Охотник на лис. Как распознать проблемного сотрудника на собеседовании
Как выявить ненадежных и откровенно вредных для компании людей, когда по формальным признакам и компетенциям они отлично подходят? Для этих целей используется скрининговая проверка, которую практикуют специалисты по безопасности
Если хороший человек — это не профессия, то справедливо и обратное: профессионал — необязательно хороший человек. Объясню на примере. В компанию пришло резюме руководителя среднего звена — претендент идеальный: знает рынок, с двумя образованиями, свободно говорит на двух иностранных языках и регулярно повышает квалификацию. Топ-менеджмент уже готовил задачи. Но служба безопасности энтузиазм не разделила: через полчаса доверительной беседы соискатель стал поливать грязью бывших руководителей. В отличие от него, работника мечты, те были виноваты всегда и во всем. Как выяснилось позже, отношение было постоянным и касалось всех рабочих мест. Человек буквально создавал негатив и, конечно, не сообщал об этом ни в резюме, ни специалисту по кадрам на собеседовании. Соискателю не предложили работу и, таким образом, сохранили здоровую атмосферу в коллективе и поберегли репутацию компании.
Цель скрининговой проверки как раз и состоит в том, чтобы выявлять опасные для компании детали в бэкграунде претендента, его характере и привычках.
Чек-лист подготовки скрининговой проверки
Создать риск-карты для конкретной должности или групп должностей
Для начала нужно определить ряд нежелательных для соискателей характеристик. Обычно этот список довольно типовой. В нем, например, фигурируют пункты о наличии судимостей или долгов, криминального прошлого. Но для каждой должности эти пункты будут иметь разное значение.
В случае с рядовым сотрудником, не имеющим доступа к финансам и информации, два кредита могут стать хорошей мотивацией работать усерднее, чтобы их погасить. И совсем другое дело — высокие должности. О долге в €32 000 мне однажды не стесняясь сообщил соискатель на должность финансового контролера. Стоит ли говорить, что его шансы на трудоустройство стремились к нулю? Слишком большой риск для компании. Для водителя критичные моменты в биографии — штрафы за вождение в нетрезвом виде или лишение прав. Так же как для кассира — случаи воровства. Списки «плохих» эпизодов изначально стоит продумать вместе с HR-специалистом, и скорее всего они будут расширяться со временем.
Ранжировать риски для каждой должности или группы должностей
В зависимости от того, какие задачи человек будет выполнять, за что отвечать и к какой информации иметь доступ, список рисков нужно ранжировать. Например, привлечение по уголовной статье важнее, чем наличие штрафов за нарушение ПДД, если компания не нанимает водителя, конечно.