Середина в голову
Кризис среднего возраста может быть связан… с нашей биологией, считают специалисты. Обречен ли человек пройти этот непростой период, выяснял «Огонек»
Профессор экономики авторитетного Дартмутского колледжа (входит в «лигу плюща») Дэвид Бланчфлауэр, похоже, нашел идеальное оправдание для всех, кому за сорок и кто чувствует: пора что-то менять! Профессор доказал: кризис среднего возраста — это неизбежность!
Тут надо пояснить: Дэвид Бланчфлауэр — известный эксперт, специализирующийся на замерах счастья. Кризис среднего возраста, по сути связанный с ощущением счастья, также в сфере его научных интересов, а новое исследование, опубликованное Национальным бюро экономических исследований США, во многом закрепляет находки предыдущих. Одна из таких находок связана с распространенным мифом, мол, кризис среднего возраста — это причуда западных стран. Профессор Бланчфлауэр это категорически опровергает: депрессия настигает всех и повсюду, вне зависимости от заработной платы или продолжительности жизни.
Теперь подробнее. Собрав огромный массив данных по 132 странам, профессор искал связь между благополучием и возрастом. Искал — и нашел. Он вывел так называемую кривую счастья: оказывается, счастье имеет форму буквы U, а самой низкой точки в развитых странах достигает, когда человеку исполняется 47,2 года (для развивающихся стран — это 48,2). К примеру, именно 40-летние респонденты в Великобритании показали наиболее низкий результат удовлетворенности жизнью из всех других групп: где-то между 7,70 и 7,90 (при условии, что 0 — это полностью неудовлетворен, а 10 — совершенно удовлетворен)…
Впрочем, еще более сенсационно (хоть, возможно, и спорно) звучит другой намек исследователя: дело, похоже, в биологии.
Профессор ссылается на другую нашумевшую работу, в рамках которой исследователи изучали… 508 человекообразных обезьян. Понятно, что обезьяны не имеют представления ни о карьере, ни о семейной жизни, однако и они, как выяснилось, тоже испытывают кризис середины жизни (примерно с 28 до 35 лет) и, кстати, знают, что такое давление со стороны социума.
— Возможно, есть что-то в генах,— осторожно объясняет это профессор Бланчфлауэр. Мол, у нас с ними «общая биология» — там и надо искать. И кстати, признается, что сам испытывал кризис среднего возраста, причем в том же временном отрезке.
Конечно, одними генами кризис среднего возраста тоже не объяснить. Эксперты, оперативно опрошенные западными журналистами, предлагают вспомнить термин «поколение сэндвича», обозначающий людей, зажатых между старыми родителями (о которых надо заботиться) и маленькими детьми (о которых также надо заботиться). Карьера в этом возрасте зачастую стопорится: кто-то уже достиг ее потолка, при этом до пенсии еще далеко, идет «прозябание» на средних позициях. Как тут не загрустить?
— Кризис среднего возраста связан с ограничением временной перспективы, или перспективы будущего,— говорит заведующий Международной лабораторией позитивной психологии личности и мотивации НИУ ВШЭ, профессор Дмитрий Леонтьев.— Человек оказывается в такой точке своего жизненного пути, когда он начинает осознавать: все то, что некогда планировалось и о чем мечталось, реализовать не получится. Американский психотерапевт Адам Блатнер говорил об этом как об инициации. В подростковом возрасте мы проходим инициацию, когда осознаем, что что-то в этом мире можем. А в середине жизни — когда понимаем, что чего-то в этом мире, напротив, уже не сможем. В карьере пик уже пройден, понятны горизонты возможностей. В семейной жизни нередко приходится пересмотреть брак: например, вместо совместного преодоления трудностей на первое место выходит проблема взаимопонимания. В плане здоровья как раз в этот период заканчивается «гарантийный срок» организма, теперь нужно заботиться о нем иначе, чем раньше. То есть ряд независимых друг от друга кризисных точек могут сходиться в один период времени, обострять и усиливать друг друга.
Что касается конкретной «точки кризиса», то она, как отмечает Леонтьев, отчасти зависит от общей продолжительности жизни и, к примеру, от срока выхода на пенсию. Вполне возможно, что сегодня кризис более размыт у фрилансеров, работающих на самих себя, а также зависит от конкретной страны и культурных особенностей. При этом эксперт согласен: сам по себе кризис среднего возраста в принципе предопределен.