Раффлз сумел организовать в Сингапуре особую систему общественного устройства

Вокруг светаИстория

Основатель города львов: как джентльмен Томас Раффлз создал Сингапур, но не смог обрести счастье

Прожив на острове не больше года, Раффлз сумел организовать в его пределах особую систему общественного устройства, которой и сегодня пользуются сингапурцы

Джордж Джозеф. Портрет Томаса Раффлза (фрагмент). 1817. Фото: Antony SOUTER / Alamy via Legion Media

Один из столпов английской колониальной политики, сэр Томас Раффлз, являл собой достойный образец служения отечеству. Начав карьеру в Индокитае, на острове Пинанг, в тридцать лет он был назначен губернатором острова Ява, а через восемь лет подарил Британской короне Сингапур — остров, ставший перекрестком самых оживленных торговых путей между Европой, Азией и Австралией.

Прожив на этом острове не больше года, Раффлз сумел организовать в его пределах особую систему общественного устройства. Путешествуя по Сингапуру, о ней можно узнать и сегодня, равно как и о том, что сингапурцы отнюдь не забыли ее основателя.

Портрет

Дошедший до нас образ Томаса Раффлза очень точно раскрывает драматизм его жизни: уставший, но уверенный в своих силах англичанин смотрит на нас дружелюбно, он готов выслушать и дать добрый совет.

Глядя в его широкое, открытое лицо, понимаешь: этому человеку можно доверять. Позади него морской берег, над которым проплывают хмурые облака. Но грозовые тучи не пугают джентльмена. Он спокоен, тверд и как всегда решителен, полон достоинства и гордости за себя и за свою страну. Застывший в руке лист бумаги говорит о том, что мы отвлекли его от важных дел, но он давно уже привык к тому, что обстоятельства постоянно мешают ему заниматься любимым делом — естествознанием.

Фото: National Portrait Gallery, London, via Wikimedia Commons

Он — пытливый исследователь. Самообразование — его единственная страсть, правда… после защиты национальных интересов могущественного Альбиона.

Судьба уготовила ему родиться и жить в эпоху великих английских завоеваний XVIII–XIX веков, когда противостояние английской и голландской Ост-Индских компаний по установлению контроля над торговыми коммуникациями завершилось безоговорочной победой англичан.

Последние, как известно, на тот момент уже выработали стратегию своей колониальной политики, захватывая самые важные перекрестки южных морей, которые постепенно притягивали к себе окружающие земли. Проводником такой политики был немногочисленный отряд английских «конквистадоров», в рядах которых, будучи талантливым управленцем, и оказался Раффлз.

Взращивать хороших управленцев Британия начала задолго до описываемых событий. Здесь можно вспомнить, что именно англичане одели лакеев во фраки и стали обращаться к ним на «Вы». Они же ввели в мировую практику известные коллективные игры, в том числе поло и регби, которые закаляют джентльменов до сих пор.

В XIX веке была окончательно оформлена система воспитания элиты Великобритании. В основной своей массе образцовый англичанин, как правило, был выпускником платных закрытых школ, существующих на средства родителей. Он должен был строго соблюдать кодекс чести: говорить правду, уважать противников и т. п.

Джентльмены — своего рода каста британского общества — занимали многие ключевые посты в администрациях колоний и метрополии. Их ряды пополнялись, конечно, и обычными британцами, но для этого им нужно было проявить весьма незаурядные способности. Например, выстроить свою карьеру в одной из британских колоний, заработать там состояние и вернуться на материк уже с именем и статусом. Именно такую карьеру судьба уготовила и Томасу Раффлзу.

Дитя моря

6 июля 1781 года у Бенджамина Раффлза, капитана торгового корабля, который постоянно метался между портами английских колоний и метрополией, родился сын.

Мальчик появился на свет на обратном пути домой рядом с Порт-Морантом острова Ямайка. Команда была счастлива — у капитана родился наследник. Он родился во время плавания, поэтому обязательно будет таким же суровым британским морским львом, как его отец и как все они, ведь настоящий мужчина должен быть моряком флота Его Величества.

Жена капитана, до замужества Энн Лид, была вынуждена сопровождать мужа в его бесконечных плаваниях. Вместе с матерью не покидал борт и маленький Томас. Первые свои шаги он сделал на палубе шхуны, рассекающей волны Мирового океана. Лишь через три года после своего рождения, 4 июля 1784 года, он был крещен вместе с сестрой Гарриетой в родной церкви Херефордшира.

С раннего детства Томас Раффлз обожал читать и стремился к знаниям. В то время «мировая мастерская» — Британия бредила еще и науками. Естествознание занимало все свободное время британцев. Но не все желающие могли учиться в школах и высших учебных заведениях. Для талантливой молодежи в Королевском институте устраивались публичные лекции (своеобразные «рабфаки»), где преподавали самые известные естествоиспытатели того времени.

Лекционный зал Королевского института. Фото: AnaConvTrans, CC BY-SA 4.0, via Wikimedia Commons

Томас Раффлз не был исключением из общего правила. Вынужденный из-за смерти отца рано бросить школу, он решил, что всему научится сам. Для этого он взял за правило посвящать до 8 часов в день чтению и письму. Потом, во взрослой жизни, он работал днем, а по ночам читал и писал. Поутру первым делом просматривал написанное; то, что не нравилось, безжалостно уничтожал.

Скоропостижная смерть отца заставила его в 14 лет пойти работать, нужно было заботиться о семье — любимой матери и четырех сестрах. Томаса приняли на службу в Ост-Индскую компанию курьером, где со временем он несколько продвинулся по службе и мог с гордостью именовать себя клерком.

Раффлз слишком сильно любил свою семью, чтобы безропотно сносить ту нужду, в которой им пришлось оказаться: он много работает и мечтает получить назначение в одну из английских колоний. Только там можно твердо встать на ноги.

В преддверии мечты

Раффлз хорошо знал, что колониальный климат беспощаден к британцам, большое жалованье зачастую стоило жизни. Защитная реакция организма, приспосабливающегося к иному климату, постоянно награждала колонизаторов лихорадкой, которой тогда называли все болезни, сопровождающиеся жаром, независимо от этиологии.

Организм боролся с попавшей в него инфекцией резкими скачками температуры. Поэтому смерть стала привычным делом в среде колонизаторов. Это была высокая плата за экспансию на Востоке, но европейцы шли на такие жертвы, чтобы вырваться из тисков нужды.

Фото: Pictorial Press Ltd / Alamy via Legion Media

В 1805 году Томас Раффлз получает назначение в Индокитай на остров Пинанг. Теперь он не клерк, а помощник секретаря губернатора острова. Вместе с должностью Раффлзу назначили астрономическое жалованье —1 500 фунтов в год вместо 70, которые он получал, работая клерком в Лондоне. Пребывая в мечтах о карьере и не учтя всех трудностей, которые его ожидают, он пообещал матери отдавать 400 фунтов.

Перед отплытием в его судьбе произошло еще одно значимое событие: женитьба на Оливии, вдове Джекоба Фанкоурта, ассистента хирурга в Мадрасе. Они познакомились в офисе компании, куда Оливия пришла хлопотать о пенсии за умершего от лихорадки мужа.

В то время путь до Индокитая превышал шесть месяцев. Раффлз с трудом переносил такое долгое плавание. Морская болезнь его не тревожила: выросший на море, он чувствовал себя на палубе весьма вольготно. Его натуру тяготило вынужденное безделье. Только чтение и занятия малайским языком спасали молодого человека.

Томас понимал, что знание местного языка поможет ему быстро решать все проблемы и расположить к себе и местное население, и начальство. По прибытии на остров новоиспеченный чиновник сразу понял, что жизнь его по-прежнему будет скромной: аренда маленького домика здесь стоила 330 фунтов ежемесячно.

Медаль за Яву

Томас Раффлз довольно быстро заработал авторитет на Пинанге, и все же его продвижение по службе было бы долгим, не вмешайся случай. Однажды, зайдя в таверну, Томас познакомился с доктором Джоном Каспаром Лейденом, прибывшим из Индии на излечение, — ошибочно считалось, что климат на Пинанге этому способствует.

Остров Пинанг на рубеже XVIII–XIX веков. Фото: Artokoloro / Alamy via Legion Media

Между Раффлзом и Лейденом сразу завязались дружеские отношения. По счастливой случайности доктор хорошо знал тогдашнего генерал-губернатора Индии лорда Минто, которому и рассказал о талантливом молодом человеке с острова Пинанг.

В это время Раффлз, будучи в отпуске, сидел в архивах города Малакки, изучая историю и обычаи региона. Именно здесь он загорелся идеей создать британский порт в Малайском архипелаге, составил аналитический проект и обосновал в нем необходимость активного присутствия Британии в Индокитае.

Аргументов тому было более чем достаточно: Малаккский пролив действительно имел важное стратегическое значение. Обосновавшись в его водах, Британия обеспечивала безопасное прохождение своих судов в Китай, рынок которого манил англичан с давних времен.

Один экземпляр своего проекта Томас отправил в Лондон, другой — Лейдену с просьбой лично передать его лорду Минто. Генерал-губернатор сразу одобрил идею, а Лейден, в свою очередь, организовал личную встречу Раффлза с лордом Минто. После нее в 1810 году Раффлз занял высокий пост губернатора Малайи, на котором он должен был в сжатые сроки разработать план обоснования британцев на Малайском архипелаге, и прежде всего подготовить захват острова Ява.

Нужно было спешить. Совет директоров Ост-Индской компании рассматривал новые проекты въедливо и долго. Пользуясь тем, что новости с Востока доходили до Лондона через 6 месяцев, лорд Минто решил рискнуть и без необходимых инструкций осуществить новую экспансию в Индокитае.

Избрав своей резиденцией город Малакку, Раффлз подготовил план захвата Явы и собрал будущую администрацию. Именно тогда в его штат попал Абдуллах Бин Абдулкадир Мунши, выходец из малайской купеческой семьи, первый малайский писатель-просветитель, оставивший очень теплые воспоминания о своем патроне. Английский колониализм всегда стремился создать преданную ему национальную элиту.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

7 обычных продуктов, которые могут серьезно навредить 7 обычных продуктов, которые могут серьезно навредить

Какие из спутников обыденной жизни могут представлять серьезную опасность

Популярная механика
Как выгодно инвестировать в искусство — рассказывает руководитель аукционного дома ARTinvestment.Ru Егор Молчанов Как выгодно инвестировать в искусство — рассказывает руководитель аукционного дома ARTinvestment.Ru Егор Молчанов

Насколько сейчас выгодно инвестировать в арт-активы?

СНОБ
Пирамида маслом Пирамида маслом

Как выглядели последние годы Сергея Мавроди

Esquire
Истории безумия: правда ли, что большинство знаменитых художников страдали ментальными расстройствами? Истории безумия: правда ли, что большинство знаменитых художников страдали ментальными расстройствами?

Верно ли, что ментальное расстройство и творческий гений ходят рука об руку

Правила жизни
Гедонистическая адаптация: почему мы действительно к хорошему быстро привыкаем Гедонистическая адаптация: почему мы действительно к хорошему быстро привыкаем

Почему стать счастливым не так просто и что такое гедонистическая адаптация

Forbes
Богач, бедняк. 110 лет назад родился американский писатель Ирвин Шоу Богач, бедняк. 110 лет назад родился американский писатель Ирвин Шоу

Почему Ирвина Шоу называли «халтурщиком»?

СНОБ
«Спасибо смерти…» «Спасибо смерти…»

Какой была Эльза Триоле, младшая сестра Лили Брик?

Дилетант
Кругом тёзки Кругом тёзки

В живом мире плодятся всё новые и новые тёзки

Наука и жизнь
Феминизм: как женщины борются за свои права Феминизм: как женщины борются за свои права

Как и почему зародился феминизм, и как его вообще понимать?

ТехИнсайдер
Выглядит просто смешно: эти аксессуары на женщинах 40+ смотрятся нелепо - носить не стоит! Выглядит просто смешно: эти аксессуары на женщинах 40+ смотрятся нелепо - носить не стоит!

Возможно, тебе стоит пересмотреть актуальность своих аксессуаров

VOICE
Дмитрий Юрушкин: «Затраты себя не оправдают» Дмитрий Юрушкин: «Затраты себя не оправдают»

Как роторно-поршневой двигатель не совершил переворота в советском автопроме

Автопилот
Светлана Ходченкова Светлана Ходченкова

За девять с половиной секунд из отчаявшейся домохозяйки в БДСМ-госпожу?

Собака.ru
Дерево с резными листьями: как клены делают нашу жизнь слаще Дерево с резными листьями: как клены делают нашу жизнь слаще

Клены украшают парки и леса осенью, а также имеют ряд особенностей

Вокруг света
Хронобиологическая диета: как питаться с учетом биоритмов — 5 главных принципов Хронобиологическая диета: как питаться с учетом биоритмов — 5 главных принципов

Какие принципы питания старшего поколения нам нужно позаимствовать?

Psychologies
«Ругаю сотрудников за переработки»: ИТ-менеджеры рассказали о своих стилях управления «Ругаю сотрудников за переработки»: ИТ-менеджеры рассказали о своих стилях управления

Как добиться того, чтобы люди хорошо работали сами, без избыточного контроля?

VC.RU
«Фабельманы»: как Стивен Спилберг и другие режиссеры занимаются самоанализом в кино «Фабельманы»: как Стивен Спилберг и другие режиссеры занимаются самоанализом в кино

Кинокритик Тамара Ходова рассуждает, как все вдруг решили заняться самоанализом

Forbes
Бани, хор певчих и тур по Европе: свадебные традиции в XIX веке Бани, хор певчих и тур по Европе: свадебные традиции в XIX веке

От бала невест и сватовства до девичника в бане и путешествия по Европе

Культура.РФ
От «Тайной вечери» до виноградника: история палаццо, в котором жил Леонардо да Винчи От «Тайной вечери» до виноградника: история палаццо, в котором жил Леонардо да Винчи

История легендарного палаццо «Дом Ателлани», в котором жил Леонардо да Винчи

Forbes
Как не впасть в синдром «яжемать» Как не впасть в синдром «яжемать»

«Яжемать»: откуда возникает это явление и нужно ли с ним бороться?

Лиза
Ученые вырастили рецепторы запаха неандертальцев, чтобы узнать, насколько чутким был их нюх Ученые вырастили рецепторы запаха неандертальцев, чтобы узнать, насколько чутким был их нюх

Могли ли неандертальцы учуять зловоние собственных подмышек?

ТехИнсайдер
Папа Карло и его команда Папа Карло и его команда

«Команда генерала»: история «свинцовых 70-х», рассказанная 40 лет спустя

Weekend
Слава богу, ты вернулся: знаменитости, чья карьера возродилась Слава богу, ты вернулся: знаменитости, чья карьера возродилась

Артисты, доказавшие, что при желании и упорстве можно вернуть себе славу

Правила жизни
Самые сексуальные российские косплеерши рассказали (и показали!), как они отмечают День святого Валентина Самые сексуальные российские косплеерши рассказали (и показали!), как они отмечают День святого Валентина

Знакомим тебя с самыми яркими девушками страны

Maxim
Топ-5 упражнений на выносливость Топ-5 упражнений на выносливость

Эти упражнения стоит освоить каждому!

Лиза
Исторический фактор: высокую заболеваемость туберкулезом в Сибири связали с обилием каторжан Исторический фактор: высокую заболеваемость туберкулезом в Сибири связали с обилием каторжан

Большое количество заключенных — одна из причин печальной статистики

Вокруг света
Неудобный академик: в театре «Практика» биографию Сахарова превратили в оперу Неудобный академик: в театре «Практика» биографию Сахарова превратили в оперу

Спектакль «Аскет», посвященный академику и правозащитнику Андрею Сахарову

Forbes
7 забытых ученых, совершивших переворот в науке. Их открытия приписали другим. А вам знакомы эти имена? 7 забытых ученых, совершивших переворот в науке. Их открытия приписали другим. А вам знакомы эти имена?

Многие гении, кардинально изменившие мир, порой остаются в тени

Вокруг света
А вот и не подеремся! А вот и не подеремся!

Как правильно заканчивать спор и с кем вообще не стоит его и затевать

Лиза
«Внутренне я нахожусь все еще в Чечне» «Внутренне я нахожусь все еще в Чечне»

Малика Мусаева о своем фильме «Клетка ищет птицу» из конкурса Берлинале

Weekend
Могила неизвестного Павлика Могила неизвестного Павлика

История Павлика Морозова

Дилетант
Открыть в приложении