Найти летчика Голикова
Между собой поисковики называют территорию Белоруссии большим кладбищем. Где ни копни — в городском парке или в поле, попадешь на отпечаток Великой Отечественной
В 1941-м здесь шел гитлеровский «Блицкриг» на восток, в 1944-м прокатился советский «Багратион» на запад, а между ними — три года невидимой, но беспощадной борьбы партизан с оккупантами, ужасы гетто и лагерей. Казалось бы, поисковое движение должно развернуться в полную силу, но оно едва теплится. «Огонек» пообщался с белорусскими поисковиками, чтобы понять, почему.
Почему чужие — это тоже свои
Болото где-то на западе Полесья, дело ближе к ночи, десяток мужчин ведрами черпают мутную воду в четырехметровой яме уже третий день. Все ради того, чтобы найти хоть что-нибудь, связанное с молодым летчиком Иваном Голиковым, погибшим в этих местах в июне 41-го.
— Когда уже собрались сворачиваться, кто-то нащупал в воде сапог. Немного усилий — и на поверхность буквально всплыло тело. Не скажу, что было жутко. Поисковики — люди не из пугливых, многое видели. Но обычно из земли приходится поднимать кости, а тут — настоящая мумия, будто и не было этих 78 лет! Болото сохранило погибшего практически в идеальном состоянии — кожа, ногти, волосы,— рассказывает руководитель поисковой экспедиции Владимир Бухта.
Через Выгонощанские болота на Брестчине на протяжении всей войны шли авиамаршруты, как советские, так и немецкие. Самолетов над этой трясиной было сбито немало. Собственно, историко-патриотический отряд «Авиапоиск» при Брестской крепости и появился, чтобы их находить. Точнее сказать, ищут именно павших летчиков. Если доподлинно известно, что экипажу при крушении удалось спастись, копать «железки» не станут. Поднять останки и захоронить с почестями защитников Родины — вот цель, ради которой поисковики на несколько суток забывают про сон, еду и усталость.
За месяц до Голикова «Авиапоиск» поднял еще одного летчика. Были и будут другие. Хотя история сержанта Голикова выделяется: она была загадочной с самого начала. Так, место падения его СБ (скоростного бомбардировщика) искали около трех лет. Поисковики говорят: воронку с обломками нашли по наитию. Железо ушло под землю на четыре метра, копали вручную. Мутную воду с едким запахом бензина и масла откачивали помпой, но та не выдержала, сломалась. Пришлось черпать ведрами.
— Надо было отыскать хоть одну деталь самолета с номером, по нему уже можно отследить историю машины, понять, кто, куда и когда летел, по журналам боевых действий летной части, воспоминаниям, — поясняет Владимир.— Когда такие обломки нашлись, предположение подтвердилось: это самолет, на котором пилот, штурман и стрелок-радист летели в сторону Варшавского шоссе бомбить немецкие механизированные колонны. Задание парни выполнили, а вот до дома не дотянули: у деревеньки Выгонощи их сбили. По документам установили, что два члена экипажа успели выпрыгнуть из горящего самолета, перешли линию фронта и продолжили воевать. А про Голикова ничего не было известно, тело не нашли, вот его и занесли в списки пропавших