Как детская жестокость выходит из-под контроля, выяснял «Огонек»

ОгонёкМать и дитя

Детский беспредел

Наталия Нехлебова

Бита в заплечном рюкзаке — как новый символ «дворовой культуры». Как правило, подростки совершают нападения в группах

МВД каждый год отчитывается о снижении подростковой преступности: за 10 лет количество несовершеннолетних правонарушителей уменьшилось втрое. Но, как утверждают эксперты, опрошенные «Огоньком», на самом деле прогрессирует совсем другой тренд: все больше детей идут на преступления до 14 лет, причем среди таких подростков все больше ребят из благополучных семей. Самое же обескураживающее — возможности призвать малолетних нарушителей к ответу фактически нет. Курс на «дружественное к ребенку правосудие» приводит к замалчиванию преступлений, а система профилактики и перевоспитания детей так и не была создана. Как детская жестокость выходит из-под контроля, выяснял «Огонек»

Его зовут Дмитрий (имя изменено). Ему 13 лет, он живет в подмосковных Химках. Круглое лицо, детский взгляд. В химкинский лицей он пришел в прошлом году.

— Впервые я увидела его курящим,— рассказывает Ольга, мама одноклассника Димы,— он харизматичный, остроумный, неуправляемый. Однажды сын позвонил мне и спросил: можешь меня встретить после уроков? Выяснилось, что Дима собрал толпу и обещал после уроков избить моего сына.

Потом Дима вместе с группой ребят напал на пожилую женщину почтальона. Они отобрали у нее и разорвали сумку. Комиссия по делам несовершеннолетних мальчика на учет не поставила: нападавших было много и то, что именно Дима рвал сумку, доказать не удалось. Потом Дима был задержан полицией пьяный. С ним была проведена «воспитательная беседа о недопустимости употребления алкогольных напитков». Мальчик очень редко ходил на занятия, а когда приходил, мешал учителям вести уроки, провоцировал других учеников на прогулы. Елена, мама одной из одноклассниц Димы, нашла у дочери в телефоне голосовые сообщения от него, где мальчик подробно объяснял девочке в самых нецензурных выражениях, как он будет ее мучить и насиловать.

— Я никогда в жизни не слышала ничего настолько страшного и похабного,— говорит мама девочки.

Елена рассказала об этом заместителю директора школы по воспитательной работе. Та пообещала: «Мы разберемся». По требованию Елены замдиректора позвонила в подразделение полиции по делам несовершеннолетних (ПДН). Как впоследствии будет написано в следственных документах, «с мальчиком и его родителями провели беседу в отделении полиции». В школе «заместитель директора по воспитательной работе в присутствии классного руководителя также провела с мальчиком беседу о взаимоотношениях с девочками в классе, об уважительном к ним отношении». Через несколько месяцев родители одноклассников Димы узнали, что он распространил в школе порнографические фотографии. Родители написали заявление на имя директора. Об этом сообщили инспектору по делам несовершеннолетних. «Опять он! Мы уже устали от него!» — так, по словам родителей, отреагировали в ПДН. В школе с мальчиком снова «была проведена беседа профилактической направленности о недопустимости совершения противоправных поступков». Маме мальчика рекомендовали вместе с ребенком посетить врача-психиатра. Вскоре выяснилось, что эти фотографии — доказательство уголовного преступления, которое совершил Дима. Сексуальное насилие над мальчиком младше его на два года. Свое преступление Дима также снял на видео и показывал одноклассникам.

В России, по закону, дети до 14 лет не подлежат уголовному и административному наказанию. Крайняя мера — помещение ребенка в спецшколу закрытого типа (к слову, с мальчиком Димой, по решению Химкинского суда, так и случилось).

— По отдельным составам преступлений уголовная ответственность в России наступает с 14 лет, по общей — с 16 лет,— говорит Евгений Здобнов, заведующий отделением по делам несовершеннолетних администрации губернатора Московской области.— До наступления возраста уголовной ответственности могут поместить в спецшколу, по решению суда. Могут выбрать другую форму обучения с учетом психофизических возможностей ребенка, но это только с согласия родителей. У нас детей помещают в спецшколы нечасто. Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав направили в 2017 году в суды Подмосковья 54 ходатайства о помещении несовершеннолетних в вышеуказанные учреждения. Из них только 34 ходатайства были удовлетворены судом. В 2018 году таких ходатайств было 44, удовлетворено — 26.

Проблема в том, что образовательные организации стараются замолчать агрессивное поведение подростков. Не информируют в установленном порядке правоохранительные органы, даже если в школе совершаются кражи и конфликты между учащимися. Причина — в этом случае отвечать придется директору, классному руководителю. Школа потеряет свои позиции в рейтинге. Поэтому подросток чувствует себя безнаказанным и продолжает терроризировать учеников и педагогов. Были случаи, когда подростки применяли физическую силу к учителям, но школа об этом никого не информировала.

В одной из школ Нижнего Новгорода один ученик избивал своего одноклассника в течение нескольких лет — конфронтация началась с первого класса! Когда мама пострадавшего мальчика требовала у завуча и классной руководительницы что-то сделать, они грозили матери, что обратятся в опеку и скажут, что женщина сама избивает сына. Пришлось перевести ребенка в другую школу.

— Согласно закону об образовании, школа до 15 лет не может отчислить ребенка,— рассказывает Всеволод Луховицкий, сопредседатель профсоюза «Учитель».— И после они стараются не отчислять, чтобы не потерять позиции в рейтинге. По идее, для работы с хулиганами есть школьный психолог и заместитель директора по воспитательной работе, социальный педагог, также школьный совет по профилактике должен работать с тем, кто нарушает дисциплину. Но в половине российских школ психологов нет, а профессиональный уровень тех, что есть, вызывает вопросы. Хулигана могут поставить на внутришкольный учет. Что это значит? Что с ним будут проводить профилактические беседы. Вызывать родителей. Многое зависит от администрации школы. Где-то готовы с бороться с хулиганами, что-то предпринимать, а каким-то школам проще скрыть факты агрессии, чтобы не рисковать рейтингом школы.

Иногда школы стараются в старших классах выдавить таких детей на семейное обучение. Итог: в школе эти ребята потом не числятся, да и вообще нигде не учатся. Дома ими никто не занимается. Предоставленные сами себе, они продолжают хулиганить и тиранить других детей. Какое будущее их ждет, догадаться не сложно. И страшно.

Дружественное правосудие

В 2012 году указом «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012–2017 годы» был введен термин «дружественное к ребенку правосудие». Это означает: «усиление охранительной функции суда по отношению к ребенку, приоритет восстановительного подхода и мер воспитательного воздействия». С этих пор несовершеннолетним стали давать реальные сроки только в исключительных случаях.

— Как правило, в возбуждении уголовного дела либо отказывают, либо назначают условный срок или штраф, предупреждение,— объясняет Анастасия Ковалева, член общественного совета при уполномоченном при президенте Российской Федерации по правам ребенка (специализируется на профилактике девинатного поведения несовершеннолетних),— то есть государство решило: сажать ребенка не будем, давайте перевоспитывать. Спрашивается: кто и как?

По статистике судебного департамента при Верховном суде РФ, в прошлом году из 18 826 несовершеннолетних, которым судом было назначено наказание, реальное лишение свободы получили 3163 человека. Причем в этот год подростками было совершено 8163 тяжких преступления и 1396 особо тяжких.

Гуманное отношение государства к детям понятно. Карательные меры приводят к тому, что из колоний эти ребята выходят уже ожесточившимися и набравшимися криминального опыта.

— Наши колонии для несовершеннолетних, конечно, не место перевоспитания ребенка,— поясняет Мария Новикова, кандидат психологических наук, научный сотрудник лаборатории профилактики асоциального поведения Высшей школы экономики.— Именно там подростки обрастают преступными связями. Если они попадают туда в 15–17 лет, то формирование личности происходит как раз в колонии. А после того как подросток оттуда вышел, социальные службы не занимаются его реальной адаптацией, не помогают в трудоустройстве. Преступления становятся для таких ребят нормой жизни, и вскоре они возвращаются уже во взрослую колонию. Поэтому главный метод борьбы с преступностью несовершеннолетних — профилактика и воспитательные меры.

Теоретически, так и есть. И даже практически: если верить бумажной отчетности, у нас профилактикой преступлений несовершеннолетних занимается огромное количество служб. Это комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав (КДН), подразделение полиции по делам несовершеннолетних (ПДН), социальная защита, органы опеки и попечительства, муниципальные департаменты по делам молодежи. Но:

— Если честно, действенных рычагов воздействия на несовершеннолетних и на его семью у нас нет,— признается Евгений Здобнов, заведующий отделением по делам несовершеннолетних администрации Московской области.— Все сводится к попыткам достучаться до ребенка и его родителей. А те иногда говорят: ничего не знаем, у нас обычный ребенок. Да, можно штрафовать родителей. Но на состоятельных это не действует, а бедным семьям делает только хуже. Если у ребенка психические отклонения, но родители не хотят этого принимать и корректировать, мы ничего сделать не можем.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Михаил Горбачёв: «Лёша, б...!» Михаил Горбачёв: «Лёша, б...!»

Президент Горбачёв не смотрел сериал «Чернобыль», но очень им интересовался

Дилетант
10 девайсов, которые должны быть в берлоге любого нормального мужика 10 девайсов, которые должны быть в берлоге любого нормального мужика

Во имя отрыва, отдыха, развлечений и чистоты!

Playboy
Секретное лето 41‑го года Секретное лето 41‑го года

Одной из самых очевидных лакун является внезапное начало Отечественной войны

Огонёк
Вырастить Марию Кюри. Как заинтересовать девочек точными науками Вырастить Марию Кюри. Как заинтересовать девочек точными науками

Среди ученых и исследователей женщин заметно меньше, чем мужчин

Forbes
Любовь, лето, любовь Любовь, лето, любовь

Есть слова, которые можно повторять бесконечно

Seasons of life
Geely Emgrand X7. Превращение в бабочку Geely Emgrand X7. Превращение в бабочку

Китайский автопром скоро начнёт поедать конкурентов со скоростью гусеницы

4x4 Club
Двухколесная анархия Двухколесная анархия

Велосипедисты захватывают города

Огонёк
Сатка: У хозяйки медной горы Сатка: У хозяйки медной горы

Только в Сатке можно почувствовать себя в другом временном измерении

Вокруг света
7 ссор в первый год совместной жизни 7 ссор в первый год совместной жизни

Ссоры в первый год совместной жизни — скорее правило, а не исключение

Psychologies
Как Михаил Зыгарь зарабатывает на революции в медиа Как Михаил Зыгарь зарабатывает на революции в медиа

Один из самых талантливых журналистов в России стал успешным предпринимателем

Forbes
«Сплетница», «Беверли-Хиллз, 90210» и другие вернувшиеся сериалы «Сплетница», «Беверли-Хиллз, 90210» и другие вернувшиеся сериалы

Воссоединение с любимыми героями

Vogue
Львиная доля Львиная доля

Если разобраться, оказывается, что лев — чрезвычайно «разносторонний» зверь

Вокруг света
«Банки перестали лазить в окна к любимым женщинам»: почему и куда уходят топ-менеджеры крупных банков «Банки перестали лазить в окна к любимым женщинам»: почему и куда уходят топ-менеджеры крупных банков

Высококвалифицированные банкиры покидают отрасль и начинать свои проекты

Forbes
Как увеличить член Как увеличить член

Как увеличить член без уколов, операций, регистрации и СМС

GQ
Лучшие кондиционеры для квартиры: рейтинг 2019 Лучшие кондиционеры для квартиры: рейтинг 2019

Как выбрать сплит систему и какой кондиционер лучше купить в 2019 году

CHIP
Свидание вслепую Свидание вслепую

Почему на сайтах знакомств ты не можешь найти ни одного кандидата в принцы

Лиза
Стесняюсь спросить: 10 важных вопросов трихологу (врачу, который лечит волосы и кожу головы) Стесняюсь спросить: 10 важных вопросов трихологу (врачу, который лечит волосы и кожу головы)

Уход за волосами и кожей головы — это не только хороший шампунь

Esquire
Григорий Служитель — о том, почему невозможно не влюбиться в Крит Григорий Служитель — о том, почему невозможно не влюбиться в Крит

Григорий Служитель объясняет, почему не устает возвращаться на Крит

РБК
«Детей пожгли, но это не в нашей компетенции»: в Хабаровском крае сгорел частный детский лагерь «Детей пожгли, но это не в нашей компетенции»: в Хабаровском крае сгорел частный детский лагерь

Четыре ребенка, по последним данным, стали жертвами пожара в палаточном лагере

Forbes
Странные цифры о сбитом «Боинге»: почему «Алмаз-Антей» не смог опровергнуть голландскую версию Странные цифры о сбитом «Боинге»: почему «Алмаз-Антей» не смог опровергнуть голландскую версию

Публикуем заключительную часть разбора версий крушения малайзийского «Боинга»

Forbes
«Все выдумки не стоят естества…» «Все выдумки не стоят естества…»

На свете есть немало людей, уверенных, что небо над нами бороздят НЛО

Наука и жизнь
Геркулесовы столбы Геркулесовы столбы

Как живут два полуанклава Гибралтара на месте мифических Геркулесовых столбов

Вокруг света
Новый тренд на подходе: инстаграмеры фотографируются в мусоре (не просто так) Новый тренд на подходе: инстаграмеры фотографируются в мусоре (не просто так)

Инстаграмеры показывают, какое нас ждет будущее

Playboy
Деньги в бронежилетах, внук генерала. Что известно о подозреваемых в разбое сотрудниках ФСБ Деньги в бронежилетах, внук генерала. Что известно о подозреваемых в разбое сотрудниках ФСБ

В числе подозреваемых в разбое офицеров ФСБ оказался внук генерала

Forbes
Метод Эмили Уотсон Метод Эмили Уотсон

Никто не подозревал, что «Чернобыль» станет гвоздем нынешнего телесезона

Караван историй
#инструктаж: как избавиться от сосудистой сетки на лице и теле #инструктаж: как избавиться от сосудистой сетки на лице и теле

Что такое купероз, чем может быть опасна сосудистая сетка и как ее победить

РБК
Вашей бабушке это понравится: зачем рестораны создают собственные фермы Вашей бабушке это понравится: зачем рестораны создают собственные фермы

Анна Кукулина рассказывает историю любви шеф-поваров к фермерскому делу

Forbes
Скрытая экономика Уимблдона: сколько зарабатывают теннисисты и их тренеры? Скрытая экономика Уимблдона: сколько зарабатывают теннисисты и их тренеры?

Обращаем внимание на цифры главного теннисного турнира на траве

GQ
Секреты шарма Секреты шарма

Психологи считают, что обаяние — приобретаемая черта

Psychologies
До 600 рублей за автограф. Сколько потратили на сбор подписей самые известные кандидаты в Мосгордуму До 600 рублей за автограф. Сколько потратили на сбор подписей самые известные кандидаты в Мосгордуму

Именно из-за сбора подписей разгорелась самая ожесточенная дискуссия на выборах

Forbes
Открыть в приложении