Арт-мошенники. Самые гениальные аферы в мире искусства
Forbes Life предлагает своим читателям ознакомиться с фрагментом книги «Мошенники в мире искусства», которая выходит в издательстве «Альпина паблишер» в январе 2020 года. Некоторые истории подделок произведений искусства настолько невероятны, что могут даже показаться выдуманными, однако все они реальны.

Рынки произведений искусства привлекают самых разных персонажей. Бывают компании шутников, которые дурачат авторитетных искусствоведов, чтобы просто развлечься. Встречаются жулики, которые вообще не имеют отношения к искусству, но хотят выступать в роли великих мастеров. А есть художники, которые сознательно строят карьеру на изготовлении поддельных произведений или фальшивых сертификатов подлинности.

В поисках «пропавшего Модильяни»
Забавным примером честного жульничества является история со скульптурой, якобы созданной Амедео Модильяни. По слухам, художник в приступе гнева выбросил неудачную, по его мнению, работу в канал своего родного города Ливорно. В 1984 году, в процессе подготовки к празднованию столетия со дня рождения художника горожане настолько уверовали в эту легенду, что начали поиски с помощью экскаваторов, используемых для ремонта и чистки каналов.
Искренний энтузиазм жителей Ливорно стал поводом для мистификаций. Три юных студента решили подшутить над охваченной энтузиазмом публикой и искусствоведами. Они изготовили напоминающий работы Модильяни рельеф с помощью электродрели Black&Decker и бросили его в канал. То же самое сделал ливорнский скульптор Анджело Фролья. Он отправил в канал две свои работы, которые, правда, были гораздо менее талантливы по сравнению с фальшивкой студентов.
Экскаватор поднял все три скульптуры на поверхность, и Италия возликовала — найдены пропавшие шедевры Модильяни! Вскоре работы Анджело Фрольи были признаны подделками, а вот по поводу оставшейся скульптуры началась долгая дискуссия. В результате студенты сами сознались в подделке, но и после этого не все соглашались верить им, потому что хотели думать, что найдена подлинная работа мастера. Дело стало сенсацией. Молодые люди выступили на телевидении и продемонстрировали, как они изготовили фальшивку. Директор Художественного музея Ливорно, однако, по-прежнему упорно придерживался своей точки зрения и утверждал, что автор найденной скульптуры именно Модильяни.
В настоящее время копии скульптур Модильяни можно приобрести в сувенирных магазинах художественных музеев. В зависимости от размера они стоят от €400до €1000.
Большие глаза и большие деньги
Теперь творчество большой поклонницы Модильяни, американской художницы Маргарет Кин (род. 1927 известно во всем мире под ее собственным именем. Но в свое время всю славу и деньги от продажи работ получал ее муж Уолтер.
Арт-критики не особенно ценят работы Кин, но каждый, кто их когда-либо видел, скорее всего, их помнит.
Известность Маргарет Кин принесли портреты в стиле наивного искусства. У персонажей ее картин преувеличенно большие, гипнотизирующие зрителя глаза. Постеры и открытки с рисунками и живописью Кин, изображающими таких людей, печатаются в мире огромными тиражами.
Произведения Маргарет Кин постоянно всплывают в памяти, подобно любимому шлягеру, который стоит только вспомнить, и он будет многократно повторяться в мозгу. Для меня они как «Болеро» Равеля или «Can't get you out of my head» Кайли Миноуг. В середине 1960-х годов король поп-арта Энди Уорхол восторженно отозвался о творчестве художницы в интервью журналу Life: «То, что делает Кин, великолепно. Если бы это было плохо, это бы не нравилось такому большому количеству людей». Однако тогда Уорхол еще не знал о том, кто в действительности автор этих магических произведений.
Маргарет Кин на протяжении 12 лет была замужем за Уолтером Кином. Тот продавал картины жены и права на их опубликование как свои собственные. Подпись на произведениях содержала тогда лишь фамилию Кин. За время брака Уолтер заработал на искусстве супруги несколько миллионов долларов. Затем художница покинула мужа и уехала на Гавайи, а вскоре развелась с ним.