#ктокроменас
Командование операцией по спасению планеты принял на себя общепит. В России кампанию возглавил ресторанный Петербург: #formemorychallenge организовал соцсоревнование по сдаче стекла, общественники из группы «Трава» собирают стадионы, чтобы накормить голодных списанной едой, а продуктовые лавки учат корпорации ответственной логистике.
«Собака.ru» с гордостью знакомит вас с городскими фуд- и экоактивистами.
Ольга Полякова
WasteConf и «Еда спасет мир»
О проекте. WasteConf — событие команды «Еда спасет мир». Раз в два месяца на неформальной конференции спикеры из ресторанной индустрии и фуд-активисты делятся идеями и ищут сторонников, а мы на всех готовим из продуктов на выброс, объясняя, как это делается, — советы, секреты, рецепты. Само объединение «Еда спасет мир» — это кейтеринг с меню из спасенной еды: накормим любой ивент от свадьбы до фестиваля.
Как это работает. Найти продукты, которые нужно спасти, не сложно: овощебазы и пекарни их охотно отдают. Небольшие магазины тоже готовы скорее поделиться, чем выбрасывать. На Сенном рынке есть условное расписание, когда можно просто забрать овощи, но использовать их нужно в тот же день. В объединении «Еда спасет мир» есть еще несколько инициатив: одна участница, Ася Сеничева, ведет телеграм-канал «Подожди, я доем!», другая — Анна Балахонцева — запустила вейсткукинг-мастер-классы.
Предыстория. «Еда спасет мир» и WasteConf — инициативы нашего объединения «Трава». Мы — это дискуссии, воркшопы, неформальные конференции и экскурсии про культуру и политику в Петербурге. Почти каждый день у нас что-то происходит, и еда — только одна из тем, которая нам интересна. Я занимаюсь «Травой» с 2014 года, вожу экскурсии по Канонерскому острову, а раньше организовывала городские события: в том числе Ресторанный день в Петербурге. В 2017 году фестиваль экологического кино «ЭкоЧашка» пригласил нас присоединиться к оргкомитету. Мы решили соединить кинопоказы с практикой: фильм Wastecooking, например, сопроводили готовкой из ненужных продуктов, которые принесли гости. Многие из них вдохновились фуд-активизмом: кто-то начал выращивать личинки на пищевых отходах, другой устроил обед для соседей из спасенной еды — из всех этих начинаний выросла «Еда спасет мир».
Что дальше. Ближайшая WasteConf — в конце июля, в сентябре сделаем ее еще больше — с программой от профессиональных поваров. Хотим свое заведение и реализовать вейсткукинг-путешествие в фуд-траке по другим городам.
Чего не хватает. Средств и партнеров. Для собственного кафе мы не настолько разбираемся в бизнес-процессах, юридических тонкостях и точно не понимаем, как окупить аренду. При этом уже готовы работать в полусекретном формате на какой-нибудь простаивающей площадке.
Владимир Николаев
Koskenkorva Zero Waste
О проекте. Мы занимаемся программой по системному сокращению и переработке отходов в общепите. Ключевое слово — «системное». Волна беспокойства о мусорном следе уже катится по миру, но безотходность регулярной еще не стала: переработка твердых бытовых отходов (ТБО) — это дорого, по крайней мере для отдельного кафе или бара. У программы две цели: завязать диалог с гостями о мусорной проблеме и воспитать поколение персонала, которое будет понимать, как круто и просто выбрасывать меньше мусора. Даже если нет госпрограмм и прочих глобальных решений, отходы можно минимизировать, управляя тем, что переработать нельзя, и выстраивая процессы внутри баров так, чтобы сократить органические отходы до нуля.
Как это работает. Во-первых, общепит должен захотеть — и связаться с менеджером проекта. Два — выполнить условия: ввести в меню напиток бренда, складывать стекло отдельно, избавиться от одноразовых трубочек и ввести коктейли, где используются продукты, которые считают мусором. У общепита-участника, когда необходимо, вывезут стекло и отдадут на переработку, сам ресторан или бар получит экологичные POS-материалы, в том числе многоразовые трубочки.
Предыстория. Собственно, с них, трубочек, все и началось. В моем баре «Полторы комнаты» мы чуть ли не первые в городе отказались от одноразовых и стали объяснять гостям, что металлические, стеклянные, бамбуковые, хоть из макарон — лучше пластиковых. Потом придумали программу шире, к которой можно было бы подключать коллег, и реализовали ее с компанией-дистрибьютором Joia и финским алкогольным брендом с идеологией zero waste. Сейчас в программе почти 50 участников: Gypsies & Jews, Le Courage, Terminal, Molto Buono, «Лев и птичка», I Believe, Pinch!, Schengen и другие.