«Наша миссия — трансфер международных медицинских технологий в Россию»
На территории Москвы строится первый в своем роде медицинский кластер, который объединит ведущие западные клиники, образовательный центр и биомедицинский технопарк. О подробностях инновационного проекта «Огоньку» рассказал первый заместитель генерального директора фонда международного медицинского кластера (ММК) Ильдар Хайруллин.
— Формат инновационного медицинского кластера довольно необычен для России. Почему была выбрана именно такая форма и насколько она исторически оправданна?
— Под словом «кластер» традиционно понимают некое системное взаимодействие участников. В XIX веке английский экономист Альфред Маршалл озвучил идею кластеров как взаимодействие хозяйствующих субъектов по производству продукта или услуги. Тогда это не получило должного развития, хотя сама по себе идея достаточно проста: чтобы сделать успешный продукт, участники процесса должны взаимодействовать. Кстати, экономика СССР по сути представляла собой кластер — это был единый народнохозяйственный комплекс со своими органами управления, планирования и исполнения. С новой силой идея возродилась в конце 80‑х — начале 90‑х годов, когда экономист Майкл Портер доказал, что успешные продукты получаются, когда их создают субъекты из разных отраслей деятельности.
Сама тема кластеров сегодня очень популярна, в том числе у нас в стране. На Петербургском кластерном форуме был озвучен парадокс: сегодня в России построено намного больше инфраструктуры для кластеров, чем существует возможностей их заполнить. Из-за этого некоторые эксперты призывают немедленно начать производить конкурентоспособные продукты, наладить экспортно ориентированное импортозамещение. Но нужно понимать, что за 1–2 года создать инновационную среду и продукты с высокой добавленной стоимостью невозможно. Поэтому тут очень важна политическая управленческая воля: если мы решили разворачивать кластеры, то нужно двигаться по этому пути до получения желаемого конечного результата.
— Когда мы говорим, что в России в избытке существует инфраструктура, что имеется в виду? Ведь одно дело построить офис, а совсем другое — инновационный биомедицинский парк.
— Как правило, речь идет о технопарках со статусом особой экономической зоны, где уже созданы площадки с подведенными дорогами, газом, электричеством и так далее. Если говорить конкретно про наш Международный медицинский кластер, то сегодня у нас запущена работа первого здания, где располагается знаменитая во всем мире клиника «Хадасса» (Израиль). Она успешно работает: пациенты могут прийти в клинику — пройти комплексный чекап или необходимое узкоспециализированное обследование, получить «второе мнение» от израильских врачей по своему заболеванию.
Важно, что благодаря особому юридическому статусу кластера его резиденты смогут оказывать лечение россиянам по зарубежным стандартам и использовать для этого новейшие технологии и оборудование. Нашей миссией является трансфер международных технологий в отечественное здравоохранение.
Сейчас на этапе проектирования находится еще несколько клиник: «Умный госпиталь будущего» южнокорейского национального госпиталя «Бундан», реабилитационный центр «Клинея» (входит в «Орпеа Груп»), университетский госпиталь Страсбурга. Также разрабатывается проект биомедицинского технопарка.
— Что он будет собой представлять?
— Он будет включать в себя трех «китов» проекта: лаборатории НИОКР, центры трансфера технологий и опытные производства. Обсуждаем создание международного медицинского университета постдипломного образования, аккредитованного по европейским стандартам.
Медицина сегодня может существовать и развиваться системно лишь в комплексе с этими направлениями, потому что благодаря научным исследованиям все время появляются новые технологии и решения, которые необходимо быстро внедрять как в практику обучения врачей и медсестер, так и непосредственно в клиническую практику. Существование в медицинском кластере как в технопарке позволит участникам не только продолжать вести на новом уровне уже существующие разработки, но и генерировать абсолютно свежие научные идеи.
Образовательная часть будет управляться крупными образовательными операторами, при этом будут заключаться необходимые партнерства с медицинскими участниками ММК и российскими образовательными и медицинскими центрами. Операторы самостоятельно выстроят свою деятельность: укомплектуют международный кадровый состав, будут осуществлять отбор слушателей на коммерческой или грантовой основе, определять формат и программу обучения.