: из архива А. Захаровой

У нас дома в кабинете отца стоит фотография Андрея Миронова в роли Жадова, где он оборачивается и смотрит в объектив так, что становится понятно: это выдающаяся, гениальная работа актера. Мама говорила, что у нее заболело сердце, когда она смотрела этот спектакль, настолько это было эмоциональное зрелище. В «Доходном месте» Миронов исполнил свою первую трагическую роль. Он сыграл прекрасного, удивленного одинокого человека. Сначала на эту роль был распределен Александр Пороховщиков, а Миронов должен был играть Белогубова. Но отец поменял их местами, что оказалось правильным. Пороховщиков благодарил потом отца за эту работу. В одной сцене ему говорили: пляши! Те, кто видел спектакль, рассказывают, это было очень выразительно и страшно. Эдакая зловещая пляска.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

«После «Карнавальной ночи» — борьба, война, выживание, терпение... Какое уж тут счастье!» — рассказывала Людмила Гурченко «После «Карнавальной ночи» — борьба, война, выживание, терпение... Какое уж тут счастье!» — рассказывала Людмила Гурченко

В этих статьях — живая, настоящая, реальная Гурченко, какой ее знали не все

Коллекция. Караван историй
Тайны разума: как люди научились сотрудничать Тайны разума: как люди научились сотрудничать

Глава из книги «Неоконченная симфония Дарвина»

Inc.
Нина Русланова: «Когда она узнала, что в «Иване Лапшине» будет играть Миронов, отказалась сниматься» Нина Русланова: «Когда она узнала, что в «Иване Лапшине» будет играть Миронов, отказалась сниматься»

Русланова была великой актрисой, играла все: от высокой трагедии до комедии

Караван историй
Что не так с рейтингом фильмов «Кинопоиска» Что не так с рейтингом фильмов «Кинопоиска»

Сравниваем рейтинг «Кинопоиска» с IMDB и здравым смыслом

Maxim
«Валентина Толкунова — это вся моя жизнь», — рассказывает директор певицы Любовь Майорова «Валентина Толкунова — это вся моя жизнь», — рассказывает директор певицы Любовь Майорова

Любовь Майорова вспоминает о певице Валентине Толкуновой

Коллекция. Караван историй
Не наступи на грабли Не наступи на грабли

7 подводных камней самозанятости (как не налететь на них)

Лиза
Анастасия Вертинская: Анастасия Вертинская:

Анастасия Вертинская вспоминает свое детство и рассказывает о родителях

Караван историй
Почему женщины отказываются от интервального голодания: 3 серьезные причины Почему женщины отказываются от интервального голодания: 3 серьезные причины

Почему интервальное голодание подходит далеко не всем?

VOICE
Вера Сторожева: «Я никогда не обижаюсь на артистов» Вера Сторожева: «Я никогда не обижаюсь на артистов»

Он каждого из нас предостерег: не исключено, что вы будете безработными

Караван историй
Погружение в серость: как зумерские «старые деньги» не стали «новой романтикой» Погружение в серость: как зумерские «старые деньги» не стали «новой романтикой»

Что такое эстетика old money?

Правила жизни
Ну-ка выпрямись Ну-ка выпрямись

Топ-4 упражнения от сутулости

Лиза
Борзых и ребята Борзых и ребята

«Убить Риту»: Бандитский Петербург возвращается в новом амплуа

Собака.ru
Диета «Стол № 9»: правила питания и рецепты блюд при диабете 2-го типа Диета «Стол № 9»: правила питания и рецепты блюд при диабете 2-го типа

«Стол № 9»: насколько принципы этой диеты актуальны в наше время

РБК
Как электрик Дэвид Фуллер занимался некрофилией в больницах: история маньяка из Англии! Как электрик Дэвид Фуллер занимался некрофилией в больницах: история маньяка из Англии!

После ареста Дэвида Фуллера за пару убийств полиция была потрясена

ТехИнсайдер
Мания Востока Мания Востока

Почему мы без ума от турецких сериалов: 4 секретных ключика

Лиза
Тренд на проявленность. В чем его суть и нужно ли это тебе Тренд на проявленность. В чем его суть и нужно ли это тебе

Быть проявленным – это значит быть собой, быть заметным, видимым для других

Лиза
Хорошие ужастики 90-х, которые почти никто не видел Хорошие ужастики 90-х, которые почти никто не видел

Хорроры 90-х, которые прошли мимо массового зрителя по разным причинам

Maxim
14-летний подросток из Ярославля убивает котят и снимает это на видео: в чем причина его насилия 14-летний подросток из Ярославля убивает котят и снимает это на видео: в чем причина его насилия

Как быть родителям, чьи дети могут быть склонны к насилию

Psychologies
Почему нам кажется, что в комнате кто-то есть, когда в ней пусто Почему нам кажется, что в комнате кто-то есть, когда в ней пусто

Возникало ли у вас когда-нибудь ощущение, что в пустом доме с вами кто-то есть

ТехИнсайдер
5 фантастических книг, в которых Земля оказывается на грани гибели 5 фантастических книг, в которых Земля оказывается на грани гибели

Книги, в которых на Землю обрушиваются самые разные катастрофы

Maxim
Практические вопросы: Почему в машине холодно? Практические вопросы: Почему в машине холодно?

Вы уже преодолели половину своего пути, а из печки дует едва теплым воздухом?

4x4 Club
Блоги vs блохи Блоги vs блохи

Самый дикий случай в истории сложных отношений между блогерами и бизнесом

Правила жизни
Как сделать самый стильный YouTube-канал? История проекта «На шуме» Как сделать самый стильный YouTube-канал? История проекта «На шуме»

Что такое «На шуме», почему их стоит смотреть, и чего от них ждать

Правила жизни
Избиение и удары током оказались наиболее распространенными методами пыток в мире Избиение и удары током оказались наиболее распространенными методами пыток в мире

Какие виды пыток самые применяемые в мире?

N+1
Стать отцом и не утратить мужественность: как это сделать — интервью с психологом Стать отцом и не утратить мужественность: как это сделать — интервью с психологом

Плохо ли для отца быть чувствительным и эмпатичным?

Psychologies
Весь мир потрясло произошедшее в Турции в феврале месяце сильнейшее за 80 лет землетрясение Весь мир потрясло произошедшее в Турции в феврале месяце сильнейшее за 80 лет землетрясение

Могло ли землетрясение 2023 года в Турции быть искусственным?

Зеркало Мира
Игра «Лила»: может ли настолка с индийскими корнями заменить психолога Игра «Лила»: может ли настолка с индийскими корнями заменить психолога

«Лила» — игра для самопознания. Она стремительно набирает популярность в России

Psychologies
Желуди и каштаны. О пользе игр с природными материалами для детей Желуди и каштаны. О пользе игр с природными материалами для детей

Как игры с желудями и каштанами помогают развивать воображение и мелкую моторику

СНОБ
Знатному пазырыкцу поставили диффузный идиопатический скелетный гиперостоз Знатному пазырыкцу поставили диффузный идиопатический скелетный гиперостоз

Ученые исследовали останки мужчины, найденные в могильнике Ак-Алаха-1

N+1
Новый дом в Солнечной системе Новый дом в Солнечной системе

Можно ли преобразовать иные планеты так, чтобы на них жили люди?

Зеркало Мира
Открыть в приложении