Как меняются тренды онлайн-торговли
Разбираемся в ключевых направлениях и немного сочувствуем магазинам классического формата.
Офлайн-магазины переживают не самые благоприятные времена. Долго жить приказали Opening Ceremony и культовый парижский концепт-стор Colette. Американский Barneys почти опустился на дно, оставив после себя долги на миллионы долларов, а в 2017 году лондонский Harrods и вовсе затеял самую масштабную переделку в истории, чтобы привлечь китайских туристов. По словам представителей одного из старейших универмагов Великобритании, на ремонт ушло около £200 миллионов. Злая ирония заключается в том, что магазин, открывший двери в 2020 году, остался без туристов из КНР из-за вспыхнувшего коронавируса.
Причин, по которым даже нерушимые глыбы все чаще объявляют себя банкротами и закрывают двери, – много, они разные, но одно можно сказать наверняка: офлайн-ретейлерам все сложнее соответствовать современной повестке и быть столь же гибкими, что и их онлайн-конкуренты.
В начале предыдущей декады было тяжело представить, что дизайнерские товары можно покупать не традиционным способом, а заказывая онлайн. Особо продвинутую аудиторию в расчет не берем, тут цифры говорят сами за себя: в 2010 году в Великобритании через интернет продавалось около 6,5 % дизайнерской одежды, к 2019 году этот показатель вырос до 18,7 %. Примечательно, что эти цифры вполне соответствуют мировым показателям и также демонстрируют рост.
Упрощение
В числе причин, по которым клиенты выбирают онлайн-шопинг, вполне очевидные и неоспоримые доводы вроде доступа к магазинам 24/7, возможности сравнить стоимость товаров на разных площадках и даже нежелание общаться с продавцами или стоять в очередях на кассах и в примерочных. Да, у классических магазинов есть неоспоримое преимущество – возможность увидеть, потрогать и примерить вещь. Однако по мере развития технологий интернет имеет все шансы обойти привычные магазины даже тут.
Так, например, японская компания Zozo уже предложила способ снятия точных мерок, чтобы клиент мог без риска заказывать даже такие сложные категории товаров, как пиджаки, пальто или джинсы. Пока стартап оказался не пригодным к жизни: для такой точной примерки требуется специальный костюм, который компания даже высылала, но для клиента это все равно лишние телодвижения и дополнительные препятствия, а в мире онлайн-ретейла побеждает сегодня тот, кто сможет предложить наиболее простой, но в то же время привлекательный способ совершить покупку.