«Спасибо смерти…»
Эльза Триоле (урождённая Элла Каган) родилась в Москве, но основную часть жизни провела во Франции, где ею написаны более 30 романов. Первая женщина — лауреат престижной Гонкуровской премии (1945), которую до неё не получал ни один писатель, родившийся за пределами Франции. Участница движения Сопротивления, один из авторов сценария первого совместного советско-французского фильма «Нормандия — Неман», переводчик и пропагандист во Франции русской и советской литературы и поэзии, жена Луи Арагона… К сожалению, в родной стране о ней написано гораздо меньше, чем о старшей сестре — Лиле Брик.
Ещё меньше известно об их матери. Елена Юльевна Каган училась в Московской консерватории, знала несколько европейских языков. Летом 1918 года она получает вместе с Эльзой выездные визы из Советской России для сопровождения дочери к жениху во Францию. С трудом они добираются до Лондона, где жил брат Елены Юльевны Лео Берман, занимавший пост директора филиала банка «Ллойдс». В июне 1920 года поступила на работу в советскую торговую фирму «Аркос» (Anglo-Russian Cooperative Society), где проработала в архивном отделе до 1932 года. Затем возвратилась в Москву. В сентябре 1939 года её переписка с Эльзой по понятным причинам обрывается.
До лета 1941 года Елена Юльевна проживала в Москве в одной комнате коммунальной квартиры с Региной Фёдоровной Глаз (Гласс), которую Светлана Аллилуева в своей книге «Только один год» называет воспитателем детей Сталина. По сохранившимся письмам известно, что Елена Юльевна, уехав из Москвы, до конца своих дней поддерживала переписку с Региной Фёдоровной и переводила ей деньги для оплаты за комнату.
Летом 1941 года Елена Юльевна выехала из Москвы в Тбилиси к своей родственнице. Но по пути следования вышла на станции Армавир и осталась жить у своей сестры Иды Данциг. Зубной врач и талантливый музыкант, Ида Юльевна родилась в 1876 году в Риге, работала зубным врачом. Её муж Акиба Наумович Данциг (дядя Киба) в 1893 году окончил в Киеве медицинский факультет Императорского университета Святого Владимира. В Армавире начал служить врачом в Кавказском запасном кавалерийском дивизионе. Об Акибе Данциге современные авторы пишут, что это был выдающийся врач-терапевт, опередивший своё время.
О судьбе матери Лиля и Эльза обменялись письмами уже после освобождения Франции и Армавира. Они опубликованы в их «Неизвестной переписке», изданной в 2000 году. 21 ноября 1944 года Лиля Брик сообщила в Париж: «… Элинка, мама умерла от порока сердца в Армавире 12 февраля 1942 года. Она лежала в лучшем санатории, лечили её лучшие профессора, тетя Ида носила ей любимую еду и ухаживала за ней. Мама умерла у тёти на руках. Никогда не думала, что это будет мне так невыносимо больно. Тётю Иду и Кибу убили немцы, которые через полгода после маминой смерти заняли Армавир…»
Посланное с оказией, это письмо шло более двух месяцев. В ответном письме Эльзы от 1 февраля 1945 года читаем: «…Родная моя Лиличка, Жан-Ришар (Блок. — Авт.) привёз от тебя письмо и книжечку. Я уже знала, что ты жива, какие-то люди видели тебя на улице. Маму жалко. Я была убеждена, что её нет в живых. Значит, от немцев её спасла смерть, спасибо смерти…»