На чем зарабатывают обладатели состояния с девятью нулями в жаркие месяцы?

ForbesБизнес

На ярком солнце: как участники списка Forbes зарабатывают на летнем отдыхе

Речные трамваи и круизные теплоходы, яхтенные клубы, поля для гольфа и элитные пляжи — в Москве и ее окрестностях можно найти немало мест для летнего досуга, созданных российскими миллиардерами. Forbes выяснил, на чем зарабатывают обладатели состояния с девятью нулями в жаркие месяцы. В приоритете — водный туризм и роскошные гольф-поля

Александр Левинский

Гольф-клуб «Пестово» (Фото DR)

Пасмурным днем 20 июня 2023 года президент Владимир Путин в сопровождении сотрудника ФСО, державшего над головой главы государства зонт, вошел в здание Северного речного вокзала, где пообщался с московским мэром Сергеем Собяниным и членами правительства, обсудив судьбу судоходства в акватории Москвы-реки.

Рутинным совещанием вне кремлевских стен день не ограничился. По видеосвязи Путин руководил запуском нового городского транспорта — речных электросудов. В ответ на просьбу капитана электрохода открыть движение президент скомандовал: «Разрешаю. Вперед!»

Из Москвы в Астрахань

Электокораблики, которым Путин разрешил бороздить волны Москва-реки, построила компания Sitronics Group, входящая в АФК «Система», основные владельцы которой — члены семьи Владимира Евтушенкова (№69 в рейтинге 2023 года, состояние — $1700 млн). Президент Sitronics Group Николай Пожидаев передал Forbes через пресс-службу, что однопалубные электросуда «построены [для Москвы] судоверфью Emperium по заказу муниципальной компании «Водоходъ. Пассажирский порт».

По словам Пожидаева, правительство Москвы заказало 21 дизайнерское судно, каждое имеет длину 22 м и вмещает до 50 пассажиров. Суда «работают на аккумуляторных батареях и имеют автономность до семи часов плавания, а их конструкция позволяет ходить в мелкобитом льду, что делает их пригодными для круглогодичной эксплуатации», — объяснил президент компании. Сейчас электросуда возят пассажиров от Киевского вокзала до пристани «Сердце столицы» на Шелепихинской набережной. По этому маршруту длиной 6,5 км ходят восемь судов, названых в честь столичных рек: «Синичка», «Сетунь», «Пресня», «Филька», «Сходня», «Раменка», «Яуза» и «Неглинка». За первые две недели работы они перевезли более 22 000 пассажиров. По информации столичного департамента транспорта, до конца года планируется запустить еще один маршрут «Печатники» — «Автозаводский мост», постепенно маршруты будут продлеваться.

«Синичка» (Фото Артема Геодакяна·ТАСС)

Если компания Евтушенковых только строит суда для московской мэрии, то их коллеги по списку Forbes уже давно сами организуют маршруты отдыха на Москве-реке и за ее пределами. Владельцы группы «Киевская площадь» Зарах Илиев (№43, $2900 млн) иГод Нисанов(№44, $2900 млн) еще в 2009 году создали целый прогулочный флот Radisson Royal, который курсировал тогда в основном по стандартному маршруту продолжительностью два с половиной часа от гостиницы Royal Radisson (бывшая «Украина», принадлежит Нисанову и Илиеву) до Котельнической набережной. Флот насчитывал пять построенных в Турции яхт ледокольного класса, их общая стоимость составила $10 млн. В 2011 году они перевезли 200 000 пассажиров со средней загрузкой за рейс около 130 человек.

В 2012 году на службу во флоте поступила первая суперъяхта «Примавера» с большей площадью основного салона и пассажирским салоном первого класса на верхней палубе. Сейчас в распоряжении партнеров уже пять таких плавучих ресторанов премиум-класса. В «Киевской площади» не раскрыли сумму инвестиций в суперъяхты. В 2019 году флот снова пополнился построенными также в Турции 10 речными трамвайчиками, по 44 посадочных места на каждом. Они обошлись владельцам «Киевской площади» в €5 млн. Новые прогулочные суда получили общее название «Цветочная флотилия», потому что ярко окрашены и носят соответствующие названия, например «Астра», «Орхидея» и «Фуксия». «Особое предназначение «Цветочной флотилии» — регулярные 50-минутные круизы по самому центру столицы — прекрасный способ знакомства с Москвой», — сообщили Forbes в пресс-службе «Киевской площади».

Начав с организации яхтенных экскурсий, сопровождавшихся завтраками, обедами и ужинами, в 2017 году «Киевская площадь» стала проводить поэтические вечера, посвященные Москве, а через год — театральные рейсы «Ужин с классиком» по произведениям русских авторов. Гости наслаждаются произведениями классиков — от мастеров английской литературы до русских писателей — в исполнении профессиональных актеров и дегустируют блюда разных эпох, рассказали Forbes в пресс-службе «Киевской площади». Ежегодно на рейсах флотилии насчитывается более 600 000 человек.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Открыть в приложении