«На съемках хоррора всегда хохот»
12 июля в прокат выходит фильм ужасов «Русалка. Озеро мертвых» Святослава Подгаевского (киностудия Кит и QS Films). Режиссер рассказал «Огоньку» о судьбе российского хоррора, технологиях производства и борьбе с нелогичностью сюжета
Для Святослава Подгаевского «Русалка» — уже четвертая работа в жанре хоррора. Он стал первым режиссером отечественных фильмов ужасов, которые окупились в российском прокате. Как вывести на рынок русский ужас, выяснил «Огонек».
— Вам на своих съемках страшно?
— Нет, там мы хохочем очень часто, шутим. На «Русалке» постоянно прикалывались над песней Наташи Королевой «Дельфин и русалка». Например, идет герой по душевой, сзади крадется русалка. И мы придумываем: он оборачивается, а там, допустим, Игорь Николаев протягивает ему рюмку и говорит: «Выпьем за любовь». Я не знаю, как делают комедии, там вряд ли смеются, там, наверное, тишина и сосредоточенность. А вот на фильмах ужасов все просто лежат от хохота. Это еще и разрядка такая, потому что все-таки не очень комфортно психологически.
— «Русалка» — ваш четвертый фильм в жанре хоррора. Что самое сложное при съемках таких фильмов?
— В «Русалке» технологически сложные съемки, связанные с водой: затопление машины, затопление дома, дно озера… Мы привлекли отечественных специалистов по подводным съемкам, команду оператора Григория Яблочникова. Снимали в сентябре, было холодно, вода градусов 5–7, актеры и съемочная группа постоянно по колено в воде, все стали простужаться. Мы построили бочки 200-литровые, вмонтировали туда кипятильники — это к вопросу о российской смекалке! — дешево и сердито. Кипятильники нагревали воду, получались такие большие батареи в палатках — актеры между дублями туда забегали и грелись. Правда, потом очень сложно было их оттуда выгнать. Конечно, все были в гидрокостюмах под одеждой, но это спасало ненадолго. А актриса, которая играла монстра,— на нее ведь гидрокостюм не надеть, она так в голом виде под водой и торчала. Зато была такая синенькая, что стала похожа на настоящего монстра. Потом еще оказалось, что не все актеры способны выдержать глубину 2 метра: вода давит на барабанные перепонки и голова начинает дико болеть…
— А требовалось больше 2 метров?
— Да, чтобы было удобно снимать, надо опуститься метра на три, и актеры прошли курс подводного плавания, узнали, что нельзя резко всплывать, как потом выдыхать,— в общем много важных деталей. В этих подводных съемках самая важная составляющая — доверие. У каждого актера был страхующий водолаз, но его сквозь толщу мутной воды не видно, хотя он рядом, а когда потребуется, даст загубник подышать воздухом. Нужно это понимать и быть спокойным, а если начать волноваться, метаться, всплывать, можно захлебнуться. В общем, это все было сложно и волнующе.
— Эти сложные технологии повлияли на бюджет фильма?
— Ох, бюджет — это всегда гонка между «хочется» и «возможно». Была сцена с затоплением машины, когда она изнутри заполняется водой, а не снаружи, как обычно. Сцену эту мне очень хотелось сделать, но она сложная сама по себе. Оказалось, машины так сконструированы, что они готовы только внешнее давление выдерживать, а не внутреннее. Пришлось дорабатывать, укреплять. Все окна и двери мы заварили, срезали крышу, чтобы актерам было комфортно там находиться, потому что в замкнутом пространстве, наполненном водой, конечно, никому быть не хочется. Вышла очень дорогая сцена. Уже на съемках все пошло не так: машину стало разрывать, не хватало воды, но это один из примеров, когда мы все-таки смогли уложиться в наш бюджет. Это моя любимая сцена в фильме, хотя она идет секунд 40, а делали ее весь съемочный день.
— Применение всех этих технологий помогает зрителей пугать как-то покачественней, да?
— Вы знаете, в фильме много бу-эффектов, но это поверхностный слой, стандартный. Есть моменты, где будете вздрагивать. Но страшнее всего не то, что сейчас что-то выскочит, а именно потеря близкого человека и страх перед водой. Вот два глубоких, укорененных страха. Есть в «Русалке» серьезная мелодраматическая линия. Это во многом кино про любовные отношения между мужчиной и женщиной, любовный треугольник. Мелодраматический хоррор даже больше фантазийная история про двух людей, в отношения которых вмешивается третий, пусть даже монстр.
Вообще, в мифе о русалке я увидел историю о человеке с разбитым сердцем. По русским преданиям девушка, которую бросал жених перед свадьбой, шла и топилась и превращалась в монстра. И этот монстр заманивал мужчин в образе красивой девушки, мучил их и утаскивал на дно. Но это еще и история о прощении: стоит ли вообще бороться за человека, который тебя предал? Героине приходится столкнуться с таким выбором — сначала она вообще не хочет помогать жениху. Но потом приходит на помощь, потому что верит ему.