«Отряд Икс: Секретные еврейские коммандос во Второй мировой войне»
Какая задача стояла перед ними в операции «Юбилей»
В июне 1942 года, когда Третий рейх подчинил себе почти всю континентальную Европу, британское правительство решило создать спецподразделения из граждан стран, оккупированных Германией. В книге «Отряд Икс: Секретные еврейские коммандос во Второй мировой войне» (издательство «Книжники»), переведенной на русский язык Александром Дунаевым, историк Леа Гаррет рассказывает историю немецкоговорящих евреев, которые боролись с нацизмом в Западной Европе. Предлагаем вам ознакомиться с фрагментом о том, зачем бойцы отряда участвовали в высадке союзников у города Дьеп.
Катастрофа в Дьеппе
На рассвете 19 августа 1942 года Уйат-бич в Дьеппе стал местом одной из самых страшных катастроф союзников во Второй мировой войне. Хорошо окопавшиеся и вооруженные до зубов немцы терпеливо ждали их уже несколько часов. Они знали, что союзники высадятся при свете дня, а значит, перебить их будет проще.
***
Уайт-бич — кодовое название одной из шести зон высадки на северном побережье Франции — это участок береговой линии близ Дьеппа, небольшого порта и рыбацкого городка, расположенного всего в 112 километрах от британского берега. Хотя время для полномасштабного вторжения еще не пришло, Уинстон Черчилль счел, что молниеносный рейд с моря поднимет боевой дух союзников в войне против немцев, которых, казалось, ничто не могло остановить. В самой масштабной на тот момент в континентальной Европе операции «Юбилей» должны были принять участие более 300 кораблей, 700 самолетов, 6 тысяч солдат, в основном канадских, 50 рейнджеров армии США и тысяча британских коммандос. Предполагалось, что Маунтбеттен сможет испытать солдат в настоящем бою и заодно посеять панику в рядах врага. Если бы все пошло по плану, операция «Юбилей» завершилась бы в считаные часы.
Когда десантные катера отошли от кораблей эскорта, ВМФ прекратил обстрел немецких позиций из опасения попасть по своим. Это дало немцам время, чтобы выйти из бункеров и занять новые позиции. На рассвете, когда десантные корабли медленно подходили к берегу, неприятель открыл огонь из минометов, реактивных установок и наводивших ужас 88-миллиметровых зенитных пушек, уничтожая катера вместе с плывшими на них солдатами.
Когда поредевшие войска союзников добрались до берега, по ним открыли огонь пулеметы из дотов, расположенных на мысе к западу, справа от пляжа, минометы, гаубицы и снайперы, занявшие позиции в казино на берегу и в городе, возвышавшемся над Уайт-бич.
Обреченных храбрецов, как позже сказал один из выживших, «били, словно мух». Пляж был усеян ранеными и умирающими, которые по-английски и по-французски умоляли дать им морфин, звали матерей или просили добить их. Один пытался «запихнуть вывалившиеся внутренности обратно в рассеченную брюшную полость», другие лежали скрючившись на песке, потеряв рассудок от ужаса. Даже у тех, кому удалось укрыться за построенными немцами заграждениями, времени на передышку было немного. Установив заранее пулеметы на зданиях и на высоких утесах, расположенных почти перпендикулярно к пляжу, оборонявшиеся немцы поливали фланговым огнем каждого, кому доставало смелости или безумия поднять голову.
Повсюду царил хаос. По мере того как подходили все новые десантные катера, одни командиры приказывали солдатам наступать к стене набережной, другие кричали, чтобы солдаты любыми возможными способами отступали назад, к судам. Небольшие лодки сталкивались друг с другом и переворачивались, а хваленые танки «Черчилль», не сумев взобраться на крутой берег, глохли и уничтожались артиллерийскими батареями 302-й пехотной дивизии вермахта.
Среди разгромленного десанта была горстка солдат, под прикрытием высадки выполнявших свое строго секретное задание. Это было боевое испытание нового элитного подразделения. Для отряда Икс Дьепп стал дебютом, и далеко не самым удачным.
***
Накануне вечером из Ньюхейвена на английском берегу отбыли двое из числа первых бойцов отряда Икс — Морис Латимер (Мориц Леви) и Брайан Платт (Бриан Плачек). В тревожные предрассветные часы, когда они теснились на палубе десантного катера с тремя танками «Черчилль» и их экипажами, джипом, мотоциклом и несколькими саперными инженерами, им вручили сверхсекретные приказы. Заучив их наизусть, они уничтожили документы.
Плавание от Ньюхейвена до Дьеппа прошло спокойно, хотя небо было затянуто грозовыми тучами. Основные силы, шедшие в быструю лобовую атаку на немцев, должны были послужить прикрытием для тех, кому предстояло добраться до города, ― Латимера, Платта и других коммандос.
В 3 часа 45 минут утра в тишине раздалась пулеметная очередь ― приближающийся конвой засекла немецкая патрульная лодка. Теперь немцы знали о том, что неприятель на подходе, и, хотя они еще не осознавали масштабов рейда, британцы утратили ключевое преимущество своего плана ― внезапность.
Согласно плану вторжение должно было начаться еще до рассвета, с высадки на двух хорошо защищенных пляжах, примыкающих к центральной части Дьеппа. Через полчаса предполагалась высадка на еще трех пляжах, в том числе на основной части береговой линии города под кодовым названием Уайт-бич. Немцам масштаб вторжения стал очевиден, когда в 5 часов 6 минут, с 16-минутным опозданием, канадцы десантировались на Блюбич ― береговой линии Пюи менее чем в трех километрах к северо-востоку от Дьеппа. Увы, они прибыли уже после восхода солнца, их высадка не стала неожиданностью.
Предполагалось, что перед десантом, чьей целью был Уайтбич, пройдут минные тральщики. Затем, в 5 часов 15 минут, четыре миноносца начнут обстрел берега с моря, а с воздуха порт будут бомбить пять эскадрилий истребителей «харрикейн». Однако, чтобы избежать жертв среди мирного населения, эти удары были строго ограничены, и они не смогли помешать немцам открыть ответный огонь.
По мере приближения к берегу солдаты беспокоились все сильнее, наблюдая за вялыми атаками с моря и с воздуха, которые должны были расчистить им путь. Как позднее вспоминал один канадский солдат: «Нам сказали, что ковровая бомбардировка передней линии города, возможно, уничтожит ориентиры. Но меня поразило, что берег выглядел точно так, как нам описывали. Даже витрины магазинов оказались нетронутыми».
***
Когда забрезжил рассвет, плоскодонный десантный катер Латимера и Платта подошел к отдельному пляжу. Один из танков «Черчилль» съехал на берег по аппарели, проехал всего несколько метров и заглох. Латимер, прятавшийся за бронированным бортом катера, с ужасом наблюдал, как по ним открыли огонь из дотов и артиллерийских орудий. В соседний катер попал 88-миллиметровый снаряд. Воздух наполнился криками, в танках начали взрываться боеприпасы. Охваченные огнем люди бросались в море и тонули.