Дискуссия с предпринимательницами Силиконовой долины

ForbesБизнес

Предпринимательницы Кремниевой Долины о фильме Дудя, феминизме и женских стартапах

В конце апреля на YouTube-канале Юрия Дудя вышел фильм о Кремниевой Долине, который вызвал серьезную критику: за 3 часа в кадре не появилось ни одной женщины. Forbes Woman пригласил обсудить фильм и проблему дискриминации четырех предпринимательниц, которые руководят успешными проектами в Калифорнии

vish.jpg__1588921986__89452__vid709823e.jpg

Гендерный дисбаланс в среде стартаперов и предпринимателей в США действительно существует. Согласно официальным данным, общая сумма инвестиций в женские стартапы уменьшилась с $49,9 млрд в 2018 году до $37,7 млрд в 2019 году. В США доля женских стартапов, получивших инвестиции в 2019 году, составляет 14,2%. Но, безусловно, предпринимательницы в Долине есть — и среди них немало женщин из России и стран бывшего СНГ. Мы пригласили в студию Forbes Woman четырех успешных стартаперов, живущих и работающих в Кремниевой Долине, чтобы обсудить проблему неравенства и дискриминации, возможности для женщин привлечь инвестиции в свои проекты и ответить на вопрос, зачем и кому нужно переежать в Калифорнию.

Участницы дискуссии:

Евгения Куйда, основательница and CEO чат-бота Replica, который через общение с человеком становится его близким другом. В 2016 году Куйда попала в список 30 under 30 по версии американского Forbes. Уже будучи известным журналистом в Москве — главным редактором сайта «Афиши» — Евгения в 2015 году переехала в Долину и создала приложение рекомендаций ресторанов Luka. Затем появился чат-бот Replica, который к 2019 году в совокупности получил $11 млн инвестиций.

Катя Романовская, независимый PR-стратег, в России получила известность как Катя Кермлин, сооснователь Twitter-проекта «Перзидент Роисси». В Долине основала Nimb — стартап, создающий кольца с кнопкой, которая отправляет сообщение тревоги по списку контактов, которые вы внесли. Продвижение Nimb в медиа было крайне успешным и во многом благодаря этому на первую партию колец была собрана необходимая сумма на Kickstarter: $50 000 за 18 часов.

Дарья Шаповалова, основательница Mercedes Benz fashion week Ukraine и Kiev fashion institute. В 2017 году Дарья приехала в США, чтобы пройти учебу и стажировку в крупнейшей ретейл-компании мира Walmart. Шаповалова — основательница Moredash.com — pop up store в Париже, который занимается продвижением независимых дизайнеров из стран СНГ. В 2017 году вошла в европейский список 30 under 30 по версии Forbes.

Ирина Лобановская, соосновательница и CEO Piqls — сервиса заказа смартфон фотографов (а на время карантина — съемок через Facetime). Основательница стартапа same&family , который собирает анонимные истории людей про тяжелый кризис со счастливым концом. До переезда в Долину была антропологом, много лет занималась исследованиями аудитории, работала коммуникационным стратегом в рекламных агентствах в Москве.

Тот факт, что в видео Юрия Дудя про Долину нет женщин — это проблема фильма или проблема Долины?

Ира Лобановская: Я думаю, можно ответить прямо: кто фильм делал, тот и виноват. Кто не включил в фильм женщин, того человека это и ответственность. Другой вопрос, почему не включил, какие были этому предпосылки, виновата ли Долина. Есть ли здесь дискриминация женщин, есть ли в России дискриминация женщин — это уже вопрос следующий.

Дарья Шаповалова: Это авторское кино, и Дудь мог себе позволить вполне не включить женщин и девушек. Но я уже третий год в Америке, и я понимаю, что тут хороший тон — говорить о женщинах, если делается какое-то кино о предпринимателях. Я могу с этим согласиться, могу — нет, но мне кажется, это уже определенный стандарт. Другое дело, что нет такого стандарта: если ты блогер, ты обязан рассказать про все minority group (меньшинства — прим. Forbes Woman). Потому что есть разные группы, которые недополучают определенной поддержки в медиа. Поэтому я скажу так. Мне как женщине, как предпринимателю, точно не хватило в этом фильме девушки или женщины. Если бы этот фильм делала я, то постаралась бы включить туда одну из своих прекрасных знакомых. Но я не хочу его обвинять, потому что это действительно авторское кино. Вот это моя позиция.

Катя Романовская: Я хочу сказать, что дала себе слово в публичном пространстве гендерный вопрос больше не комментировать. Этот наш разговор, скорее всего, последний раз, когда я публично и, может быть, даже в квази-личных разговорах касаюсь этого вопроса. Я объясню, почему. Когда мы говорим о какой-то проблеме, я всегда нацелена на то, чтобы понять причину. Я смотрела все исследования, которые выходили из хороших источников, сравнивала, разговаривала с людьми. И мне кажется, что сегодня, когда мы говорим о том, что Дудь не показал женщин, а вот здесь опять в компании мало женщин, а женщинам недоплачивают или женщины несут бытовую двойную нагрузку, — любая такая фраза начинает разговор в русле: давайте просто об этом поговорим. Так вот, на мой взгляд, искать причину — это не равно говорить о проблеме, просто заявлять, что она проблема. А многие дискуссии этим начинаются и этим же заканчиваются. И второе, поиск причины не равно поиск виноватого. Виноватого мы ищем всегда очень легко, очень быстро. Причем виноватый в этой проблеме — всегда такая супердинамичная переменная: 5 минут назад ты была жертвой этой проблемы, через 5 минут ты — виновница, потому что ты что-то сказала. И мы сейчас видим это на миллионе примеров — вот недавний пример с Региной Тодоренко. И как только какой-то конструктив пытается взойти на этой почве, очень часто человек, который предлагает мнение, которое не укладывается в простую формулу «давайте просто все скажем, что это ужасно», — ему сразу становится тяжко вести беседу. Мне стало сложно, потому что я нахожу себя на перекрестке каких-то верований, каких-то диких стереотипных представлений. Они существуют со всех сторон, и я поняла, что не могу ничего на эти весы положить для того, чтобы эту проблему решить. Я поняла, что я знаю эти пути для себя. То есть, если я вижу дискриминацию, я могу представить, каковы ее причины, я могу на эти причины повлиять.

То есть, публичное называние называние проблемы не приводит к ее решению в итоге?

Катя Романовская: Нет. Можем на простых примерах рассмотреть. Например, тарелка грязная, она стоит на столе, и мы говорим: «Тарелка грязная». Я думаю, что мы сегодня находимся в той точке, когда все с нами согласны, что тарелка грязная. И если мы будем постоянно говорить, что она грязная, то никуда не будем двигаться. После того как мы признали, что она есть, может быть, стоит более внимательно посмотреть на причины.

Дарья Шаповалова: Мне кажется, это очень круто, что начали так активно обсуждать, что нужно больше внимания уделять девушкам, предпринимательницам. И этот разговор все равно должен был произойти, но почему он не произошел до фильма Дудя? Интересно, что именно он спровоцировал повышение интереса к девушкам-предпринимательницам, хотя они всегда были. Мой переезд в Долину, например. У меня всегда был пример в лице Насти Сартан (основатель, член совета директоров TrendsBrands.ru, Grintern.ru — прим. Forbes Woman). Я себе говорила, что, если у Насти получилось, значит у меня тоже получится. И, мне кажется, с этой точки зрения важно давать вот возможность всем говорить. Но и тут я никого не хотела бы обвинять. Фильм хороший, но, наверное, если бы это снимал американский журналист, скорее всего, он бы включил девушку, и кино бы стало полнее, интереснее.

Евгения Куйда: Дудя с удовольствием посмотрела. Правда, не могу сказать, что в один присест: первый день заснула, на второй день с удовольствием досмотрела. Мне очень фильм понравился, показался хорошим и мотивирующим. Хотя бы кто-то это делает. А то Собчак все снимает каких-то светских деятелей из 90-х годов, рассказывающих о яхтах Абрамовича. Но, конечно, я расстроилась, что даже такие прекрасные люди, как Юрий Дудь, немножко по-сексистски на все смотрят. Это, конечно, проблема среды, в первую очередь. У нас в принципе настолько ужасно все это сейчас в России происходит: если мы не научились еще к сиротам по-человечески относится и к пенсионерам, то к женщинам мы даже еще не подъехали близко, чтобы начать даже думать про это правильно. И, конечно, меня больше всего расстроил не сам фильм, а куча безумных комментариев людей, в том числе от женщин, типа: «Что вы несете какую-то чушь про женщин? Идите сами свои фильмы снимайте. Феминизм вообще мужского рода». Страшно неприятное слово, с которым я недавно познакомилась, — фемки. «Фемки одичали». Просто какой-то каменный век. Но от людей с большей социальной ответственностью, с гражданской ответственностью, ждешь, что они по-другому будут показывать картину мира, больше показывать позитивные примеры для женщин.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

От чего умер Ленин? От чего умер Ленин?

На момент смерти Ленину было всего 53 года. На здоровье он никогда не жаловался

Дилетант
Правила жизни Алексея Балабанова Правила жизни Алексея Балабанова

Правила жизни режиссера фильмов «Брат» и «Брат 2»

Esquire
Ход Козыревым Ход Козыревым

Почему Михаил Козырев не может гордиться своим культовым саундтреком к «Брату 2»

Esquire
«В России любят миловать»: как Регина Тодоренко потеряла десятки миллионов рублей, но завоевала тысячи новых подписчиков «В России любят миловать»: как Регина Тодоренко потеряла десятки миллионов рублей, но завоевала тысячи новых подписчиков

Как быстрые и правильные шаги помогли Регине Тодоренко восстановить репутацию

Forbes
В городской тиши В городской тиши

Как можно улучшить город, пока он на карантине

Forbes
Липосакция — это раз и навсегда? Самые распространённые мифы об операциях Липосакция — это раз и навсегда? Самые распространённые мифы об операциях

Пластическая хирургия постоянно обрастает огромным количеством слухов и мифов

Cosmopolitan
Он изменил с вашей подругой: почему это могло случиться? Он изменил с вашей подругой: почему это могло случиться?

Предательство со стороны самых близких людей всегда болезненно

Psychologies
Как Германия возрождает европейский футбол Как Германия возрождает европейский футбол

Об опыте немцев, которые планируют возобновить футбольный чемпионат уже 16 мая

GQ
«Чандра» увидела «сверхсветовой» джет в двойной системе «Чандра» увидела «сверхсветовой» джет в двойной системе

Благодаря телескопу «Чандра» мы можем больше узнать о движении плазмы в космосе

N+1
5 простых способов прокачать свой кофе витаминами и антиоксидантами (и это будет вкусно) 5 простых способов прокачать свой кофе витаминами и антиоксидантами (и это будет вкусно)

Как получить от кофе не только энергию, но и массу пользы

Playboy
10 самых опасных бактерий 10 самых опасных бактерий

Бактерии бывают разными - как полезными, так и смертельно опасными

Популярная механика
Как «разглядеть» экзопланету на ярком фоне звезды: секрет Доплера Как «разглядеть» экзопланету на ярком фоне звезды: секрет Доплера

С помощью метода Доплера открыли тысячи экзопланет

Популярная механика
«Непонятно, как такое кино продавать зрителю». Режиссер «Папа, сдохни» о провале на родине и  успехе на Западе «Непонятно, как такое кино продавать зрителю». Режиссер «Папа, сдохни» о провале на родине и  успехе на Западе

Кирилл Соколов рассуждает, как находить деньги и зарабатывать на авторском кино

Forbes

История одного пациента, который прожил половину своей жизни с шизофренией

Esquire
Вспоминая Канны: лучшие наряды кинофестивалей 2006-2016 годов Вспоминая Канны: лучшие наряды кинофестивалей 2006-2016 годов

Лучшие выходы на красные дорожки Каннского кинофестиваля разных лет

Esquire
Как выпускница Физтеха за два года создала компанию с оценкой в $10 млн Как выпускница Физтеха за два года создала компанию с оценкой в $10 млн

Валерия Коган за 2 года сумела заинтересовать технологией крупные агрокомпании

Forbes
Итальянский извод кэмпа: Prada SS 11, Dolce & Gabbana SS 13, Gucci SS 16 Итальянский извод кэмпа: Prada SS 11, Dolce & Gabbana SS 13, Gucci SS 16

Главные коллекции XXI века. Проект Елены Стафьевой

Weekend
Обнулились: 10 звезд, которые кардинально поменяли имидж Обнулились: 10 звезд, которые кардинально поменяли имидж

Звезды, которые прошли бьюти-перезагрузку

Cosmopolitan
Апсайклинг по-королевски: как английский бренд By Walid создает одежду из тканей XIX века Апсайклинг по-королевски: как английский бренд By Walid создает одежду из тканей XIX века

Бренд By Walid должен заинтересовать любого коллекционера нетривиальных вещей

GQ
Красиво шить не запретишь Красиво шить не запретишь

Настя Лыкова знает: трикотажное платье способно изменить жизнь

Vogue
Не в деньгах счастье: олигархи, которые покончили с собой, от Босова до Уилсона Не в деньгах счастье: олигархи, которые покончили с собой, от Босова до Уилсона

Даже управляя бизнес-империями, можно быть совершенно несчастным

Cosmopolitan
Диета «Плоский живот» Диета «Плоский живот»

Особый режим питания для тех, кто хочет вернуть плоский пресс

Здоровье
Кто зажег фитиль: что было со Вселенной до Большого взрыва Кто зажег фитиль: что было со Вселенной до Большого взрыва

Большой взрыв обычно считают началом всего того, что есть сегодня

Популярная механика
Без царя в голове. Как беспилотные автомобили перекраивают реальность Без царя в голове. Как беспилотные автомобили перекраивают реальность

Мир всё ближе к черте, когда место водителя займет искусственный интеллект

Forbes
Ученые успешно воспроизвели аспекты теории перспектив Ученые успешно воспроизвели аспекты теории перспектив

Теорию перспектив из работы Канемана и Тверски удалось применить на практике

N+1
Лайфхаки для хозяйки Лайфхаки для хозяйки

Как быстро и легко все отмыть, отчистить, отстирать и приготовить

Лиза
Как человеческая агрессия стала частью театра и перформанса Как человеческая агрессия стала частью театра и перформанса

В мае выходит книга Ричарда Шехнера «Теория перформанса»

Esquire
В поисках обретенного времени В поисках обретенного времени

Анна Толстова о том, что изоляция может научить нас смотреть видеоарт

Weekend
Рынoк на $9 млрд: почему люди вкладывают деньги в дома престарелых Рынoк на $9 млрд: почему люди вкладывают деньги в дома престарелых

Инвестиции в недвижимость для пожилых людей в Европе можно назвать удачными

Forbes
Как умные люди делают убогую рекламу (быль) Как умные люди делают убогую рекламу (быль)

Откуда берется скучная и бездарная реклама?

Esquire
Открыть в приложении