Как менялись гендерные стереотипы и как они находили отражение в российском кино

ForbesИстория

От ударницы труда до бунтарки: как менялись героини российского кино

Героиня с экрана, с одной стороны, служит ролевой моделью, а с другой — отображает реальных женщин, благодаря чему становится узнаваемой для зрителей. Forbes Woman поговорил с киноведом Светланой Смагиной о том, как менялись гендерные стереотипы и как они находили отражение в советском и российском кино

Алена Кордюкова

Кадр из фильма «Летят журавли» (Фото DR)

Светлана Смагина — киновед, доктор искусствоведения, ведущий научный сотрудник Научно-исследовательского центра кинообразования и экранных искусств ВГИКа, доцент кафедры киноведения ВГИКа, член правления Союза кинематографистов России. Автор более 30 научных работ по истории отечественного и зарубежного кино.

«Новая женщина»

— Время после Октябрьской революции ассоциируется с женской эмансипацией. Каким было кино того времени и каким идеям оно служило?

— Когда к власти пришли большевики, перед страной стояла задача — построить новый мир. В кино 1920-х все заточено под эту идею: новый мир, новая мораль, новый человек, новая женщина, ее новый образ мышления и новый повседневный имидж. Чтобы произошли глобальные изменения, нужно изменить самую инертную и традиционалистскую сторону общества: полоролевые отношения и семью. К изменениям нужно привлекать женскую часть, ведь женщина рождает не только мир, но и человека, и руководство страны это отчетливо понимало. Становится популярным лозунг, сквозь призму которого нужно смотреть на весь кинематограф 1920-х: «Строить социализм — значит освобождать женщину». Освобождать от патриархальных уз, вырывать из семьи, чтобы женщина принадлежала не мужу или роду, а государству. Так при поддержке государства начала формироваться новая гендерная мифология. Ее центральным персонажем становится «новая женщина»,

— Кто такая «новая женщина»?

— «Новая женщина» — это идеологическая концепция, сформированная государством: финансово независимая и свободная от семейных уз женщина, которая способна наравне с мужчиной строить «светлое будущее». Важнейшей чертой этой женщины становится не только отрицание семейных ценностей, но и то, что ее личная жизнь теперь подчиняется общественной. Важно понимать, что, в отличие от западного феминистского движения, эмансипация в СССР происходила исключительно в рамках пролетарской борьбы. Советской женщине была предложена «единственно верная модель», без права выбора, кем быть: домохозяйкой, матерью или работницей. Женщину вытащили из одной системы и погрузили в другую. И кино 1920-х эти процессы в определенной степени отражает.

— В каких фильмах встречается образ «новой женщины»?

— Есть два очень важных фильма для 1920-х: «Третья Мещанская» (1927) и «Парижский сапожник» (1928). Там появляется женщина, которая беременеет, а мужчины оказываются недостойными ее. Мужчины говорят о высоких идеях нового мира, однако в реальности они не способны нести ответственность ни за себя, ни за свои поступки. В дореволюционном кино, если женщину насиловал какой-нибудь мерзавец, ее сразу объявляли «падшей», после чего ей «ничего не оставалось», как покончить жизнь самоубийством. В этих же фильмах беременная женщина, столкнувшись с низостью любимого мужчины, не боится уйти от него в свободную жизнь. Потому что не боится осуждения и знает, что государство ее защитит и ей хватит сил «поднять дитя» самостоятельно.

Кадр из фильма «Третья Мещанская» (Фото DR)

Советский патриархат

— Что происходит с образом женщины в кино 1930-х годов? И как меняется ее гендерная роль?

— В 1930-е годы многое меняется. В 1929 году в газете «Правда» выходит статья Сталина «Год великого перелома: к XII годовщине Октября», в которой он провозглашает в качестве государственной программы политику форсированной индустриализации и коллективизации, т.е. фактически новый курс развития страны, приведший к тотальной централизации власти и формированию культа личности Сталина, «отца народов». Утопическому проекту большевиков «освобожденной советской женщины» приходит конец, и начинает формироваться «советский патриархат». Традиционная семья снова объявляется единственно верной формой отношений между полами, ни о каком сексуальном раскрепощении речи больше не ведется. Единственная поправка, что при сохранении традиционного распределения ролей в семье на производстве мужчина и женщина должны быть равноправными работниками. Теперь женщина — это женщина с двойной занятостью.

Кадр из фильма «Бабы» (Фото DR)

— Какой-то неприглядный женский образ вырисовывается.

— Напротив! Любопытно, что в кино конца 1930-х годов привлекательной в глазах мужчины становится профессионально реализованная женщина. Если женщина реализована, то она привлекательна. В этом плане показателен фильм «Бабы» (1940) Владимира Баталова. В нем представлена домашняя женщина. Мужу становится с ней скучно, он уходит к какой-то красотке, жена расстраивается, но потом записывается в рыболовную бригаду, становится ударницей труда, про нее пишут в газетах. Ее муж читает эти статьи и начинает ее заново добиваться. Такую героиню мы встречаем и у Ивана Пырьева в «Трактористах» (1939), и у Григория Александрова в «Светлом пути» (1940). Женщина становится привлекательной, если она может обогнать мужчину в трудовом порыве.

Женщина и война

— Как изменился образ женщины в советском кино с началом Великой Отечественной войны?

— Кинематограф 1940-х сильно отличается от фильмов сталинского периода. Важной характеристикой женского образа в этих картинах становится супружеская верность и безграничная любовь к мужу или жениху — именно она будет вдохновлять и «оберегать» бойцов. В фильмах военного периода очень много души, некоего мистицизма. Несмотря на то, что в 1920-е–1930-е происходили гонения на религию, в военном кино 1940-х появляется христианская символика. Образ женщины часто соотносится с образом Богородицы. Иногда даже буквально. В фильме «Она защищает Родину» (1943) Фридриха Эрмлера в рамках одного кадра соединяются образ главной героини и иконы Богородицы. В фильме «Радуга» (1944) Марка Донского несколько героинь создают собирательный образ женщины — образ Богородицы и Родины-матери.

Часто в военных фильмах мужчина и женщина будут иметь связь сердец. Они будут слышать друг друга сквозь время и пространство. До войны такого не было. Любой разговор о душе был запрещен. В 1920-е и 1930-е был блестящий кинематограф, но он больше конструировал реальность, а не отражал. В 1930-е показывали счастливое будущее, его модель, которая на экране уже существовала. В 1940-е заявляется душевная связь между мужчиной и женщиной. Ярчайшим примером такой связи можно назвать фильм Александра Столпера «Жди меня, и я вернусь» (1942). Героиня верила, что ее возлюбленный жив, и он каким-то чудом выживал. К тому же эта героиня очень сильная, и в ней прочитывается образ Родины-матери. А вот подруга той героини утратила веру в мужа, Родину, общую победу. Пытаясь забыться в гулянках, она мистическим образом приводит собственного мужа к смерти в ситуации, далекой от линии фронта.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

15 важных вопросов о здоровье и питании 15 важных вопросов о здоровье и питании

Врач тибетской медицины Тимур Каримов отвечает на вопросы о здоровье

Yoga Journal
Сексомния существует. Что нужно знать о Сексомния существует. Что нужно знать о

Что такое сексомния?

ТехИнсайдер
Как бывший гендиректор «Мегафона» стал совладельцем крупнейших компаний Рунета Как бывший гендиректор «Мегафона» стал совладельцем крупнейших компаний Рунета

Как Иван Таврин стал акционером крупнейших компаний Рунета?

Forbes
Из мужской в женскую: 8 фактов о юбке, которые должны знать все, кто ее носит Из мужской в женскую: 8 фактов о юбке, которые должны знать все, кто ее носит

Краткая история юбки от древности до наших дней

Вокруг света
«Катастрофа была не за горами». Как исследователи и псевдоученые искали эликсир вечной жизни «Катастрофа была не за горами». Как исследователи и псевдоученые искали эликсир вечной жизни

Как попытка найти способы жить вечно привела к расцвету науки и псевдонауки

СНОБ
«Отряд отморозков» «Отряд отморозков»

Миссия «Алсос», или Кто помешал нацистам создать атомную бомбу

N+1
Магия и выжженные пустоши: cамые интересные книги жанра постапокалипсис-фэнтези Магия и выжженные пустоши: cамые интересные книги жанра постапокалипсис-фэнтези

Что будет, если в постапокалипсис добавить элементы фэнтези?

Maxim
5 причин, по которым женщинам не удается достичь оргазма 5 причин, по которым женщинам не удается достичь оргазма

Женский оргазм устроен сложнее мужского — и влияют на него самые разные факторы

Psychologies
Резюме отправлено: 5 мифов о работе в государственных компаниях Резюме отправлено: 5 мифов о работе в государственных компаниях

HR-эксперты рассказывают о работе в государственных компаниях

СНОБ
День, когда мы идем друг к другу: почему важно праздновать 14 февраля День, когда мы идем друг к другу: почему важно праздновать 14 февраля

Попробуем разобраться, зачем нам вообще нужен день святого Валентина

VOICE
Миллениалы: кто они и почему о них все говорят? Миллениалы: кто они и почему о них все говорят?

Кто такие «игреки», и какими ценностями они обладают?

ТехИнсайдер
Дорогой Бен: 15 фактов о Бене Аффлеке, которых вы, возможно, не знали Дорогой Бен: 15 фактов о Бене Аффлеке, которых вы, возможно, не знали

Что нам известно о Бене Аффлеке?

Правила жизни
Моя оборона Моя оборона

У нас много вопросов к специалистам по кибербезопасности

Men Today
Волосы в сливе и носки в каждом углу: что россиян больше всего бесит в партнерах? Волосы в сливе и носки в каждом углу: что россиян больше всего бесит в партнерах?

С какими поступками любимых (не) мирятся многие интернет-пользователи?

Psychologies
Алена Коломина: «Когда мне глобально чего-то хочется, мечты сбываются» Алена Коломина: «Когда мне глобально чего-то хочется, мечты сбываются»

Мне часто говорят: «А я думал, что ты повыше и побольше»

Коллекция. Караван историй
Можно ли учиться во сне? Можно ли учиться во сне?

А нельзя ли совместить сон с каким-нибудь занятием? Например, с учебой?

Наука и жизнь
Как правильно готовить блины — рассказывают шефы московских ресторанов Как правильно готовить блины — рассказывают шефы московских ресторанов

Как же все-таки стоит готовить главный русский фастфуд?

Правила жизни
Дублер начинает действовать Дублер начинает действовать

Авторынок выбирает параллельный импорт

Деньги
Как перестать плакать по любому поводу — объясняет психолог Как перестать плакать по любому поводу — объясняет психолог

Как взять слезы под контроль?

Psychologies
«Я почему вредный был?»: что такое ресентимент и как он портит нам жизнь «Я почему вредный был?»: что такое ресентимент и как он портит нам жизнь

Что такое ресентимент, что лежит в его основе и как от него избавиться?

Psychologies
Эти 5 советских машин иностранцы считают худшими из всех. А вы с ними согласитесь? Эти 5 советских машин иностранцы считают худшими из всех. А вы с ними согласитесь?

Три из самых любимых и культовых машин в Советском Союзе попали в антирейтинг

ТехИнсайдер
«Мои мечты разбились, но я стала сильнее львицы»: Шакира впервые высказалась после измены Жерара Пике «Мои мечты разбились, но я стала сильнее львицы»: Шакира впервые высказалась после измены Жерара Пике

Шакира дала откровенное интервью после скандала с Жираром Пике

VOICE
Как выдерживать критику на работе: 4 подсказки для женщин — советы бизнес-коуча Как выдерживать критику на работе: 4 подсказки для женщин — советы бизнес-коуча

Как реагировать на критику, не теряя при этом уверенности в себе?

Psychologies
«Внутренне я нахожусь все еще в Чечне» «Внутренне я нахожусь все еще в Чечне»

Малика Мусаева о своем фильме «Клетка ищет птицу» из конкурса Берлинале

Weekend
Чек-лист: 5 вопросов, которые надо задать себе, когда хочется бросить подругу Чек-лист: 5 вопросов, которые надо задать себе, когда хочется бросить подругу

Как понять, что пришло время прекратить дружбу?

VOICE
Стресс-код: 5 способов быстро расслабиться Стресс-код: 5 способов быстро расслабиться

Техники, которые помогут моментально успокоиться

VOICE
Посмотрите на удивительные фотографии золотоискателей США из 19 века! Посмотрите на удивительные фотографии золотоискателей США из 19 века!

Все слышали про знаменитую «золотую лихорадку» в Америке. Вот как она выглядела

ТехИнсайдер
12 утраченных сокровищ и артефактов, которые продолжают искать 12 утраченных сокровищ и артефактов, которые продолжают искать

Многие из этих сокровищ, скорее всего, исчезли навсегда

Вокруг света
«Ругаю сотрудников за переработки»: ИТ-менеджеры рассказали о своих стилях управления «Ругаю сотрудников за переработки»: ИТ-менеджеры рассказали о своих стилях управления

Как добиться того, чтобы люди хорошо работали сами, без избыточного контроля?

VC.RU
Оптимизм и пессимизм: какой взгляд на мир выигрышнее — мнение психолога Оптимизм и пессимизм: какой взгляд на мир выигрышнее — мнение психолога

Насколько сильно наша жизнь зависит от того, какую оптику мы выбираем?

Psychologies
Открыть в приложении