Происхождение власти, процветания и нищеты

kiozk originalsОбщество

Почему одни страны богатые, а другие бедные

Происхождение власти, процветания и нищеты

Авторы: Дарон Аджемоглу – американский экономист армянского происхождения. Профессор на кафедре прикладной экономики Массачусетского технологического института, член Американской академии искусств и наук и Национальной академии наук США. Относится к числу 10 самых цитируемых экономистов мира; и Джеймс Робинсон – британский экономист и исследователь в области политики, профессор Школы публичной политики имени Харриса в Университете Чикаго. Основные научные интересы – сравнительный экономический анализ и политическое развитие в долгосрочном периоде, в частности процессы в Латинской Америке и Африке южнее Сахары

0:00 /
1432.577

Аджемоглу и Робинсон также являются авторами книги «Экономические истоки диктатуры и демократии».

Для кого эта книга?

Карл Маркс свято верил в то, что производственные отношения и экономическая структура являются базисом экономики во всех социумах. А разные формы общественного сознания, включая религию, философию и политико-правовое устройство – надстройкой. И хотя многие идеи марксизма актуальны и по сей день, большинство современных ученых сходятся во мнении, что политический режим и правовое поле первичны по отношению к экономике. Чем эффективнее работа институтов власти в конкретной стране, чем выше там уровень демократии, тем лучше и стремительнее развивается ее экономика. «Почему одни страны богатые, а другие бедные» – возможно, самая известная научно-популярная книга на эту тему. Мы советуем ее к прочтению всем, кто хочет разобраться в вопросе политико-экономических взаимосвязей.

Чем же вызвано экономическое неравенство?

Книга «Почему одни страны богатые, а другие бедные» – это исследование причин экономического неравенства. Авторы приходят к выводу, что экономическая обстановка в той или иной стране обусловлена ее политическим развитием, а не географией, климатом или другими культурными факторами. Элиты в слаборазвитых странах намеренно грабят свой народ и держат его в нищете – считают Аджемоглу и Робинсон.

Они противопоставляют два типа институтов: экстрактивные – направленные на исключение большей части общества из процесса принятия политических решений и распределения доходов, и инклюзивные – направленные на включение максимально широких слоев общества в экономическую и политическую жизнь.

Приведем пример из книги. Город Ногалес наполовину находится на территории Мексики и наполовину – на территории Соединенных Штатов. Люди, живущие в американской части Ногалеса, хорошо образованы, процветают и живут долго. Живущие же в мексиканской части не получают хорошего образования и их жизнь намного короче.

Эти различия нельзя объяснить географией или культурой – значит, чтобы понять, почему две части одного города так отличаются друг от друга, нам нужно обратиться к институтам двух разных государств. В Соединенных Штатах исторически были созданы инклюзивные институты власти, которые поощряли технологические инновации и поддерживали благосостояние населения. В Мексике же испанские завоеватели создали экстрактивные институты, призванные эксплуатировать население в целях обогащения элит. Когда создаются недемократические институты власти, они существуют потом еще очень долго – даже тогда, когда элиты свергаются или меняются.

Слаборазвитые страны стали таковыми не из-за невежества своих граждан, считают авторы этой книги. Для развития страны хорошо зарекомендовала себя политика поощрения экономического роста, которая подразумевает защиту прав собственности и предоставление каждому гражданину доступа к образованию. Правительства слаборазвитых стран сопротивляются развитию своего государства, поскольку считают, что оно приведет к созидательному разрушению, смещению власти внутри страны, переходу благосостояния в руки новых элит, утрате ими богатства и статус-кво. Так что, как считают Аджемоглу и Робинсон, экономический рост страны зависит не от технических корректировок в экономической политике, а от создания демократических, инклюзивных политических институтов.

Различия в уровне развития той или иной страны не объясняются географией или культурой.

Экономисты и социологи долгое время утверждали, что с большей вероятностью процветать будут страны с умеренным климатом и хорошей почвой, чем те, что расположены в тропических районах, где почва бедна. Влиятельный немецкий социолог Макс Вебер также предположил, что некоторые народы отличаются большим трудолюбием и поэтому процветают.

Этих объяснений недостаточно, чтобы понять, как в тропической Америке развились процветающие доколумбовые империи, такие как империя Ацтеков, которая была более процветающей и развитой, чем доколумбовые общества Северной Америки. Эти теории также не могут объяснить разрыв между Северной и Южной Кореей – странами с практически одинаковым климатом и (вплоть до 1950-х годов) одинаковой культурой. Сегодня Северная Корея входит в число самых бедных стран на земле, а Южная Корея – в число наиболее промышленно развитых и успешных государств.

Страны Центральной Америки также демонстрируют, что география и культура не определяют уровень развития страны. Например, Коста-Рика, расположенная рядом с Никарагуа, хоть и схожа по климату и культуре со своими соседями, – гораздо более богата, чем другие страны Центральной Америки. В 2013 году ВВП Коста-Рики составил $13 570 на душу населения. В Никарагуа этот показатель составил всего $4510, что сделало ее одной из беднейших стран Америки, беднее которой – только государство Гаити.

Разница в благосостоянии жителей между Коста-Рикой и Никарагуа настолько велика, что многие никарагуанцы эмигрируют в Коста-Рику (на момент написания книги там проживало от 350 000 до 500 000 никарагуанцев). Никарагуанцы приезжают в Коста-Рику по той же причине, по которой мексиканцы приезжают в Соединенные Штаты – потому что это соседнее государство, при этом разница в благосостоянии и возможностях в этих двух странах огромна. Если бы развитие государств определяли география и культура, такого рода экономическое неравенство между соседями было бы невозможно.

Различия в уровне развития государств являются результатом различий в устройстве политических институтов. Инклюзивные институты поощряют развитие.

Южная Корея более развита, чем Северная, потому что в Северной Корее правит удушающая диктатура, которая богатеет за счет своих граждан. Страны остаются бедными, когда в их главе стоят правительства, эксплуатирующие людей и заставляющие их жить в нищете. Если правительство, как в Англии, придерживается инклюзивности, открыто для граждан и поощряет инновации, экономика растет и процветает. Когда же власть правит жесткой рукой диктатуры и стремится к обогащению избранных, как это происходит в Сьерра-Леоне, экономика страны не развивается.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Правила здорового сна: уберите от кровати гаджеты и яблоки Правила здорового сна: уберите от кровати гаджеты и яблоки

Удается ли вам спать достаточное количество часов?

Psychologies
Принципы, правила и риски, на которые идёт Netflix, чтобы быть первым: опыт сооснователя сервиса Рида Хастингса Принципы, правила и риски, на которые идёт Netflix, чтобы быть первым: опыт сооснователя сервиса Рида Хастингса

Главное из разговора руководителя Netflix с Forbes и Bloomberg

VC.RU
6 признаков глупого человека 6 признаков глупого человека

Как понять, кого нужно избегать? Да и нужно ли на самом деле?

Psychologies
Социальные нормы и гендерное насилие: как они связаны? Социальные нормы и гендерное насилие: как они связаны?

Мужчина должен быть сильным и агрессивным, а женщина — покорной и терпеливой?

Psychologies
11 способов становиться немного умнее каждый день 11 способов становиться немного умнее каждый день

Интеллект, как и тело, требует правильного питания и регулярных тренировок

Psychologies
Гордость и гордыня: в чем между ними разница? Гордость и гордыня: в чем между ними разница?

Как определить, что именно мы испытываем — гордость или гордыню?

Psychologies
«Профориентационные туристические маршруты помогут привлекать кадры» «Профориентационные туристические маршруты помогут привлекать кадры»

Чем промышленный туризм интересен бизнесу

РБК
По какому пути пойдет экспансия российского бизнеса в Белоруссии По какому пути пойдет экспансия российского бизнеса в Белоруссии

Экономические отношения между Белоруссией и Россией очень неформальны

СНОБ
Из чего же сделаны наши девчонки? Из чего же сделаны наши девчонки?

Об экранизации романа Карины Добротворской «Кто-нибудь видел мою девчонку?»

Tatler
Истории альпинистов и путешественников о горах, испытаниях и эйфории Истории альпинистов и путешественников о горах, испытаниях и эйфории

Истории о первых восхождениях и о том, почему стоит ходить в горы

СНОБ
Хранить не в холодильнике: как продлить жизнь органам вне тела Хранить не в холодильнике: как продлить жизнь органам вне тела

Время лечит любые раны, если только речь не о трансплантации

Популярная механика
Сознание — сила Сознание — сила

Как справиться с выгоранием и эффективно работать в команде. Мнение экспертов

Vogue
Магическая уборка Магическая уборка

Японское искусство наведения порядка дома и в жизни

kiozk originals
Не делай так: 9 невероятно пошлых жизненных ситуаций Не делай так: 9 невероятно пошлых жизненных ситуаций

Жизненная пошлость – вовсе не обязательно глобальная пошлость

Cosmopolitan
Регуляторные генетические элементы помогли рыбкам отрастить новые плавники Регуляторные генетические элементы помогли рыбкам отрастить новые плавники

Обнаружены гены и другие последовательности, активные во время регенерации

N+1
Австралийцы предложили перерабатывать окурки в кирпичи Австралийцы предложили перерабатывать окурки в кирпичи

Ученые создали кирпичи с добавлением окурков

N+1
Правила жизни Джорджа Р.Р. Мартина Правила жизни Джорджа Р.Р. Мартина

Джордж Р.Р. Мартин: «Нельзя написать хорошую книгу, в которой никто не погибает»

Esquire
Всем нужен отдых: 7 способов снять усталость глаз после компьютера Всем нужен отдых: 7 способов снять усталость глаз после компьютера

Несколько очень простых способов, как снять усталость с глаз после экрана

Cosmopolitan
Майкл Каннингем: «Если миру уже не помочь, кому придет в голову писать книжки?» Майкл Каннингем: «Если миру уже не помочь, кому придет в голову писать книжки?»

Писатель Майкл Каннингем об изоляции, работе, отсутствии хобби и ощущении дома

РБК
Пять самых популярных игровых мифов Пять самых популярных игровых мифов

Пять самых популярных игровых мифов, в которые верили геймеры разных поколений

Популярная механика
Как заработать к 30 столько, чтобы жить в свое удовольствие? 5 советов от тех, кто это сделал Как заработать к 30 столько, чтобы жить в свое удовольствие? 5 советов от тех, кто это сделал

Чтобы заработать состояние к 30, грабить банк не придется

Playboy
«Долой Баффета, теперь я ваш папа!»: почему финтех-стартап Robinhood может стать дорогой в никуда для миллионов инвесторов «Долой Баффета, теперь я ваш папа!»: почему финтех-стартап Robinhood может стать дорогой в никуда для миллионов инвесторов

Стартап Robinhood уже привлек на фондовый рынок миллионы непрофессионалов

Forbes
Как понять свои сексуальные желания: советы экспертов Как понять свои сексуальные желания: советы экспертов

Иногда мы сами не до конца понимаем, что нас действительно возбуждает

Psychologies
Два капитала Два капитала

Секреты общего бюджета

Cosmopolitan
Почему мы  умеем выражать соболезнования Почему мы  умеем выражать соболезнования

Отрывок из книги Меган Девайн «Поговорим о смерти»

Reminder
Сайгачьи будни Сайгачьи будни

В России можно наблюдать весь цикл жизни степной антилопы

Наука и жизнь
Жизнь 3.0 Жизнь 3.0

Быть человеком в эпоху искусственного интеллекта

kiozk originals
Без слез не взглянешь Без слез не взглянешь

Что делать, если дочь выбрала явно «не того» парня?

Лиза
Бальзам на сердце Бальзам на сердце

Когда еда становится лекарством, а лекарство — едой

Вокруг света
«И удача, и поражение не вечны. Футбол хорошо этому учит». Как футболистка из Новой Зеландии стала вице-президентом adidas «И удача, и поражение не вечны. Футбол хорошо этому учит». Как футболистка из Новой Зеландии стала вице-президентом adidas

Сколько получают футболистки и почему бренды готовы вкладывать в женский футбол

Forbes
Открыть в приложении