«Есть Япония, которую вы не знаете»
Накануне старта самого масштабного в 2018 году российско-японского проекта «Огонек» поговорил с чрезвычайным и полномочным послом Японии в РФ Тоёхиса Кодзуки
Перекрестный год — особый формат не только в сфере культуры, но и в дипломатии тоже. Если смотреть со стороны, это как палочка-выручалочка, у которой две стороны: когда дела обстоят хорошо, такой формат демонстрирует зрелость отношений и особый их характер; когда ситуация оставляет желать лучшего, этот формат тоже незаменим — открывает новые перспективы, поддерживает устойчивый интерес к партнеру, создает постоянный и позитивный информационный фон. Как следует толковать перекрестный год в российско-японских отношениях?
— Премьер-министр Абэ и президент Путин приняли решение объявить 2018 год перекрестным годом Японии и России для стимулирования обменов между двумя странами во всех сферах. Проведение такого перекрестного года — и моя давняя мечта. Ведь он охватит не только культуру, искусство, но и бизнес, науку, образование, молодежные, спортивные, межрегиональные обмены. Уверен, что это поможет максимально реализовать потенциал развития наших отношений.
Слоган года Японии в России звучит так: «Есть Япония, которую вы не знаете». Японо-российские отношения имеют длинную историю, но до сих пор мы многого не знаем друг о друге. Желание двух лидеров — чтобы перекрестный год послужил дальнейшему углублению взаимопонимания между нашими народами. Мы намерены знакомить россиян с самым широким спектром японской культуры — от традиционной до современной. Мероприятия охватят очень многие сферы, в том числе политику и экономику.
Мероприятия в рамках года Японии уже начались. При этом совместная церемония открытия перекрестного года состоится 26 мая в Большом театре. Планируется, что в ней примут участие лидеры наших стран. Это событие, несомненно, станет одним из кульминационных моментов года Японии. На церемонии планируется представить самурайский ритуал и современное шоу японских барабанщиков. Надеюсь, это произведет впечатление.
— Как это — в Большом театре самурайское шоу? Его ставит японский режиссер?
— Всего не могу сказать. Потерпите, осталось совсем немного времени. Отмечу главное: это будет совместное выступление и с участием российской стороны. А музыка, конечно, японская…
— Программа мероприятий нынешнего перекрестного года очень разнообразна: в ней есть место кино, сценическим и боевым искусствам, выставкам, научной сфере. По какому принципу собиралась эта мозаика? Какой вы прежде всего хотите представить Японию российской аудитории?
— Помните, я говорил про слоган «Есть Япония, которую вы не знаете»? Вот именно такой — очень разной. В рамках года Японии запланировано более 300 мероприятий, у каждого свой акцент. А некоторые и вовсе уникальны. Как, например, масштабная выставка шедевров живописи эпохи Эдо, которая откроется в Государственном музее изобразительных искусств им. Пушкина. Или спектакли театра кабуки, которые увидят в Москве, Санкт-Петербурге и Владивостоке.
У театра кабуки 400-летняя история, это часть японской традиционной культуры, но ведь и российской тоже: мало кто знает, но первые зарубежные гастроли кабуки состоялись 90 лет назад, в 1928 году, и именно здесь — в Москве и Ленинграде. По воспоминаниям современников, кабуки оказал немалое влияние на развитие театрального искусства молодой Советской России. И не только театрального — сценографию спектаклей японской труппы изучал и знаменитый кинорежиссер Сергей Эйзенштейн.
У меня есть и свои незабываемые впечатления, связанные с гастролями кабуки в России. Это было в 2003 году. Шел спектакль «Самоубийство влюбленных в Сонэдзаки». Там есть сцена, когда главные герои решаются на совместное самоубийство и идут к месту своей смерти. Звучит драматическое пение, с силой выражающее их чувства. В это время русская женщина, сидевшая рядом со мной, заплакала. Это произвело на меня сильнейшее впечатление. «Как глубоко кабуки трогает русскую душу!» — подумал я. Россияне умеют чувствовать настоящее искусство, поэтому, думаю, они хорошо поймут всю глубину кабуки…
А еще мы хотим впервые представить в России ябусамэ — еще более древнюю традицию, которой мы дорожим. Ябусамэ — это японское искусство стрельбы из лука верхом на скачущей лошади. Мастера ябусамэ редко выступают за рубежом, но к вам приедут: показательные выступления запланированы на 11 августа на Центральном ипподроме в Москве. Я знаю, что и в России есть искусства, где требуются навыки обращения с оружием в седле, например джигитовка. Надеюсь, что ябусамэ понравится россиянам.
— Интересно, а для этого выступления и специально обученных лошадей привезут из Японии?