Куда ехать, чего ждать?

ОгонёкПутешествия

Туризм после «Томаса Кука»

Юлия Федотова

Туристка на фоне рекламного плаката в Афинах: не придет ли завтра виртуальный отдых на смену реальному? Фото: Reuters

Зимний отпускной сезон завершается без сюрпризов. Россияне все так же массово отдыхали в Сочи и выезжали в ОАЭ с Таиландом (эти направления — первая тройка новогодних туров). Правда, чуть больше обычного вызывали интерес Мальдивы и Индонезия… Как такой консервативный подход вписывается в современный рынок туризма и что нам в принципе ждать от него? «Огонек» опросил основных туроператоров и проанализировал модные тренды.

Хороший кофе, апельсиновый сок и быстрый бесплатный интернет — вот три главные составляющие идеального отдыха россиянина в новом году. Так, во всяком случае, формулируют их клиенты туроператора TUI Россия (весь 2019 год компания исследовала потребительские запросы). Из курортных развлечений наши туристы выделяют минидиско (музыкально-танцевальные развлечения с аниматорами) и обучающие уроки по плаванию. Своих детей при этом они хотели бы видеть складывающими без клея и ножниц кусочки бумаги в фигурки — оригами снова в моде. Это рукоделие, напомню, было очень популярно несколько десятков лет назад в СССР. А до того — еще раньше, в Древнем Китае.

Кто куда?

Как ни странно, на этот раз россияне вспомнили поговорку и «подготовили сани летом» — в основном новогодние туры были заказаны еще до середины осени. «Окно бронирования» пришлось на сентябрь. Столь европейскую собранность можно объяснить двумя факторами: стабильными новогодними каникулами и накопленным опытом. В предыдущие годы те, кто приступал к поиску вариантов по компьютеру уже под наряженной елкой или прибегал в турагентства чуть не под бой курантов, были обескуражены ограниченностью выбора и злыми ценами. На сей же раз ничего подобного. «Продажи шли планомерно, без всплесков и падений, чем ближе праздники, тем выбор номеров и дат заездов становился меньше»,— заверила «Огонек» Светлана Бешанова из компании «БиблиоГлобус». А представитель другого крупного игрока, ANEX Tour, Алена Хитрова считает, что налицо подъем продаж по сравнению с прошлым годом: «В 2019‑м количество отправленных туристов за границу в праздники увеличилось, причем как из Москвы, так и из регионов».

Если говорить про премиальные направления (Мальдивы, элитные Карибы, Куршевель), то там виллы и шале заказывают на два года вперед. Люди все меньше готовы рисковать качеством и привыкают планировать — основные зимние маршруты россияне выкупают за полгода. При этом на рынке туроператоров принято сегментировать направления: новогодние предложения делятся на две группы — пляжные и горнолыжные. «Лыжников» формируют по странам, распределяя на три категории. Дорогими массовыми курортами считаются Австрия и Франция. В среднем сегменте — Андорра, Сочи. По данным, предоставленным «Огоньку» компанией «БиблиоГлобус», Имеретинский район — основное направление для российского путешественника зимой. Туда продается около 37 процентов от всех туров, загрузка отелей и частного сектора максимальная. Кому надо дешевле, посоветуют не переплачивать за Красную поляну, а присмотреться к Румынии и Болгарии. Пляжные направления распределены по группам вне зависимости от стоимости поездки. В основе конгломерата «Азия» самые популярные направления — Шри-Ланка, Таиланд (второе место, около 24 процентов турпотока), Китай, Гоа, Вьетнам. Другая сторона планеты, под манящим названием «Карибы», расшифровывается как относительно доступные Куба и Доминикана. Кубу россияне покупают разную (Варадеро или более бюджетную Санта-Клару), но возвращаются с нее традиционно довольными. Скорее всего тем, что «этот рай» нам не грозит.

Особняком стоят ОАЭ (примерно 17 процентов от проданных туров и «бронза» сезона). Тут стоит обратить внимание на конкуренцию: каждый эмират ведет свою борьбу за туристов. В массы пытаются выйти и с новыми предложениями: скажем, перед Новым годом по радио постоянно крутили ролик от Министерства туризма Бахрейна — островное королевство представляло себя как «место, идеальное для семейного отдыха». Но опытные туроператоры знают: быть на слуху — это не одно и то же, что быть востребованным. Иногда власти просто дают бюджет на информподдержку (по прикидкам экспертов, Бахрейн мог выделить в сезоне до миллиона долларов на «увеличение узнаваемости бренда»), но это не гарантия, что удастся «откусить» турпоток у классики.

Отдельно стоит выделить индивидуальный массовый туризм. В этот сегмент приходят люди с туропытом, насытившиеся городами Европы и общественными пляжами Азии. Им хочется экзотики, ощущений — и они летят отмечать Новый год по «изведанным маршрутам» в Танзанию. Здесь еще популярны Сейшелы, Маврикий, Мальдивы.

Наконец, два традиционных направления, которые в зимний топ не попадают. Любимая Турция имеет сезонность (с чем, судя по их заявлениям, представители местной туриндустрии собираются как-то бороться). А Египет все еще не смог договориться о прямых перелетах на курорты. По слухам, до марта 2020‑го все российские авиарейсы сняты с этого направления, а дальше ситуация будет зависеть от грамотности политических решений египтян.

Как меняются предпочтения?

«А на глазах!» — отвечают игроки рынка. Если еще несколько лет назад человек, который приходил к туроператору, отвечал на вопрос «куда вы хотите поехать?», то сегодня правильным вопросом будет «что вы хотите делать?», объясняет генеральный директор TUI Россия Тарас Демура. «Демонстративное потребление — это не только автомобили и сумки,— продолжает собеседник „Огонька“.— Это может быть и особая диета, и заявление „мне Chanel слишком попсово, я буду носить вьетнамского дизайнера“. По этой теории туризм — познание себя через знакомство с социальными культурами, группами, через познание мира в целом. Человек пытается понять, как устроено общество. Ему надо выйти из замкнутого пространства своей квартиры или даже своего города, чтобы познакомиться с блюдами других народов, подышать другим воздухом. Услышать музыку. Померить одежду».

По словам Тараса Демуры, путешественники сегодня отдают деньги за впечатления. Туризм перестал быть просто отдыхом. Профессионалы говорят о запросе на поиск «раздражителей». Всего, что способно вызвать эмоции. За уникальные эмоции и чувства готовы платить. «Что касается экскурсий — музеи перестают быть популярными, если они не интерактивны, если не развлекают. «Зацепить» все сложнее. Раньше, чтобы получить очередь из желающих, можно было предложить: едем на матч «Реал Мадрид» и там будет Роналду, он даст вам автограф. Теперь же народ пресытился и не отличает Роналду из социальных сетей от настоящего. Инфлюенсеры уже не имеют такого веса. Блогеры сами по себе не собирают огромные группы. Хотя в качестве маркетингового хода их все еще призывать уместно». Эксперты называют короткие яркие поездки трендом ближайших лет. А важнейшим составляющим путешествия становятся «селфи-локации». Быстро, без сбоев, «в три клика» и непрерывное развлечение — вот чего ждут сегодня туристы от поставщиков услуг.

Тем не менее, по статистике, самые популярные 10 глобальных туристических направлений, такие как Рим и Париж, привлекают 40 процентов всего турпотока. Здесь возникает другой тренд — уже со стороны правительств и муниципалитетов: борьба с «овертуризмом». Те же французы ставят перед собой задачу перенаправить основную массу «гостей столицы» в регионы. А на самых популярных маршрутах хотели бы видеть более платежеспособных приезжающих, но в меньших количествах. Парижане недовольны, что их город превратился в souvenir, но при этом массово сдают квартиры (в центре уже мало кто живет постоянно), а цены растут. На что турист реагирует: по итогам масштабного исследования привычек и предпочтений миллениалов (возраст до 35 лет), проведенного компанией Roland Berger по заказу европейских туроператоров, выяснилось: молодежь считает Париж дорогим и малоудобным. Они готовы скорее приехать в столицу Франции на вечер для прогулки и посещения ночного клуба. А тратить деньги на ночевку в столичном отеле молодые европейцы считают неразумным.

Что касается трат, то горячо любимые в мире за расточительность россияне сдают позиции уже пятый год. Стандартно много покупают граждане Китая и США. Хотя глобально все туристы схожи в предмете трат: основные расходы — это еда. Речь не о банальном гостиничном полупансионе, а снова про впечатления. Сет из семи блюд известного шефа в Барселоне, винный ужин в Долине Напа в Калифорнии или обжигающие каштаны в кульках на улице Вены — все это ощущения и воспоминания. То, на что мы готовы поменять результат нескольких месяцев офисной жизни. То, ради чего пользуемся такси или каршерингом, не покупая свою машину. Но уж зато мы отметим 5 лет свадьбы в погребах замков Луары или собирая пахучие лимоны на Сицилии! Менее креативные проедутся по мишленовским ресторанам…

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Переговоры между военными делегациями КНДР и Республики Корея Переговоры между военными делегациями КНДР и Республики Корея

Пханмунчжом, 1983 год

Дилетант
Сергей Мазаев: «Страна идет спиной вперед» Сергей Мазаев: «Страна идет спиной вперед»

Сергеем Мазаевым о том, как музыканты мечтали захватить мир или уехать из страны

РБК
10 примет времени, изменивших наш быт 10 примет времени, изменивших наш быт

Forbes представляет 10 самых ярких примет нашего времени

Forbes
Девочка и миф Девочка и миф

Что на самом деле стоит за истерикой по поводу глобального потепления

Огонёк
Убить вождя Убить вождя

Покушение на Ленина полно вопросов

Дилетант
Как болели и умирали в погоне за красотой: 7 исторических практик Как болели и умирали в погоне за красотой: 7 исторических практик

Женская красота имела сакральный смысл во все времена и во многих культурах

Популярная механика
Рейтинг брендов Рейтинг брендов

Бренды, которые стали заметны на рынке за год

Forbes
Сергей Зинкевич: Что мешает «цифровизации» бизнеса? Сергей Зинкевич: Что мешает «цифровизации» бизнеса?

Почему не нужно бояться пробовать что-то новое в сфере ИТ

СНОБ
Дети декабря Дети декабря

Декабристы — безумцы, герои, предатели или лучшие сыны нации?

Дилетант
7 главных признаков, которые отличают хорошего начальника от плохого 7 главных признаков, которые отличают хорошего начальника от плохого

Приготовься оценить свое руководство

Playboy
Квартира для молодого человека, картины и кота, 55 м² Квартира для молодого человека, картины и кота, 55 м²

Заказчик был против ярких цветов, но в процессе ремонта изменил своё мнение

AD
Чем пахнет в доме Чем пахнет в доме

От запахов в твоем жилище зависит, каким будет настроение домочадцев

Лиза
Почему в ситуации выбора мы ищем обходные пути? Почему в ситуации выбора мы ищем обходные пути?

Почему мы часто не видим выбора вообще или совершаем его как-то странно

Psychologies
Оживаем после Нового года: функциональная тренировка для восстановления Оживаем после Нового года: функциональная тренировка для восстановления

Как прийти в себя после праздников?

Cosmopolitan
«Русский немец белокурый едет в дальнюю страну…» «Русский немец белокурый едет в дальнюю страну…»

Иногда при атрибуции портретов поиск приводит к двум кандидатам

Дилетант
Как выходец с Украины запустил в США приложение для похудения, выручка которого выросла за год в четыре раза Как выходец с Украины запустил в США приложение для похудения, выручка которого выросла за год в четыре раза

Как Артем Петаков разработал приложение для здорового образа жизни Noom

Forbes
Такие папы нам нравятся Такие папы нам нравятся

Сегодня отцы становятся все включеннее и внимательнее к детям

Домашний Очаг
Почему мы не всегда ждем продолжения любимых сериалов Почему мы не всегда ждем продолжения любимых сериалов

Новаторство сериального сторителлинга может потонуть в мыльной опере

РБК
100 изобретений, которые изменили мир: часть 1 100 изобретений, которые изменили мир: часть 1

Список изобретений, которые сыграли важную роль в становлении человечества

Популярная механика
Эмоциональный интеллект Эмоциональный интеллект

Хочешь научиться читать мысли окружающих?

Лиза
Автомобилисты нашли способ не платить штрафы. ГИБДД разводит руками Автомобилисты нашли способ не платить штрафы. ГИБДД разводит руками

В ГИБДД выписывают штрафы, которые не могут взыскать

РБК
Алкогений: Бенни Хилл Алкогений: Бенни Хилл

«По барам хожу потому, что боюсь спиться в одиночестве».

Maxim
«Мне все равно»: что такое эмоциональная бесчувственность «Мне все равно»: что такое эмоциональная бесчувственность

У каждого свой порог психологической выносливости, и никто не может предсказать

Psychologies
«Будто хлебнула говна и закалилась»: как токсичные руководители разрушают свои компании «Будто хлебнула говна и закалилась»: как токсичные руководители разрушают свои компании

Как жесткая управленческая политика влияет на продуктивность сотрудников?

Forbes
Повесть о сыновьях молчаливых дней. Как начиналась магнитофонная летопись русского рока Повесть о сыновьях молчаливых дней. Как начиналась магнитофонная летопись русского рока

Почему стоит прочитать книгу «100 магнитоальбомов советского рока»

СНОБ
11 способов приготовить еду по-новому: полезные лайфхаки 11 способов приготовить еду по-новому: полезные лайфхаки

Эти лайфхаки не только упростят, но и разнообразят рутинное приготовление пищи

Популярная механика
Мировая война, она же Мелкая пакость Мировая война, она же Мелкая пакость

Стартовая фактура всем известна, не будем повторяться

СНОБ
Вызов на ковер Вызов на ковер

Получив приглашение на «Оскар», беритесь за телефон

Tatler
Как увеличить яркость на ноутбуке: способы для Windows и macOS Как увеличить яркость на ноутбуке: способы для Windows и macOS

Как увеличить или убавить яркость на ноутбуке?

CHIP
Деменция в наследство: можно ли уберечь себя? Деменция в наследство: можно ли уберечь себя?

Изменение образа жизни может помочь даже тем, у кого «плохая генетика»

Psychologies
Открыть в приложении