Где тонко, там и штрудель
О завихрении, которое затянуло в свои повороты весь мир
Вот такие рецепты я люблю больше всего, с путешествиями. На подводах и верхом, днем и ночью ехали из Буды, Пешта и Обуды, с заездом в Вену купцы по торговому пути в город Страсбург, на ярмарку. Отправлялись они и в обратную сторону — на восток и на север. Кто-то из них привез с собой тот самый штрудель, который я готовлю с детства. Это был первый в жизни рецепт, который я исполнила собственноручно. Правда, я с тех пор и сама побывала и в Будапеште, и в Вене, и в Страсбурге и значительно его улучшила. Но он не обиделся, прижился и в таком виде, как и полагается настоящему путешественнику.
Штрудель — рулет. Он может быть с чем угодно. Самый первый занесенный в письменные источники рецепт находится в Вене, это вовсе не знаменитый штрудель с яблоками. А молочный, с творожной начинкой. Может он быть и с вишнями, и с маком, и со сливами, и просто с орехами и изюмом (таков и был мой первоначальный рецепт), да хоть с мясом. Лишь бы начинка скручивалась в рулет, в разрезе дающий изображение галактики.
Штрудель, конечно, называют венским, понятно почему. Столица Габсбургов прибирала в свои кофейни все лучшие гастрономические находки империи, но скорее всего он потомок пахлавы — он все же появился вместе с турками в Венгрии. Зато на местной почве штрудель расцвел и дал жизнь обильному потомству. Например, на его основе разрабатывалось слоеное тесто, слава французской кулинарии. В XVII веке в Австрии было невероятно развито мельничное дело, и белая мука высокого качества была доступна в гораздо большей мере, чем в других странах Европы. Отсюда — все булки, даже французские, которые в Париже до сих пор называют «вьенуазери» — «венские».