От инди-фильмов к главному блокбастеру года: история режиссера «Барби» Греты Гервиг
В мировой прокат выходит фэнтезийная комедия «Барби» Греты Гервиг. Эта картина успела стать поп-культурным феноменом еще на этапе масштабной пиар-кампании, а ее режиссер давно известна как звезда инди-фильмов. Forbes Woman рассказывает о творческом пути оскаровской номинантки, снимающей тонкое и остроумное кино о женщинах в поисках себя
В 2018-м Грета Гервиг стала пятой женщиной в истории, номинированной на премию «Оскар» за режиссуру, а уже в следующем году было объявлено, что вместе с Ноа Баумбаком она напишет сценарий к фильму «Барби». Позже стало известно, что и режиссером тоже будет Гервиг. Для многих стало полной неожиданностью, что проектом, который связан с международной корпорацией — производителем игрушек Mattel, — займется независимая инди-постановщица.
Гервиг выросла в Калифорниии, с детства мечтала о карьере бродвейской актрисы. Она училась в католической школе Святого Франциска, а после уроков занималась танцами. В семье Гервиг телевизор был под запретом, и вместо мультиков Грета поглощала книги. Окончив школу, она выпорхнула из родного городка, жители которого, как она позже призналась, «дали ей крылья» — вдохновили следовать за мечтой, и отправилась покорять Нью-Йорк.
Несмотря на разногласия с матерью, которая боялась отпускать дочь в чужой город, Гервиг получила от той финансовую поддержку и поступила в Барнардский колледж на Манхэттене, где ее профильными предметами были английский и философия. Она писала пьесы, надеясь попасть на магистерскую программу по драматургии, но вместо театра оказалась в кино.
Мамблкор
В 2006 году Гервиг снялась в малобюджетном молодежном драмеди о влиянии технологий на социальные отношения LOL (не путать с одноименным французским подростковым ромкомом и его американским ремейком). Режиссером был Джо Сванберг, вместе с которым Гервиг работала над сценарием. В 2008-м она выступила в роли сорежиссера мелодрамы Сванберга «Ночи и выходные» — это ее первый опыт в качестве постановщицы. К концу десятилетия она уже была женским лицом мамблкора.
Мамблкор — это поджанр независимого кино, для которого характерны небольшой бюджет, участие актеров-любителей, импровизация в кадре, естественные диалоги, отказ от драматургических клише, сцены, вдохновленные реальной жизнью, натурные съемки и «дрожащая» камера. Одним из ранних образцов мамблкора считается «Манхэттен» (1979) Вуди Аллена, однако расцвет жанра пришелся на 2000-е, когда появились цифровые камеры. Съемки кино стали доступнее, а смонтировать фильм можно было не выходя из дома.
Девушки, которых играла Гервиг, были продолжением ее самой. Ее героиня в «Ханна берет высоту» (2007) только окончила колледж, делает первые шаги в карьере и боится облажаться, но не сдается. Гервиг говорила, что в начале своего пути она тоже столкнулась с синдромом самозванца и по ночам, после съемок, самостоятельно изучала сценарное мастерство, операторскую работу и монтаж, чтобы разобраться, как устроено кино. Вайлет из «Девушек в опасности» (2011) помешана на танцах и не может усидеть на месте из-за гиперактивности, которая часто проявляется у самой Гервиг и, как уверяет режиссер, помогает ей справляться с большим количеством дедлайнов. Фотограф Эбби в «Женщинах XX века» (2016), как и Гервиг, феминистка, которая не стесняется публично обсуждать женскую физиологию (сама режиссер, например, сцеживала грудное молоко при журналистке, бравшей у нее интервью). Эбби каждый день снимает все, что с ней происходит, Гервиг же переносит свой опыт в кино.
Ее отличает легкий подход к актерству. Она часто импровизировала и играла так непринужденно, что журналисты сравнивали ее с Дайан Китон. Лучше всего Гервиг давались роли, к написанию которых она приложила руку. Она довела до ума и воплотила знаковых героинь мамблкор-комедий своего партнера Ноа Баумбака — неунывающую героиню фильма «Милая Фрэнсис» (2012), чья жизнь напоминает танец, и креативную, но сомневающуюся в себе Брук из «Госпожи Америки» (2015).