Почему исследования в пользу «жаворонков» в корне не верны
Опираясь на последние научные исследования, автор книги «Совы умнее жаворонков: почему “магии утра” не существует и как совам преуспеть в мире, в котором правят ранние пташки» Фрэнк Дж. Рамбаускас доказывает, что люди, которые поздно ложатся спать и поздно встают, ничем не хуже тех, кто просыпается с рассветом. Автор также дает советы, как правильно организовать свой распорядок дня и стать продуктивнее. «Сноб» публикует главу, в которой Рамбаускас развенчивает мифы о том, что «жаворонки» показывают лучшие результаты в сравнении с «совами».
Обычно я мечу громы и молнии по поводу того, что «ночные совы» вынуждены жить, учиться и работать в мире, где до сих пор правит архаичный сельскохозяйственный уклад расписания учебы и работы.
Возьмем, к примеру, сегодняшний день. Я встал за 10 минут до того, как моя жена и дети отправились по своим делам. Как ни тяжело мне подниматься в 7.30 утра («жаворонки» могли бы посмеяться и сказать, что это слишком поздно), я стараюсь каждый день провожать детей в школу. Они расстраиваются, если я этого не делаю, хотя когда я сплю в своем обычном режиме, у меня гораздо более ясная голова. Когда мне приходится вставать раньше, то я ложусь в постель еще на час-другой, прежде чем приступить к работе.
Если бы исследователи предложили мне участвовать в изучении производительности и степени успеха «ночных сов» по сравнению с «жаворонками», то я бы ухватился за такую возможность... но лишь при условии, что это будет честное исследование.
Под «честным» я понимаю исследование в любое время суток: утром, в полдень и поздним вечером.
Увы, так поступают немногие. Отсюда происхождение популярного мифа и бесчисленных статей, блогов и публикаций о личной или деловой эффективности, доказывающих, что «жаворонки» лучше успевают в учебе и на работе, а «ночные совы» безнадежно отстают от них.
Разумеется, «жаворонки» лучше справляются с работой и учебой, потому что их занятия, в отличие от ночных работ, вроде бармена или офицера полиции, в основном начинаются в восемь утра, или, в лучшем случае, на час позже. По крайней мере, так происходит в США, хотя, по моему опыту, в других странах существует такая же ситуация. Американские работодатели закрывают глаза на ложь Бена Франклина.
Мне пришлось заставлять себя вовремя приходить в школу; моя успеваемость резко ухудшилась в старших классах, а потом я вылетел из колледжа, потому что не мог приходить на лекции. Чрезвычайно трудно сдавать экзамены, когда ты пропускаешь все лекции, а смартфоны для их записи еще не появились! Поэтому я верю в правоту Марка Кьюбена, когда он говорит, что люди начинают понимать, какой обман представляет собой дорогостоящее четырехлетнее образование, которое больше не служит полезным капиталовложением. Онлайн-университеты постепенно вытесняют традиционные вузы, пока люди задаются вопросом, зачем они тратят по 40 тысяч долларов в год на учебные учреждения, которые и без того получают солидные гранты и дотации. Они спрашивают себя, зачем залезать в долги, а потом узнавать, что твоя ученая степень бесполезна, поскольку у всех есть такие же степени.
Однажды я разговорился с посетителем «Старбакса»; он проходил удаленный курс на гарвардский диплом MBA. Вот это было правильно!