Режиссер «Русалки» знает, что такое русский ужас

ОгонёкРепортаж

«На съемках хоррора всегда хохот»

12 июля в прокат выходит фильм ужасов «Русалка. Озеро мертвых» Святослава Подгаевского (киностудия Кит и QS Films). Режиссер рассказал «Огоньку» о судьбе российского хоррора, технологиях производства и борьбе с нелогичностью сюжета

Русский хоррор не сразу пришел к успеху (кадр из фильма «Русалка. Озеро мертвых»)

Для Святослава Подгаевского «Русалка» — уже четвертая работа в жанре хоррора. Он стал первым режиссером отечественных фильмов ужасов, которые окупились в российском прокате. Как вывести на рынок русский ужас, выяснил «Огонек».

— Вам на своих съемках страшно?

Святослав
Подгаевский, 
режиссер

— Нет, там мы хохочем очень часто, шутим. На «Русалке» постоянно прикалывались над песней Наташи Королевой «Дельфин и русалка». Например, идет герой по душевой, сзади крадется русалка. И мы придумываем: он оборачивается, а там, допустим, Игорь Николаев протягивает ему рюмку и говорит: «Выпьем за любовь». Я не знаю, как делают комедии, там вряд ли смеются, там, наверное, тишина и сосредоточенность. А вот на фильмах ужасов все просто лежат от хохота. Это еще и разрядка такая, потому что все-таки не очень комфортно психологически.

— «Русалка» — ваш четвертый фильм в жанре хоррора. Что самое сложное при съемках таких фильмов?

— В «Русалке» технологически сложные съемки, связанные с водой: затопление машины, затопление дома, дно озера… Мы привлекли отечественных специалистов по подводным съемкам, команду оператора Григория Яблочникова. Снимали в сентябре, было холодно, вода градусов 5–7, актеры и съемочная группа постоянно по колено в воде, все стали простужаться. Мы построили бочки 200-литровые, вмонтировали туда кипятильники — это к вопросу о российской смекалке! — дешево и сердито. Кипятильники нагревали воду, получались такие большие батареи в палатках — актеры между дублями туда забегали и грелись. Правда, потом очень сложно было их оттуда выгнать. Конечно, все были в гидрокостюмах под одеждой, но это спасало ненадолго. А актриса, которая играла монстра,— на нее ведь гидрокостюм не надеть, она так в голом виде под водой и торчала. Зато была такая синенькая, что стала похожа на настоящего монстра. Потом еще оказалось, что не все актеры способны выдержать глубину 2 метра: вода давит на барабанные перепонки и голова начинает дико болеть…

— А требовалось больше 2 метров?

— Да, чтобы было удобно снимать, надо опуститься метра на три, и актеры прошли курс подводного плавания, узнали, что нельзя резко всплывать, как потом выдыхать,— в общем много важных деталей. В этих подводных съемках самая важная составляющая — доверие. У каждого актера был страхующий водолаз, но его сквозь толщу мутной воды не видно, хотя он рядом, а когда потребуется, даст загубник подышать воздухом. Нужно это понимать и быть спокойным, а если начать волноваться, метаться, всплывать, можно захлебнуться. В общем, это все было сложно и волнующе.

— Эти сложные технологии повлияли на бюджет фильма?

— Ох, бюджет — это всегда гонка между «хочется» и «возможно». Была сцена с затоплением машины, когда она изнутри заполняется водой, а не снаружи, как обычно. Сцену эту мне очень хотелось сделать, но она сложная сама по себе. Оказалось, машины так сконструированы, что они готовы только внешнее давление выдерживать, а не внутреннее. Пришлось дорабатывать, укреплять. Все окна и двери мы заварили, срезали крышу, чтобы актерам было комфортно там находиться, потому что в замкнутом пространстве, наполненном водой, конечно, никому быть не хочется. Вышла очень дорогая сцена. Уже на съемках все пошло не так: машину стало разрывать, не хватало воды, но это один из примеров, когда мы все-таки смогли уложиться в наш бюджет. Это моя любимая сцена в фильме, хотя она идет секунд 40, а делали ее весь съемочный день.

— Применение всех этих технологий помогает зрителей пугать как-то покачественней, да?

— Вы знаете, в фильме много бу-эффектов, но это поверхностный слой, стандартный. Есть моменты, где будете вздрагивать. Но страшнее всего не то, что сейчас что-то выскочит, а именно потеря близкого человека и страх перед водой. Вот два глубоких, укорененных страха. Есть в «Русалке» серьезная мелодраматическая линия. Это во многом кино про любовные отношения между мужчиной и женщиной, любовный треугольник. Мелодраматический хоррор даже больше фантазийная история про двух людей, в отношения которых вмешивается третий, пусть даже монстр.

Вообще, в мифе о русалке я увидел историю о человеке с разбитым сердцем. По русским преданиям девушка, которую бросал жених перед свадьбой, шла и топилась и превращалась в монстра. И этот монстр заманивал мужчин в образе красивой девушки, мучил их и утаскивал на дно. Но это еще и история о прощении: стоит ли вообще бороться за человека, который тебя предал? Героине приходится столкнуться с таким выбором — сначала она вообще не хочет помогать жениху. Но потом приходит на помощь, потому что верит ему.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Дорога в Верколу Дорога в Верколу

«Огонек» приобщился к монашеской жизни на Пинеге

Огонёк
Топ-7 вещей раздражающих нас в автомобиле Топ-7 вещей раздражающих нас в автомобиле

Что раздражает владельцев машин премиум-класса?

4x4 Club
Артем Дервоед: «Солистом нужно родиться» Артем Дервоед: «Солистом нужно родиться»

Артем Дервоед о гитарной музыке и о том, как складываются судьбы гитаристов

Монокль
Как 24-летний предприниматель создал миллиардную компанию Alikson Group Как 24-летний предприниматель создал миллиардную компанию Alikson Group

Гасан Мустафаев об экспансии за рубеж и качествах необходимых предпринимателю

РБК
Их не читали две тысячи лет Их не читали две тысячи лет

ИИ позволил начать чтение свитков, две тысячи лет остававшиеся недоступными

Дилетант
Авокадо Авокадо

Все о загадочном авокадо: калорийность, состав, польза

Здоровье
Первый советский хакер остановил конвейер ВАЗа… и раскрыл заговор айтишников. Вот как это было Первый советский хакер остановил конвейер ВАЗа… и раскрыл заговор айтишников. Вот как это было

Амбициозный программист сначала стал преступником, затем национальным героем

ТехИнсайдер
Популярность Майнкрафта. Почему эта игра всем нравится Популярность Майнкрафта. Почему эта игра всем нравится

В чем секрет успеха игры, у которой нет главного – конечной цели?

Цифровой океан
У Майка Омера вышел новый триллер «Странные игры». MAXIM публикует эксклюзивный отрывок! У Майка Омера вышел новый триллер «Странные игры». MAXIM публикует эксклюзивный отрывок!

Глава из нового романа Майка Омера, от которого волосы встают дыбом

Maxim
На склонах Окского каньона На склонах Окского каньона

Ока здесь течёт в узкой долине, за что она и получила название Окского каньона

Наука и жизнь
Боль во время менструации — это не норма: что важно знать об эндометриозе Боль во время менструации — это не норма: что важно знать об эндометриозе

Как распознать эндометриоз, как его диагностируют и можно ли его вылечить

Forbes
3 признака в поведении, по которым легко заподозрить деменцию 3 признака в поведении, по которым легко заподозрить деменцию

Ключевые признаки, которые указывают на то, что у пациента развивается деменция

Psychologies
Куратор выставки в «Доме на Хлебном» Геолина Моргулис — о Фрейде и гибридной галерее Куратор выставки в «Доме на Хлебном» Геолина Моргулис — о Фрейде и гибридной галерее

Геолина Моргулис: как перекликаются философия и искусство

СНОБ
«Как умирали динозавры: Убийственный астероид и рождение нового мира» «Как умирали динозавры: Убийственный астероид и рождение нового мира»

Почему на Земле не началась вторая эра динозавров

N+1
Всё сложится! Всё сложится!

Лайфхаки, которые упростят сборы и сделают путешествие комфортнее

Новый очаг
Девять технологий, которые не оправдали надежд Девять технологий, которые не оправдали надежд

Могли ли эти технологии перевернуть мир или на них возложили напрасные ожидания?

Монокль
Репринт: «Виктор Вавич», «Древняя ночь вселенной» и другие возвращения Репринт: «Виктор Вавич», «Древняя ночь вселенной» и другие возвращения

Переиздания книг, которые не захочется выпускать из рук

Полка
«Татуировщик из Освенцима»: реальная история о любви в концлагере и чувстве вины «Татуировщик из Освенцима»: реальная история о любви в концлагере и чувстве вины

«Татуировщик из Освенцима»: кино-памятник, сделанный с уважением к жертвам войны

Forbes
Вдова и самозванка: как две королевы соперничали за английский престол Вдова и самозванка: как две королевы соперничали за английский престол

Глава из книги «Без права на престол» — как расцвели и погибли пять династий

Forbes
Путь Лиланда Стэнфорда от «барона-разбойника» к символу креативной экономики Путь Лиланда Стэнфорда от «барона-разбойника» к символу креативной экономики

Как лихой «барон» потратил свой капитал на создание культурного наследия

Forbes
Как травма становится стимулом для роста: 7 необходимых этапов Как травма становится стимулом для роста: 7 необходимых этапов

Душевные травмы: калечат или дают стимул для внутреннего развития?

Psychologies
Ехать ли в Магадан Ехать ли в Магадан

Несколько очень красивых и интересных маршрутов по акватории Магадана

Y Magazine
Смена образа Смена образа

TLC-диета — один из самых простых и гуманных способов похудеть

Лиза
Пасхальная оология Пасхальная оология

Красим яйца вместе с птицами

N+1
Идеи для девичника: как провести время с подругами Идеи для девичника: как провести время с подругами

Как организовать девичник так, чтобы он запомнился и понравился всем участникам?

Здоровье
Закон цифровых джунглей Закон цифровых джунглей

В России появится цифровой кодекс — об этом сказано в стратегии развития

Цифровой океан
Френч, Мишальон, Ободников: 5 бестселлеров от непрофессиональных писателей Френч, Мишальон, Ободников: 5 бестселлеров от непрофессиональных писателей

Юрист, журналист, театральная актриса и графиня, которые создали отличные романы

СНОБ
«Как я встретил ее маму»: психологический разбор героев нового фильма «Как я встретил ее маму»: психологический разбор героев нового фильма

«Как я встретил ее маму»: характеры и мотивы главных героев

Psychologies
Мягкий и подключаемый гибрид. В чём разница и как работают? Мягкий и подключаемый гибрид. В чём разница и как работают?

Что называют обычным гибридом (HEV), а что подключаемым (PHEV)

4x4 Club
Жизнь с приставкой «супер» Жизнь с приставкой «супер»

Технологическое ноу-хау — первый корпоративный суперапп «Суперника»

Цифровой океан
Открыть в приложении