Почему Антарктида не стала частью Российской империи
Ровно 200 лет назад, 16 (28) января 1820 года, экспедиция под руководством Фаддея Беллинсгаузена и Михаила Лазарева обнаружила «Матерую землю», покрытую вечными льдами и очень холодную.
Во времена Великих географических открытий огромные регионы становились собственностью государств, чьи подданные их обнаруживали. Первооткрыватели давали им свои названия и организовывали колонии из поселенцев. Такой территорией могла бы стать и Антарктида, существование которой доказали российские моряки в ходе научно-исследовательской экспедиции под руководством Фаддея Беллинсгаузена и Михаила Лазарева.
Ровно 200 лет назад, 16 (28) января 1820 года, они обнаружили шестой континент — самый суровый и непригодный для жизни человека. Почему новая территория не стала частью Российской империи и как происходило ее открытие?
Видишь шестой континент? Нет? А он есть!
У древних греков существовала теория, что в Южном полушарии обязательно должны быть обширные массивы суши, уравновешивающие огромную массу северных земель. Иначе Земля просто опрокинулась бы от такого веса. Они же и дали название континенту «Антарктида», обозначающее «напротив Арктики» или «напротив севера». Термин не сразу закрепился, и в разные времена мог встречаться в обозначении совершенно других территорий. Так, в XVI веке бразильская колония называлась «Антарктической Францией».
Отсутствие конкретики рождало самые фантастические сюжеты в просвещенных умах разных эпох. Например, некоторые европейцы считали, что, достигнув Южного полюса, можно свалиться куда-то вниз — может, на спины тех самых китов, держащих мир, или на плечи слонов и даже панцири черепашек-ниндзя.
При всех теориях и предположениях существование земли на самом юге было недоказанным. К счастью, человечество развивалось и постепенно осваивало новые территории. Наконец появилась техническая возможность осуществлять более длительные экспедиции, но это тоже не сразу помогло.
До того как Джеймс Кук стал обедом туземцев
Есть разные предположения и свидетельства о льдах, которые видели мореплаватели в южных широтах. Но нет никаких доказательств, что было зафиксировано открытие материка. Ближе всех был Джеймс Кук, которого мы помним больше всего по случаю с туземцами. Великий открыватель мог бы стать и открывателем Антарктиды, но ему не повезло, что с ним частенько бывало.