Налёдные чаяния
На экраны вышел фильм «Серебряные коньки» — новогодний блокбастер, чутко следующий законам святочных рассказов и конъюнктуры. Российское кино продолжает искать секрет «декабрьского блицкрига» — на замену канувшим «Елкам». Получается с переменным успехом
Время и место действия — Петербург 1899 года, который уже лихорадит от народного гнева, но который еще принадлежит нарядной аристократии. Главный герой — юноша Матвей (то есть человек божий; в главной роли — актер Федор Федотов), сын фонарщика (Тимофей Трибунцев), который каждую ночь оберегает город от тьмы, но сам вот-вот умрет от чахотки. В первой же сцене Матвей становится жертвой конфликта, который предупреждает нас: фильм будет не только эскапистской сказкой и фантазией о России, которую мы потеряли, но и мягкой сатирой на день текущий да размышлением про хлеб насущный. Потому что конькобежец Матвей доставляет богатым петербуржцам выпечку — совсем как современные курьеры с квадратными сумками за плечами. И совсем как они, оказывается бесправным: из-за перекрытой ради правительственного кортежа дороги он опоздает с заказом и лишится работы. В карете окажется государственный муж Николай Николаевич (Алексей Гуськов) — сторонник очень медленных реформ и мастер снисходительных шуток про «западных партнеров». Безработный Матвей тут же попадет под влияние обаятельного революционера и ловкого щипача Алекса (Юрий Борисов), который предложит ограбить аристократа. Но Матвею захочется похитить у сановника не драгоценности, а дочь — непонятно как оказавшуюся посреди этого бесчувствия девушку Алису (Софья Присс), которая не хочет замуж, чает добиться равноправия для женщин и уважает науку. Так и начинается современная сказка о любви, в которой «Русский ковчег» превращается в русский «Титаник».