Лишающий вклад
95 лет назад умер Владимир Ленин. Но, как говорится, весь он не ушел: и его политическое наследие живо, и наследники никуда не делись. А значит, мы сильно недооцениваем сделанное Владимиром Ильичом
Обосновавшись в бывшем загородном имении московского градоначальника в Горках, Владимир Ильич Ленин отправился на охоту. Проезжая по аллее, увидел женщин, собиравших грибы. Глава правительства любезно поздоровался и поинтересовался:
— Есть грибы?
— Нет, батюшка, как коммунисты появились, так грибы как сквозь землю провалились.
Ленин ничего им не ответил, а потом сокрушался:
— Ну темный народ. Если грибов нет, посади хоть царя, их не будет! Неужели коммунисты против грибов?
Да, грибы-то зависят от погоды. А вот почему при советской власти пропало все остальное?
Cтоит избавиться от большевиков...
Ленин обещал впервые в истории создать справедливую и процветающую систему и взялся переустроить не только политические и экономические основы российской жизни, но и создать нового человека. Российская экономика в начале ХХ века была на подъеме и располагала большим потенциалом развития. Скажем, до революции наша страна была крупнейшим экспортером зерновых. При большевиках страна с трудом будет кормить собственное население и начнет закупать зерно за границей. Каким образом советской власти удалось разрушить экономику?
Большевики отменили частную собственность, национализировали промышленность, запретили торговлю и ввели пайки. В городах начался голод.
Но стоило избавиться от большевиков, как еда возвращалась. Комитет членов Учредительного собрания, собравшийся в Самаре в 1918 году, отменил все декреты советской власти. Результат не заставил себя ждать. Беженцы из других городов поражались: «Горы белого хлеба, свободно продававшегося в ларях и на телегах, изобилие мяса, битой птицы, овощей, масла, сала и всяких иных продовольственных прелестей. После Москвы самарский рынок казался сказкой из ”Тысячи и одной ночи“».
Экономисты пытались объяснить, что спасение от голода — возвращение к свободе торговли. Но Ленин твердо стоял на своем: «Не назад через свободу торговли, а дальше вперед через улучшение государственной монополии к социализму. Трудный период, но отчаиваться непозволительно и неразумно».
В данном случае дело было не в слепом следовании формуле: при социализме торговля есть распределение. Вопрос о хлебе был вопросом о власти. У кого хлеб, у того и власть. Политика Ленина: распределять продовольствие по классовому признаку. Кормить только своих. Против власти? Голодай.
Ленин обещал, что после революции государство отомрет, люди сами станут управлять своей жизнью. А происходило обратное: класс чиновников-бюрократов разрастался. На деньги ничего не купишь, еда и вообще все материальные блага прилагаются к должности... Результат: напрочь исчезло желание трудиться. Стали заставлять работать. Понадобились надсмотрщики: государственный аппарат управления и принуждения рос, как на дрожжах. Вождю нужно вселить во всех страх, укрепить свою власть и сплотить народ. Без страха система не работает.
Хорошо воспитанный, но резкий и злой
Владимир Ильич был человеком резким и, по-видимому, злым. С презрением относился и к своим соратникам, к тем, кого вознес на высокие посты. И о родных был невысокого мнения. О старшей сестре, Анне Ильиничне, в своем кругу говорил:
— Ну это башковитая баба. Знаете, как в деревне говорят — «мужик-баба» или «король-баба»... Но она сделала непростительную глупость, выйдя замуж за этого недотепу Марка, который, конечно, у нее под башмаком.
Анна Ильинична Ульянова относилась к мужу, Марку Елизарову, мягко говоря, свысока. Между тем, по отзывам современников, Марк Тимофеевич был человек искренний и прямой. Окончил математический факультет Петербургского университета, затем еще и Московское инженерное училище, работал на железнодорожном транспорте... Участвовал в революционной деятельности, не раз попадал в тюрьму. Но не скрывал, что не разделяет идей Ленина.