Особый ребенок в классе: проблема или удача?
Инклюзивное образование в России практикуется во многих школах, но фраза «в наш класс придет особый ребенок» у некоторых родителей до сих пор вызывает настороженность и опасения. Насколько обоснованы эти страхи? И какие преимущества есть у совместной учебы?
В 2014 году в нашей стране был принят федеральный государственный образовательный стандарт для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья: абсолютно любой ребенок имеет право обратиться в любую школу, и она обязана предоставить ему возможности для учебы. Как правило, школа разрабатывает специальную программу, учитывая индивидуальные особенности ребенка. При необходимости, ему назначают тьюторов и организуют комнаты для отдыха. По закону в каждом классе могут учиться двое особенных детей.
В теории все это звучит прекрасно, но на практике учителя нередко сталкиваются со страхами и стереотипами родителей. Не все морально готовы к тому, что их дети будут учиться в инклюзивном классе. Вместе с известным российским педагогом, экспертом по образовательным технологиям, куратором кластера «Инклюзивное образование» на Московском международном салоне образования Александром Ездовым мы попробовали развеять мифы об инклюзии и разобраться, почему ребенок с ограниченными возможностями, который учится вместе с вашими детьми, это большая удача, а не проблема.
Больше внимания
В классе появляется особый ребенок. ДЦП, легкая форма аутизма, проблемы с опорно-двигательным аппаратом, слухом или зрением... Особенности заболевания могут не позволять ему учиться в одном ритме со остальными детьми. Родители часто боятся, что учитель будет уделять все внимание особому ребенку, объяснять материал в медленном темпе, и это отрицательно скажется на уровне образования. Все обстоит немного иначе. Учителю приходится подстраиваться и давать дифференцированные задания, работать одновременно с классом и с особым ребенком.
«Если родители боятся, что такой ребенок начнет тормозить учебный процесс, им надо понять одну простую вещь, — объясняет Александр Ездов. — Преимущество в том, что учитель начнет видеть и их ребенка тоже. Как правило, педагог ориентируется на средний уровень. Если педагог достаточно опытен, он предлагает разные задания — одно посложнее, одно среднее и одно простое. И даже в этом случае учитель нацелен лишь на троих учеников. А ведь их обычно не меньше 25.