В Воронеже завершился VIII Платоновский фестиваль искусств

ОгонёкКультура

Воронеж в главной роли

В Воронеже завершился VIII Платоновский фестиваль искусств. «Огонек» присмотрелся к тому, чем на протяжении двух недель жил город, где свое отношение к театру, музыке, литературе и танцу сумел выразить каждый — от мировых звезд до гостеприимных хозяев

Текст Анна Сабова, Воронеж — Москва 
Фото Олег Харсеев

В меловом карьере под Воронежем звучит вся «Музыка мира» — и это далеко не единственная визитная карточка фестиваля

В малом зале Воронежского ТЮЗа не протолкнуться. Места уже заняты, актеры мнутся за кулисами, но организаторы не дают отмашку — ждут, пока опоздавшие займут последние свободные ступеньки в проходе между рядами. Зрителей это, кажется, вполне устраивает: они жадно выпытывают друг у друга фестивальные новости и делятся впечатлениями от увиденного.

— И как вчера оперу пели? — на галерке живо обсуждают концерт оперных солистов из России и Греции.

— А вы смотрели «Макбет» Бутусова? Ну что, совсем психоделик? Все пять часов? — спрашивают поближе к сцене.

— Балаган и по ушам бьет, но уровень видно. Чувствуется, что не уездный театрик… Правда, из классики там разве что занавес…

«Креольская королева» Морган Джи запросто вплетает в рок шаманские напевы

В зале вовсю готовятся к знакомству с платоновской частью программы. В партере мама спешно проглядывает содержание пьесы, чтобы быть готовой ответить на вопросы дочки рядом. Подросток осторожно заглядывает в ее смартфон через плечо, чтобы узнать, чем кончится дело. Труппу ждут все нетерпеливее, хотя ни одного громкого имени в ней пока нет. Последнее не помеха: к часовой постановке «Корова», подготовленной студентами Российского государственного института сценических искусств по рассказу Андрея Платонова, едва ли не столько же внимания, как и к хедлайнерам Платоновского фестиваля. Ведь для Воронежа и региона этот форум не просто культурное событие года. За восемь лет, что он приходит сюда каждое лето, фестиваль изменил местную публику, сделав ее одновременно открытой и искушенной: шутка ли, из культурных столиц самых разных стран мира в родную глубинку везут самое лучшее, от лауреата конкурса им. Чайковского пианиста Люка Дебарга до вахтанговского «Царя Эдипа» в постановке Римаса Туминаса совместно с Национальным театром Греции. Стоит ли удивляться, что Воронеж учится и сам удивлять в ответ?

— Публика уже видела хорошее, теперь ей хочется лучшего, в провинциальные стандарты восприятия возвращаться она больше не хочет,— подчеркивает в разговоре с «Огоньком» художественный руководитель фестиваля Михаил Бычков.— Здесь все должно говорить о том, что искусство — это живое и оно касается каждого. А для этого нужно привозить на фестиваль вещи не музейные и псевдозначительные, не напыщенные и не пустую псевдосовременность, а то, в чем есть живая сердцевина. Ну а форма в Воронеже уже никого не смущает — это может быть и традиционный театр, и межжанровый эксперимент.

Традиции и электропоп — визитная карточка ирландского дуэта Saint Sister

В диалоге с искусством

— Следите за шагами!.. Нет, ребята, так не пойдет — если не смотреть за действием и движениями, у нас пол труппы зависнет под потолком,— сквозь зубы отчитывает партнеров на сцене из темноты мой со-сед. Да, забыла сказать: ругается он по-французски.

Пульту техника современного балета «Фреска. Картина на стене» нашлось место только в зрительном зале Театра оперы и балета, поэтому руководить освещением и акробатическими трюками танцовщиков приходится прямо из-за спин зрителей партера. Странное дело: отрывистые команды не мешают, как и то, что на сцене топают, качаются на канатах, громко дышат и задыхаются. Действие завораживает, и есть отчего.

В балете по мотивам древней китайской сказки каждое движение как иероглиф — выверено до последней линии и точно прочерчено в черно-белом пространстве сцены. Хореография Анжелена Прельжокажа заставляет так выразительно звучать главный инструмент танцора — его тело, что восточный колорит, боевые искусства и абстрактный язык нового французского танца до предела обнажают пронзительную историю о любви путника к девушке с фрески, которую он случайно увидел на стене грота, будучи застигнутым бурей.

— Анжелен часто говорит нам, что танец — это пустая ракушка, которую танцовщик должен заполнить своей личной историей,— объясняет потом «Огоньку» Клара Фрешель, исполнительница главной женской роли.— Только важно при этом, чтобы мы говорили на одном языке жестов. Например, у меня нет опыта работы в Большом, как у двух наших русских танцовщиц, я больше занималась современной хореографией, а с 2013 года уже в составе компании Прельжокажа выступала на улицах, в школах, больницах. Но я не чувствую какого-то разрыва между нами, главное — единство хореографии.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Петр Губонин. Дворянин от сохи Петр Губонин. Дворянин от сохи

Прокладка железной дороги в Севастополь в начале 1870-х привела Губонина в Крым

Караван историй
Великолепная восьмёрка Великолепная восьмёрка

Яркие премьеры ведущих яхтенных верфей мира

Robb Report
Худи-бедно Худи-бедно

Поколение детей, которые приходят в «Детский мир», чтобы ничего там не купить

Esquire
Единая государственная лихорадка Единая государственная лихорадка

Как пережить ЕГЭ детям и родителям

Огонёк
Тревожный звоночек Тревожный звоночек

Как Google Duplex ведёт нас в киберпанк-будущее

Мир Фантастики
Каково быть единственным ребенком, когда ты уже взрослый Каково быть единственным ребенком, когда ты уже взрослый

Что беспокоит единственных детей, когда они вырастают?

Psychologies
Летнее время Летнее время

GQ прогулялся по тихим каннским переулкам с Тео Ю и Ириной Старшенбаум

GQ
Аудиокниги: от кризиса к росту Аудиокниги: от кризиса к росту

За последний год рынок аудиокниг вырос на сто процентов

Эксперт
Сделано в СССР: наши прорывы в области композитов Сделано в СССР: наши прорывы в области композитов

Какие прорывы в области композитов сделали в СССР

Популярная механика
Очень сложная игра Очень сложная игра

Первая полезная компьютерная игра

Популярная механика
Подготовка к летнему СИЗО Подготовка к летнему СИЗО

Как вести себя при задержании, во время допроса, в изоляторе и на суде

Maxim
Современные дети глазами учителей Современные дети глазами учителей

Отличается ли новое поколение школьников от прежнего, и если да, то чем

Psychologies
Счастье без фанфар: дневник благодарности, который учит ценить жизнь Счастье без фанфар: дневник благодарности, который учит ценить жизнь

Кто умеет искренне говорить «спасибо» чувствуют себя счастливее

Psychologies
Лето. Сочи. «Кинотавр» Лето. Сочи. «Кинотавр»

29-й Открытый Российский кинофестиваль «Кинотавр» в Сочи состоялся

OK!
Идея! Общаться с иностранцем Идея! Общаться с иностранцем

О чем говорить с гостями на чемпионате мира

Maxim
Синдром любви: футбол для детей с синдромом Дауна Синдром любви: футбол для детей с синдромом Дауна

Люди с синдромом Дауна играют в кино и театре, пишут книги, получают образование

Популярная механика
Ребенок — глава семьи? Ребенок — глава семьи?

Идет ли «детоцентризм» на пользу ребенку

Psychologies
Доисторические животные, которые не вымерли Доисторические животные, которые не вымерли

Эволюция живого на Земле содержит немало загадок

Популярная механика
В соцсетях обсуждают предстоящий матч Россия — Саудовская Аравия В соцсетях обсуждают предстоящий матч Россия — Саудовская Аравия

Много шуток и в целом про чемпионат мира

Esquire
Одна вокруг света: как живут в африканской плавучей деревне Одна вокруг света: как живут в африканской плавучей деревне

24-ая серия о кругосветном путешествии москвички Ирины Сидоренко

Forbes
Для чего нужны независимые прокатные компании Для чего нужны независимые прокатные компании

Как прокатчикам удается осуществлять свою миссию

Эксперт
Городские истории Городские истории

Прогулку по Зальцбургу и окрестностям можно превратить в увлекательный квест

Лиза
Что носили мужчины на этой неделе Что носили мужчины на этой неделе

Цвет недели – зеленый, аксессуар недели – кепи

GQ
Вероника решает уцелеть, или несколько слов в защиту “Красного воробья” Вероника решает уцелеть, или несколько слов в защиту “Красного воробья”

В прокате “Красный воробей” — захватывающее собрание западных мифов о России

Esquire
Как узнать, на сколько лет ты выглядишь на самом деле? Как узнать, на сколько лет ты выглядишь на самом деле?

Нам столько лет, на сколько мы себя чувствуем – эта истина не всегда верна

Лиза
Дикая красота: 7 самых экстремальных и труднодоступных пляжей мира Дикая красота: 7 самых экстремальных и труднодоступных пляжей мира

Иногда поход на пляж может превратиться в настоящее приключение

Cosmopolitan
«Мы в состоянии создать мировой блокбастер» «Мы в состоянии создать мировой блокбастер»

России необходимо создать механизмы поддержки фармацевтических компаний

Эксперт
Роналду или Месси, возвращение Бразилии и Новая Африка. Что нельзя пропустить на ЧМ-2018 Роналду или Месси, возвращение Бразилии и Новая Африка. Что нельзя пропустить на ЧМ-2018

Что, как и зачем смотреть на чемпионате мира по футболу

СНОБ
Лучшие шутки дня и токсичные отношения с работодателем Лучшие шутки дня и токсичные отношения с работодателем

Пиротехнический дайджест авторского юмора с авторской орфографией

Maxim
Lexus LS. Культурная революция Lexus LS. Культурная революция

Lexus дерзнул переписать правила флагманов

АвтоМир
Открыть в приложении