«Родители для меня желали какой угодно профессии, но только не актерской»

Караван историйРепортаж

Сергей Кемпо: «Я — счастливчик!»

Беседовала Екатерина Филимонова

Фото: Театр Наций

«Родители для меня желали какой угодно профессии, но только не актерской. Когда ходил на подготовительные курсы при «Щуке», говорил им, что мне нужны деньги на курсы в строительный институт. Прошел все творческие испытания, но провалился на последнем туре. Пришлось и правда поступать в строительный. Поучился два месяца, мне не понравилось, и я бросил учебу. Отец работал на стройке, я пошел к нему... На следующий год снова поступал, но и в этот раз провалился с треском, не дойдя даже до второго тура. Тогда решил, что попробую еще раз, а если снова не выйдет — брошу затею», — рассказывает актер Сергей Кемпо.

— Сергей, мы с вами встречаемся в Театре Наций. Очень многие актеры мечтают играть на этой сцене... Как началось ваше сотрудничество?

— Этот театр у всех на устах. И, конечно, я тоже мечтал здесь работать. Узнал, что режиссер Евгений Писарев собирается ставить спектакль «Кабаре» в Театре Наций. А я на тот момент, по сути, был без театра. И на съемках фильма «Нюрнберг», в котором мы снимались вместе с Евгением Мироновым, я воспользовался моментом, подошел и попросил:

— Евгений Витальевич, дайте шанс попробоваться.

Он сказал:

— Да, хорошо.

Через несколько дней меня уже пригласили на встречу с Писаревым, и я получил роль Клиффорда Брэдшоу. Мы начали репетировать, выпустили спектакль и играем его уже год. А в феврале ввелся в постановку «Мастер и Маргарита».

— На роль Мастера?

— Да, и это было неожиданно для меня. В какой-то момент Евгений Витальевич позвонил и спросил:

— А не хочешь ли ввестись в «Мастера и Маргариту»?

Я знал, что он играет Мастера, и был уверен, что предложит другую роль. Отвечаю:

— С удовольствием! А на кого?

— На Мастера! В пару со мной.

Я когда это услышал, не поверил:

— Повторите!

Для меня это был вызов. И мы стали играть блоками: два дня играет Евгений Витальевич, следующие два дня — я. Для меня роль Мастера — это подарок судьбы. Я был знаком с этим материалом, потому что четыре года назад пробовался на роль Бездомного в проект Николая Лебедева. Но съемки не начались, к сожалению. По сути, я был в материале и это мне очень помогло.

— Какой Евгений Миронов руководитель?

— Я был заворожен рассказами Евгения Витальевича о театре еще на съемочной площадке «Нюрнберга». Он объяснил, каким видит современный театр, какие режиссеры у него работают и какие талантливые артисты играют на сцене. И, конечно, попав в театр, изнутри ощутил, какой он невероятный. Здесь действительно работают люди, которые горят своим делом. Ты, конечно, влюбляешься в это место. Принято говорить, что театр начинается с вешалки. Так вот Театр Наций начинается со служебного входа, с охранника. Я счастлив, что нашел место по душе.

— Театр Наций известен еще и тем, что у него нет труппы...

— Да, похоже на бродвейскую систему: набираются актеры, репетируют и дальше играют спектакль, пока он не изживет себя.

— Сергей, вы 10 лет проработали в Театре имени Ермоловой. И ушли, можно сказать, в никуда. Что случилось?

— Меня настиг творческий кризис, когда понимаешь: надо что-то менять, двигаться дальше. Я почувствовал, что остановился в развитии и если ничего не предприму, то закисну. Дело не в театре, не в руководителе, не в коллегах и даже не в репертуаре, а в моих каких-то внутренних метаниях. Я подошел к Олегу Евгеньевичу Меньшикову и честно сказал:

— Не могу больше, чего-то хочется нового.

Он отнесся с пониманием и предложил взять академический отпуск:

— Ты не торопись. Подожди, отдохни. У тебя может быть кризис, да еще и период такой сложный — пандемия.

Александр Сирин (Кругель), Сергей Кемпо (Гаврюшка) и Борис Шувалов (Швохнев) в спектакле Театра Ермоловой «Игроки». Премьера 15 января 2002 года. Фото: Женя Сирина/Театр Ермоловой

Но ничего не изменилось, прежде всего во мне. И я ушел. Точно так же я уходил из Театра Российской армии после пяти лет работы. Тоже в никуда, и от этой неизвестности, помню, меня трясло. Но чувствовал, что мне нужны перемены.

— Тяжело было расставаться с труппой?

— Конечно, тяжело. За эти годы мы действительно сроднились, были семьей. Я ведь в театр пришел через три месяца после того, как Олег Евгеньевич стал руководителем. Можно сказать, что был у самых истоков, ведь Меньшиков начал создавать свой театр, набирать новых актеров, подбирать другой репертуар. Есть такое выражение, что театр живет 10 лет, а потом ему нужно перерождение. И вот, перерождение потребовалось мне. Ровно через 10 лет работы в театре у меня что-то щелкнуло, и я решил, что мне надо что-то менять в своей жизни. У меня действительно был кризис, который переходил в депрессию: неталантливый, может, что-то не так сделал, где-то ошибся в прошлом, кому-то что-то не так сказал... Было очень много вопросов к себе.

— Откуда столько рефлексии? Вы же работали в одном из ведущих театров Москвы, у вас были хорошие роли. Взять даже спектакль «Портрет Дориана Грея», в котором вы сыграли главную роль....

— Это был, как говорится, тот самый счастливый случай. Роль Дориана Грея я называю своим вторым институтом, после нее заново начал познавать профессию. Когда я пришел в Театр Ермоловой, Олег Евгеньевич Меньшиков предложил ввестись в спектакль «Игроки» на маленькую роль лакея Гавриила. Помню, шел по коридору театра и меня увидел режиссер спектакля «Портрет Дориана Грея» Саша Созонов. Они искали актеров на второй состав в спектакль. В итоге мы просидели два часа. Мне сказали: «Ну, давайте попробуем». Но я себя вообще не ассоциировал с Дорианом Греем. Какой я Дориан Грей? Но меня утвердили, и мы стали репетировать. Мне создавали образ, мы ходили по бутикам, мерили одежду. Я сначала не понимал, зачем это нужно, но потом все это очень помогло. Я играл с самим Меньшиковым — это уже удача, отдельная школа. Я как ребенок, как мартышка даже схватывал у него все, пытался что-то по-хорошему украсть. Но на премьере я эту роль провалил...

Сергей Кемпо (Лаэрт) в спектакле Театра Ермоловой «Гамлет». Премьера 20 декабря 2013 года. Фото: Женя Сирина/Театр Ермоловой

Увидел запись спектакля и понял, что на сцене все не так. Знаете, когда смотришь на себя и не узнаешь: мол, это не я! Был настолько неорганичен, что это выворачивало, мне было стыдно смотреть. А потом свое мнение о спектакле начали высказывать критики... И меня просто охватил ужас. Я пришел к Олегу Евгеньевичу со словами:

— Я откажусь от роли.

Он ответил:

— А где ты был раньше?

Говорю:

— Ну, я полностью доверился режиссеру и не слушал свою интуицию.

Всегда надо иметь свое мнение. А я его не имел, делал то, что мне говорил режиссер. И в итоге напоролся... После отпуска мы репетировали с Меньшиковым все лето, он помог мне исправить эту роль, дал второй шанс. И я наконец-то начал получать удовольствие и видеть результат.

— Когда смотрите фильмы с вашим участием, какие у вас ощущения?

— Первое ощущение — это страх, потому что может не понравиться. Признаюсь, мне тяжело смотреть работы, в которых я снялся. Всегда вижу ляпы: тут плохо сыграл, тут недоиграл...

— Вы можете вспомнить картину, где впервые себя увидели?

— Это был фильм Никиты Михалкова «Утомленные солнцем 2». У меня была небольшая роль, я играл одного из кремлевских курсантов. И когда видел себя на экране, меня аж передергивало.

— Какие впечатления от работы с Никитой Михалковым?

— Сниматься у Никиты Сергеевича — это счастье для любого актера, об этом все мечтают! Когда я попал в «Утомленные солнцем 2», долго не мог в это поверить.

Никита Сергеевич с нами репетировал. Готовились к съемкам мы серьезно и долго. Помню, ездили в Алабино в дивизию, учились маршировать, стрелять. А еще мы собирались на «Мосфильме», читали текст, друг друга слушали, чтобы понимать, у какого героя какая судьба, потому что это будет чувствоваться в кадре. Когда ты знаешь биографию героя своего товарища, тебе не надо ничего передавать, ты называешь его по имени, а в это время уже звучит какое-то отношение.

Олег Меньшиков (лорд Генри) и Сергей Кемпо (Дориан Грей) в спектакле Театра Ермоловой «Портрет Дориана Грея». Премьера 25 марта 2013 года. Фото: Женя Сирина/Театр Ермоловой

На съемочной площадке Никита Сергеевич вел себя как твой друг, как будто вы выросли вместе во дворе. И это, конечно, подкупает. И главное, он очень любит актеров, может найти одно-два слова, благодаря которым сыграет любой. Никита Сергеевич к каждому человеку на площадке относится с уважением. Вот ты играешь в массовке, у тебя очень маленькая роль, а он относится к тебе так, как будто у тебя очень важная роль. Ну, большой профессионал! Мы ведь еще играли в футбол после каждой смены. И это было здорово! Одно дело вы общаетесь на съемочной площадке, а другое — всей группой играете в футбол. Золотое было время!

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Екатерина Вилкова: «Я перестала очаровываться» Екатерина Вилкова: «Я перестала очаровываться»

Екатерина Вилкова о том, как однажды ей стало тесно в этом мире

Караван историй
Обойдемся без итальянцев Обойдемся без итальянцев

Что происходит с промышленным дизайном в России?

Эксперт
Ольга Хохлова: Ольга Хохлова:

Ольга Хохлова о своём трудном пути становлении известной актрисой

Караван историй
5 переводных книг из прошлого века, которые добрались до нас только сейчас 5 переводных книг из прошлого века, которые добрались до нас только сейчас

Романы XX века, которые раньше не издавались в России

Правила жизни
Мария Порошина: «Раньше ради съемок проводила по три ночи без сна. Потом поняла — здоровье дороже!» Мария Порошина: «Раньше ради съемок проводила по три ночи без сна. Потом поняла — здоровье дороже!»

«Когда дел так много, иногда ощущаю себя "мамой-осьминожкой"»

Караван историй
PEPE (PepeCoin) — шутка, ставшая капиталом. Как возникают и развиваются «мемные» криптовалюты PEPE (PepeCoin) — шутка, ставшая капиталом. Как возникают и развиваются «мемные» криптовалюты

Криптовалюта PEPE — что это, зачем и нужно ли вам

Цифровой океан
Владимир Вдовиченков: Владимир Вдовиченков:

"Хочу быть богатым и знаменитым и ничего для этого не делать"

Караван историй
За 30 лет число детей с диабетом выросло на 40 процентов За 30 лет число детей с диабетом выросло на 40 процентов

Уровень заболеваемости диабетом увеличился с 9,31 до 11,61 на 100000 населения

N+1
Марк Богатырев. Перезагрузка Марк Богатырев. Перезагрузка

Мне повезло испытать в жизни такую настоящую, трогательную, большую любовь

Коллекция. Караван историй
«Если любишь, докажи!»: как перестать требовать этого от партнера — 3 сценария «Если любишь, докажи!»: как перестать требовать этого от партнера — 3 сценария

Почему нам постоянно нужны доказательства любви?

Psychologies
Изменения в природе Изменения в природе

Героини «Татлера» не знают, что говорят за спиной их верные ретушеры

Tatler
Роботы на далеких планетах и спутниках будут сами принимать решения Роботы на далеких планетах и спутниках будут сами принимать решения

Роботы смогут самостоятельно принимать решения о том, где и как забирать грунт

ТехИнсайдер
Анна Большова: Анна Большова:

У нас в театре такого еще не было, это беспрецедентный случай

Коллекция. Караван историй
Виктор Бычков: «Хороший мужчина обязательно подкаблучник» Виктор Бычков: «Хороший мужчина обязательно подкаблучник»

История-преданность от главного «Кузьмича» России

Maxim
Как улучшить работу мозга в старости? Простое решение — волонтерство! Как улучшить работу мозга в старости? Простое решение — волонтерство!

Как волонтерство помогает поддерживать когнитивные способности на пенсии

ТехИнсайдер
Как носить бижутерию, чтобы не выглядеть «дешево»: мнение стилиста Как носить бижутерию, чтобы не выглядеть «дешево»: мнение стилиста

Развенчиваем мифы: не только в ювелирных украшениях можно выглядеть дорого

VOICE
Как научиться слышать себя: 2 легких, но эффективных упражнения Как научиться слышать себя: 2 легких, но эффективных упражнения

Как часто в течение дня мы обращаем внимание на то, что чувствуем?

Psychologies
Трудные партнеры: 13 типов мужчин и женщин — наблюдения коуча Трудные партнеры: 13 типов мужчин и женщин — наблюдения коуча

Коуч предлагает несколько психологических портретов трудных мужчин и женщин

Psychologies
«Мыли позитивно!»: как положительный настрой влияет на течение болезни — интервью врача «Мыли позитивно!»: как положительный настрой влияет на течение болезни — интервью врача

Сохраняя присутствие духа, мы можем ускорить выздоровление

Psychologies
Почему сначала не хочется идти в душ, а потом — выходить из него: 4 необычных феномена «ванной психологии» Почему сначала не хочется идти в душ, а потом — выходить из него: 4 необычных феномена «ванной психологии»

Пчему проще переживать в ванной и почему иногда нам особенно лень идти в душ

Psychologies
Сериал «Медведь»: почему открытие ресторана — это полное безумие и осмысленный хаос Сериал «Медведь»: почему открытие ресторана — это полное безумие и осмысленный хаос

Сериал «Медведь»: как поддержка и любовь близких могут повлиять на бизнес

Forbes
Как выйти из конфликта с «токсиками» и «энергетическими вампирами» Как выйти из конфликта с «токсиками» и «энергетическими вампирами»

Подозреваете, что ваш знакомый — токсичный человек или «энергетический вампир»?

Psychologies
Ультрагибкий микрозонд добрался по крысиным сосудам от шеи до мозга Ультрагибкий микрозонд добрался по крысиным сосудам от шеи до мозга

Ученые из США создали сверхгибкий эндоваскулярный зонд

N+1
С этими б/у машинами вы точно намучаетесь. 10 самых проблемных авто С этими б/у машинами вы точно намучаетесь. 10 самых проблемных авто

Какие недорогие иномарки грозят проблемами с ремонтом своим владельцам

РБК
Как сделать автоответчик на айфоне Как сделать автоответчик на айфоне

Как поставить автоответчик на айфон и почему это удобно

CHIP
Как записать мужа в телефоне? Как записать мужа в телефоне?

Почему бы не придумать оригинальное имя для мужа в смартфоне?

Psychologies
Дипфейки, репетиторы и запрещенные слова: как Китай планирует регулировать ИИ Дипфейки, репетиторы и запрещенные слова: как Китай планирует регулировать ИИ

Китай одним из первых вводит ограничения для развития ИИ

Forbes
Резерв утопии Резерв утопии

Как Велимир Хлебников поместил время в пространство

Weekend
Огнеупоры на службе очистки воды Огнеупоры на службе очистки воды

Производитель огнеупорных материалов нашел новое применение для своего сырья

Эксперт
Дочь великой королевы: как Екатерина Арагонская правила Англией Дочь великой королевы: как Екатерина Арагонская правила Англией

Екатерина Арагонская была выиграла войну и правила страной наравне с мужем

Forbes
Открыть в приложении