Странные цифры о сбитом «Боинге»: почему «Алмаз-Антей» не смог опровергнуть голландскую версию
Forbes.ru публикует заключительную часть разбора версий крушения малайзийского «Боинга» над Донбассом в 2014 году, подготовленного авиаэкспертом Вадимом Лукашевичем. В этот раз он пишет о нестыковках второго натурного эксперимента «Алмаз-Антея» и объясняет, почему его нельзя считать опровержением голландской версии
Со вторым натурным экспериментом «Алмаз-Антея» (проведен в октябре 2015 года) ситуация не лучше, чем с первым (проведен в июле 2015 года). На первой пресс-конференции 2 июня 2015 года глава концерна Ян Новиков пообещал провести натурный эксперимент с Boeing-777, но в итоге пришлось использовать Ил-86. Правомерность такой замены Новиков объяснил на второй пресс-конференции 13 октября 2015 года просто: «Стали искать самолет, который наиболее подходит по своим аэродинамическим, размерным качествам, техническим, конструктивным… <…> Посоветовались с Росавиацией… ввиду отсутствия списанных самолетов Boeing-777 в эксперименте использовался самолет Ил-86, фюзеляж которого аналогичен <…> фюзеляжу самолета Boeing-777». Получается, что четырехмоторный среднемагистральный лайнер — это то же самое, что двухмоторный дальнемагистральный. Между тем, самолеты создавались под разные требования, в разных странах, разными конструкторскими школами, с разницей в 15 лет, то есть на разном технологическом уровне.
Во втором эксперименте, как и в первом, нужно было с помощью математического моделирования пересчитать условия встречи летящей навстречу Boeing-777 ракеты в небе на статичные условия на земле. И если в первом случае концерн использовал компьютерную модель Boeing-767 и металлические щиты в качестве мишени на полигоне, то во втором — компьютерную модель и носовую часть Ил-86.
Откуда мерить?
При подготовке второго натурного эксперимента концерн берет в качестве исходных (параметры в небе) следующие условия встречи ракеты с самолетом:
— в горизонтальной плоскости (по азимуту) — 17°;
— в вертикальной плоскости — 7°;
— координата X точки детонации ракетной боеголовки — 0 метров;
— координата Y точки детонации ракетной боеголовки — 3,4 м;
— координата Z точки детонации ракетной боеголовки — минус 3 м.
С этими исходными данными для движущихся ракеты и самолета после перебора более 14 млн вариантов находятся искомые «условия встречи» для неподвижных ракеты и самолета в условиях полигона:
— в горизонтальной плоскости (по азимуту) — 33,5°;
— в вертикальной плоскости — 16,5°;
— координата X точки детонации ракетной боеголовки — минус 0,25 метра;
— координата Y точки детонации ракетной боеголовки — 3,5 метра;
— координата Z точки детонации ракетной боеголовки минус — 3,35 метра.
Обратите внимание, что по условиям натурного эксперимента на полигоне ракета не только повернулась по углам, но и сместилась относительно носа самолета на 25 см ему навстречу (по оси Х), поднялась на 10 см вверх (по оси Y) и отодвинулась от самолета на 35 см вбок (по оси Z). Обращает на себя внимание тот факт, что вся разница между реальным событием в небе для летящей к самолету на сверхзвуковой скорости ракеты и неподвижными объектами на земле свелась лишь к повороту ракеты и ее перемещению всего на несколько десятков сантиметров.
И это при том, что носы, на кончике которых расположено начало отсчета системы координат, у Ил-86 и Boeing-777 разные. Они находятся на разной высоте и поэтому системы координат у них не совпадают. Насколько сильно? Не менее 23 см. И это значит, что при определении условий второго натурного эксперимента концерн использовал средство измерения (ось Y), имеющее погрешность в два с лишним раза больше измеряемой величины.
Не до конца понятно, на какой высоте концерн взрывал ракету. Об этом свидетельствуют слайды второго натурного эксперимента, сопровождавшиеся на второй пресс-конференции следующим комментарием советника генерального конструктора концерна Михаила Малышевского: «…были выбраны исходные данные для мишенной обстановки. Это расположение ракеты в вертикальной плоскости изделия на ложементе относительно мишени (демонстрируется слайд №45, — прим авт.), и в горизонтальной плоскости (слайд №46). Общая мишенная обстановка выглядела таким образом — вот подобный рисунок (слайд 47)... [он] лег в основу программы и методики проведения испытания, которое и было проведено на втором этапе [натурного эксперимента]».
Обратите внимание на интересную деталь этих слайдов. На первых двух из них (№45 и №46) показано точное положение ракеты в «статике» по двум углам (16,5° в вертикальной плоскости и 33,5° в горизонтальной) и положение ее центра с точностью до миллиметра, но только в горизонтальной плоскости (по оси Z) — минус 3350 мм. По высоте указана высота от уровня земли боеголовки (7000 мм) и высота ложемента, на котором установлена носовой части Ил-86, — 500 мм, но это не высота (координата Y в «статике») точки детонации боеголовки в связанной с самолетом системе координат. На слайде исходных данных (№47) добавляется еще одна координата по оси Х — минус 250 мм. А по высоте (оси Y) есть даже стрелка размера, но значение координаты отсутствует.