Правительство должно утвердить федеральный проект «Искусственный интеллект»

ОгонёкHi-Tech

«Наша последняя новинка — искусственная интуиция»

Альфия Каюмова, вице-президент по корпоративному развитию и инвестициям компании Cognitive Technologies (СТ). Беседовала Светлана Сухова

Человеческое воображение рисовало себе мир будущего как мир роботов и умной техники, а главное — самодвижущихся автомобилей, способных летать

До 15 декабря правительство должно выполнить поручение Владимира Путина и внести изменения в нацпрограмму «Цифровая экономика», чтобы она учитывала недавно принятую стратегию развития искусственного интеллекта (ИИ), и утвердить федеральный проект «Искусственный интеллект». Как сказано в стратегии, «осуществление непрерывной господдержки фундаментальных научных исследований в области ИИ должно быть направлено на обеспечение лидерства России в создании и использовании перспективных методов ИИ». Амбиции понятны, но обоснованны ли?

Гонка по созданию ИИ идет по десяткам направлений, революционные перемены ожидаются во многих отраслях, но только в одной сфере мир вплотную подошел к практической реализации технологической мечты — речь об автопроме. Самодвижущиеся уже на все 100 процентов экипажи пока еще не запущены в массовое производство, но, как уверяют специалисты, ждать осталось совсем недолго — это может состояться на временном горизонте всего 2–5 лет. Как участвует в этой гонке Россия, «Огонек» расспрашивал Альфию Каюмову, вице-президента по корпоративному развитию и инвестициям компании Cognitive Technologies (СТ) — одного из лидеров на рынке ИИ для транспортных средств.

— Еще недавно складывалось ощущение, что беспилотные автомобили — хайп без реального успеха: столько лет, столько денег, а результата не видать…

— Насчет хайпа соглашусь — его лет пять назад было излишне много. Более того, когда заинтересованность рынка в развитии этого сегмента почувствовали многие IT и high tech-компании в мире и тема быстро стала одной из самых «горячих» в сфере инвестиций, на этом хайпе выросли, как грибы после дождя, стартапы-«пустышки», начавшие активную продажу «дутых» решений мировым автогигантам. Последние не сразу смогли отделить зерна от плевел, и какое-то количество денег и времени оказалось потерянным. Но к настоящему моменту эту «пену» уже сдуло: автоконцерны, набив шишки, вернулись к практике поиска не дешевых, а надежных партнеров, и процесс закрутился с новой силой. И сейчас он выходит на финишную прямую. Так что если до 2013 года тема ИИ на транспорте казалась футурологией и было не ясно, состоится ли она вообще, то после 2016 года она перестала быть фантастикой, и весь вопрос в том, когда это случится и кто первый объявит о действующем беспилотнике пятого уровня.

— Пятого уровня?

— В мире существует общепризнанная градация степеней беспилотности. От нулевого до третьего уровня человек за рулем транспорта обязателен, и системы ИИ тут представлены отдельными технологиями, ставшими за последние годы уже привычными, благо все топовые модели машин ими оснащены (круиз-контроль, система удержания в полосе и т.п.). На четвертом уровне автомобиль должен самостоятельно решать многие задачи, человек вмешивается редко, а вот на пятом уровне он вообще перестает быть водителем и становится пассажиром самодвижущегося экипажа. Это и есть реальные беспилотники. Человек садится в машину, где нет ни руля, ни коробки передач, ни педалей, только кресла и столики — всю дорогу можно общаться, спать, есть, автомобиль едет сам по заданному маршруту. Согласитесь, выпустить на улицы городов такие экипажи невозможно не только без их 100‑процентной технической проработки, но и без подготовки законодательства и сознания граждан. А ведь, несмотря на затраченные усилия и средства, публика по-прежнему морально не готова к появлению беспилотников. Не первый раз в истории: вспомнить хотя бы, как принимали первые автомобили — и камнями кидали, и кричали вслед… Надеюсь, что такого на этом этапе развития цивилизации удастся избежать, хотя кто знает? Мы, например, сейчас реализуем совместно с правительством Москвы проект беспилотного трамвая в столице: он ходит по 17‑му маршруту, но на первых порах в режиме «высокоавтоматизированный» — с вагоновожатым для душевного спокойствия пассажиров и сторонних наблюдателей. Ввиду отсутствия законодательной базы он будет следить за тем, как работает электроника, и не вмешиваться без нужды. А в скором времени трамвай будет управляться уже только одним «мозгом» — своим, искусственным, если к тому времени будет принят соответствующий закон.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Сила есть Сила есть

Создание одной из самых успешных франшиз без магии, вероятно, не обошлось

Вокруг света
Как найти свое счастье: бесценные научные советы Как найти свое счастье: бесценные научные советы

Формула счастья будет уникальной для каждого человека. Но как найти свою?

Psychologies
«Специфически русское явление» «Специфически русское явление»

Средневековые юродивые и современные оппозиционеры

Огонёк
В поисках рифмы: каким получился музыкальный фильм про Пушкина с Юрой Борисовым В поисках рифмы: каким получился музыкальный фильм про Пушкина с Юрой Борисовым

Святослав Иванов рассказывает, каким получился байопик с Юрой Борисовым

Forbes
«Нам удается стать свидетелями настоящих космических драм» «Нам удается стать свидетелями настоящих космических драм»

Интервью с астрофизиком Рашидом Сюняевым: о карте Вселенной и многом другом

Огонёк
Японцы сделали роборуку с человеческими мышцами Японцы сделали роборуку с человеческими мышцами

Японские инженеры разработали биогибридную руку с человеческими мышцами

N+1
Одна вокруг света. Знаменитые ливанские виноградники и кедр Одна вокруг света. Знаменитые ливанские виноградники и кедр

59-я серия о кругосветном путешествии москвички Ирины Сидоренко и ее собаки

Forbes
Связанные одной целью Связанные одной целью

Можно ли в одном организме объединить несколько разных существ?

Вокруг света
Тянут на себя Тянут на себя

Типаж у этих актеров разный, а сила их харизмы примерно одинакова

VOICE
Алло, гараж! Алло, гараж!

Как, зачем и для кого в России создают мотоциклы на заказ

Men Today
Надежда Васильева: Нельзя персонажей просто одевать в нарядные тряпки Надежда Васильева: Нельзя персонажей просто одевать в нарядные тряпки

Надежда Васильева о создании костюмов для современных сказок

Ведомости
«Правда и вера светлее солнца» «Правда и вера светлее солнца»

Репортаж из Пскова об уникальной псковской иконе

Монокль
Моя прелесть Моя прелесть

История про собирательство, про страсть, которая согревает, наполняет и радует

Afternoon Seasons of life
Актив меж двух океанов Актив меж двух океанов

Как строили и распоряжались Панамским каналом

Деньги
Кот, который ворует данные Кот, который ворует данные

Выявлен первый вирус для кражи данных с фото на устройствах Apple

Ведомости
Макар Хлебников Макар Хлебников

Макар Хлебников об экспедиции в Якутию, шаманских обрядах и работе с Борисовым

Grazia
Мода как универсальный феномен Мода как универсальный феномен

История и природа явления моды, перспективы ее развития

Знание – сила
Выбирай головой Выбирай головой

Как понять, к кому обратиться — психологу, психотерапевту и психиатру?

VOICE
Дана Сапарова Дана Сапарова

Дана Сапарова направила глаз своего объектива на новых и классных актрис

Собака.ru
Еще чашечку! Еще чашечку!

7 симптомов, что у тебя зависимость от кофеина и как с этим справиться

Лиза
«Поток»: история создания, сюжет и психологический анализ мультфильма, номинированного на «Оскар» «Поток»: история создания, сюжет и психологический анализ мультфильма, номинированного на «Оскар»

Чем же так интересен мультфильм «Поток»?

Psychologies
Изабелла Росселлини: Все свободны! Изабелла Росселлини: Все свободны!

До первого контракта с Lancôme в 1983 году она вообще не красилась. Не хотела

Afternoon Seasons of life
История любви История любви

Почему личные фонды — альтернатива западным трастам и частным фондам?

RR Люкс.Личности.Бизнес.
Долецкая Долецкая

Алена Долецкая — сама себе глянец, медиа и контент

Собака.ru
Не подходи! Не подходи!

Запрет на приближение: когда и как его можно получить

Лиза
Капризы моды в храме науки Капризы моды в храме науки

Казалось бы, в сфере науки просто нет места моде. Но так ли это?

Знание – сила
Людмила Полякова: «Соломин дважды изменил мою судьбу» Людмила Полякова: «Соломин дважды изменил мою судьбу»

Если бы не он, не бывать мне артисткой. Соломин стал моим ангелом-хранителем

Коллекция. Караван историй
Секреты счастливого брака Секреты счастливого брака

Советы, которые помогут сохранить гармонию в отношениях

Лиза
Мир начинает борьбу с микропластиком Мир начинает борьбу с микропластиком

Микроскопические частицы пластика проникли всюду и могут влиять на все живое

Монокль
Рога и гобелены Рога и гобелены

В Париже открылась выставка «Кутюр в Лувре: предметы искусства, предметы моды»

Weekend
Открыть в приложении