«Нефть будущего»
Смартфон представляет собой набор химических элементов, которые добываются в первую очередь в Китае. Сырье, необходимое для их производства, уже сегодня считается «нефтью будущего».
Когда пользователь смартфона выбрасывает свой телефон, он, как правило, не подозревает о том, что устройство представляет собой не только набор деталей из стекла, полимеров и двух или трех металлов. На самом деле под глянцевым дисплеем кроется целая «коллекция» материалов, число которых может достигать шестидесяти. В смартфоне используются около 30 металлов, среди которых — медь, железо, алюминий, а также незначительное количество серебра и золота. При этом важную роль играют так называемые редкоземельные элементы — речь идет о группе из 17 металлов, таких как лантан, неодим или тантал. Без этой «троицы» в смартфонах не было бы ни вибросигнала, ни сенсорного экрана, ни красочного множества цветов на дисплее. В малых количествах редкоземельные металлы применяются также в источниках света, в микрофонах и динамиках. Согласно данным Европейского Федерального ведомства по наукам о земле и сырьевым ресурсам, потребность в диспрозии и тербии для производства постоянных магнитов для электромобилей и ветроэлектростанций к 2035 году может увеличиться на 313% по сравнению с 2013-м. Уже сейчас, учитывая возрастающую необходимость в этих материалах, некоторые называют их «нефтью будущего».
Угроза нехватки ресурсов?
Впрочем, стоит заметить, что, хотя название указывает на обратное, эти элементы в действительности не слишком редки. Они равномерно распределены по всей территории Земли, но их добыча в большинстве случаев сопряжена с довольно значительными трудностями.
Редкоземельные элементы содержатся приблизительно в 200 различных минералах и могут быть извлечены лишь с очень большими затратами. Поэтому большинство редкоземельных металлов включено в перечень важнейших сырьевых материалов. Упомянутые в нем 27 веществ «имеют большое экономическое значение», однако «к ним отсутствует свободный и справедливый доступ».
Так закончатся ли когда-нибудь в будущем редкоземельные элементы? Этого вряд ли можно ожидать, с учетом того, что запасы распределены по территориям различных стран. Гораздо большей проблемой является нынешняя квази-монополия Китая на добычу полезных ископаемых. Когда крупнейшее в мире государство-добытчик редких металлов в 2010 году объявило о введении квот на экспорт, цены взлетели до астрономических высот и в 2011-м некоторое время держались на уровне, который в 12 раз превышал цены 2009 года. В то время как Китай является лидером на мировом рынке редкоземельных элементов, большая часть кобальта или колтана добывается в Конго. Из колтана извлекается тантал, необходимый для производства мобильных телефонов. Как и в случае «кровавых» алмазов, добываемых незаконно и ис пользуемых для финансирования военных конфликтов, проис хождение многих материалов для мобильных телефонов также вызывает сомнения. Конго, к примеру, является наглядной иллюстрацией того, что значение минералов настолько велико, что это приводит к развязыванию войн: долгое время горнодобывающие компании финансировали ужасную гражданскую войну. Поскольку добыча колтана относительно проста, военные диктаторы захватывали многочисленные рудники для высокодоходной продажи добытой руды.
«На Ближнем Востоке есть нефть, у нас — редкоземельные элементы». Дэн Сяопин, китайский партийный руководитель, скончался в 1997 г.
Этические стандарты — неэтичные последствия
В США производители электроники оказались под серьезным давлением после того, как в 2010 году конгресс принял закон Додда-Фрэнка, согласно которому при производстве запрещено использовать так называемое «конфликтное сырье». Закон обязывает всех производителей на территории Америки документировать использование редкоземельных элементов и металлов, полученных из областей военных конфликтов в Африке. Таким образом, торговля материалами, полученными из этих областей, должна быть ограничена или даже запрещена.
В июне 2017 года Европейский Совет принял директиву об использовании «конфликтных минералов». Она предписывает импортерам таких металлов, как золото, тантал, вольфрам и олово, проводить проверку собственных сделок на возможное финансирование вооруженных конфликтов или нарушение прав человека. Кроме того, теперь производители обязаны обращать внимание на потенциально более «чистое» происхождение материалов и публиковать документы о закупках.