«Ищем профессионалов с задатками»
Стартовал новый этап конкурса «Лидеры России». Только за первые сутки было подано почти 25 тысяч заявок
В этом году участников конкурса ждут изменения. Так, например, время подачи заявок ограничено 24 октября, но организаторы разрешат грузить резюме еще три дня — до 27 октября включительно. Расширены и возрастные рамки — до 55 лет, увеличено число тестов и конкурсов, которые планируют провести в ноябре — декабре. Полуфиналы — в середине января и конце февраля, а в марте сыграют финал и объявят победителей. Им, как и в прошлом году, обещаны по миллиону рублей премиальных, стажировка у «наставников» и (ноухау этого года) вакансии в 20 ведущих компаниях. Кроме того, в состав наблюдательного совета конкурса войдет крупная культурная корпорация. Какие еще нововведения ждут участников «Лидеров России — 2018», «Огонек» спросил у главы наблюдательного совета конкурса, руководителя автономной некоммерческой организации (АНО) «Россия — страна возможностей» Алексея Комиссарова.
— Алексей Геннадиевич, конкурс очень напоминает лотерею...
— Жизнь вообще похожа на лотерею. И в случае с «Лидерами России» у участников конкурса гарантий, как и при любом соревновании, никаких, зато шансы на выигрыш высоки. Ведь у нас выигрывают не только победители (сотня человек), а и участники финала (300 человек), да и полуфиналисты (3 тысячи) не остались в прошлом году недооцененными, на них был высокий спрос в регионах. Губернаторы сами звонили и просили списки полуфиналистов и финалистов из их регионов. Но трудоустройство — не главный бонус от участия в конкурсе и вообще не его задача. Наш «суперприз» — в самой возможности дружить и общаться с людьми, которые показали такие результаты. Это же круг избранных! Дан старт новому конкурсу, а финалисты предыдущего никак не расстанутся: чат, в котором они ведут переписку, дает о себе знать — в мой смартфон чуть ли не ежеминутно приходят новые сообщения. Любое совместное мероприятие сплачивает, вопрос лишь в степени и длительности. Наш конкурс сделал так, что группа победителей-финалистов недавно покоряла Эльбрус, а попутно и очистила заповедник у подножья горы. Мне звонил директор этого заповедника, благодарил и честно признался, что у него бы на эту работу ушло полгода, а тут — дни.
— И все же в перечне заслуг конкурса — количество высоких постов, занятых победителями...
— Да, тут есть чем гордиться: два губернатора, три замминистра, префект одного из округов Москвы, несколько мэров городов. Всего более 70 назначений такого ро-да. В мире больше нет ни одного конкурса, приводящего к таким результатам, мы проверяли. Более того, к нам уже не раз обращались представители разных стран мира с просьбой поделиться опытом, а лучше — продать франшизу. Опережу ваш вопрос: пока ни одной не продали.
— Утверждается, что на победителей был спрос не только у государственных, но и у частных компаний. Каких?
— «Сибур», «ЛУКОЙЛ», «Русал», «Дымов» и т.д. Успешный бизнесмен Евгений Демин (компания SPLAT) стал наставником аж для троих финалистов. В этом году мы немного поменяли формат и ввели дополнительные возможности для участников. Если в 2017-м у нас не было компаний-партнеров, то сейчас они появились — целых 20. Речь о крупных компаниях — лидерах рынка, государственных и частных. Теперь они официально начинают поиск на замещение нужных им вакансий, причем не только из числа победителей конкурса, но и финалистов, полуфиналистов. Ведь не исключено, что победители им могут не подходить по набору компетенций, а, скажем, «номер 186» окажется тем, кто нужен. Но возможности трудоустройства конкурсантов для нас по-прежнему вторичны. «Лидеры России» — это не про карьерные назначения, а про саморазвитие и возможность испытать себя.
— Как же не про карьеру, когда такие назначения? Да и 20 компаний-партнеров выставят свои рекрутинговые «хотелки»...
— Это не конкурс на замещение вакансий, он не нацелен на то, чтобы подбирать людей под имеющиеся запросы. Компании-партнеры вправе искать себе специалистов из нашего списка участников, но сам этот список формируется не под них. У нас иные задачи — дать людям возможность проверить себя, понять, в чем их конкурентные преимущества, а в чем — недостатки.
— А кого вы ищете? Известно, что лучший руководитель — тот, кто прошел карьерную лестницу снизу доверху, а не некий абстрактный управленец...
— Согласен, что карьерный рост внутри компании или отрасли — это самая ценная история. Нельзя стать хорошим начальником, не зная базы в какой-то отрасли. И все же такая последовательность — это вчерашний день. Если хотите, еще пока сегодняшний, но уж точно не завтрашний. Мир стремительно меняется: исчезают профессии, отмирают производства, появляются новые виды услуг. Уже сейчас человек может минимум раз в жизни, а то и два, кардинально поменять профиль работы. Кто знает, может, уже лет через пять такие смены станут нормой и их будет пять-шесть за жизнь? Понятно, что если управленец ничего не понимает, скажем, в финансах, то никто не сделает его председателем банка. Но в каком-то смысле мы ищем профессионалов, обладающих задатками универсального лидера.
— Чтобы каждая кухарка могла управлять государством?
— Нет, мы не реализуем этот ленинский завет. Не надо управлять государством, если к этому нет стремления и необходимых знаний и компетенций. Мы не ставим целью расставить людей на руководство страной или отраслями за хорошо пройденные тесты. Компании-партнеры, конечно, могут предложить кому-то из конкурсантов трудоустройство, но только при наличии базовых компетенций в выбранной отрасли.