Как прыжки с парашютом помогают людям с ограниченными возможностями

ОгонёкСпорт

Доктор небо

На минувшей неделе единственная в мире команда воздушной групповой акробатики, где с парашютом самостоятельно прыгают люди с ограниченными возможностями, поставила новый рекорд. Как лечит небо, узнал «Огонек»

Текст и фото Марина Круглякова

Чтобы собрать такую фигуру в воздухе, нужны годы тренировок

Самолет Ан-28 поднимается в воздух на высоту 4 тысячи метров. Парашютисты, прижавшись друг к другу, «паровозиком» быстро покидают самолет. Яркими пятнами они выделяются на фоне зеленокоричневой земли. Четверо из них держатся за руки, образуя «кольцо». К базе (так называется эта четверка парашютистов) подтягиваются еще 7 спортсменов, выстраивая сложную фигуру. Потом исчезают в облаках, чтобы собрать следующую... Ее мне отсюда, с края рампы самолета, не видно. Но я знаю, если она получится — это будет рекорд.

«Парашютный спорт — самая эффективная форма реабилитации для людей, получивших увечья или имеющих физические недостатки»,— считает Лидия Ардасенова, тренер особенных спортсменов. Ее карьера развивалась стремительно: чемпионка СССР, рекордсменка мира, мастер спорта, за плечами которой более 5 тысяч прыжков... Все изменил 1998 год. Во время подготовки к чемпионату мира ее коллега совершил ошибку, и они столкнулись в воздухе. Парашют Лидии сложился. До земли оставалось 15 метров — 5 секунд падения. И от нее уже ничего не зависело... Удар. Жуткая боль. Множественные травмы и переломы. Врачи не верили, что она выживет, а Лидия стала помогать бороться и выживать другим. Молодым людям, которые будучи здоровыми и полными сил вдруг оказались без ног или рук. После полученных травм сама она прыгать уже не могла, но силу воздействия неба знала: парашютный спорт многим возвращает любовь к жизни. В 2011 году Лидия создала команду парашютистов с ограниченными возможностями.

Они занимаются групповой воздушной акробатикой — построением фигур в свободном падении. Некоторые начинали с нуля, другие прыгали и до знакомства с Ардасеновой. В любом случае путь в небо для каждого был непростым. В команде 16 человек из России и Украины — жители Москвы, Санкт-Петербурга, Магнитогорска, Нижневартовска, Твери, Курска, Бердянска... Каждый год парашютисты приезжают на сборы в Подмосковье. В этом году это аэродром Ватулино недалеко от города Руза. Лидия для каждого спортсмена разрабатывает индивидуальную тактику перемещения в воздухе. И это отличается от работы с обычными спортсменами: им держаться в воздушном потоке и собирать фигуры помогают руки и ноги, а если вместо конечности — протез, задача сильно усложняется.

Первый шаг — всегда преодоление страха

Сначала серьезная подготовка на земле. Каждое движение должно быть доведено до автоматизма. В воздухе даже секунда промедления может оказаться фатальной ошибкой. Поэтому отрабатывается все — отделение от самолета, последовательность сбора фигур и перестроений. Управлять своим телом в потоке воздуха ребята учатся в аэродинамической трубе, собирать фигуры — лежа на специальных тележках. Потом многочисленные прыжки, снова и снова — пока все не получится идеально. Вместе со спортсменами прыгают операторы. Они снимают работу команды в небе. На земле запись внимательно просматривает Лидия. Она по секундомеру засекает время выполнения фигур в свободном падении. Потом говорит каждому, какие ошибки были допущены и как их исправить. Парашютисты готовятся к следующему прыжку.

Акробатические задания усложняются постепенно. В этом году команда шла на рекорд по групповой акробатике. Сначала 10 человек совершили три перестроения, составив в свободном падении четыре фигуры. Затем 11 парашютистов, перестроившись, образовали две фигуры. И, наконец, главное в сезоне: 11 спортсменов, два перестроения, три фигуры — это и есть основное достижение. Надо понимать правильно: конкуренты в спину не дышат, поскольку конкурентов нет — никто в мире ничего подобного не делает. Команда Лидии Ардасеновой — единственная такая на свете.

Как убежденно считает тренер и ее подопечные, это одиночество временное: ограниченные физические возможности не мешают покорить небо, просто люди должны об этом знать…

Лидия Ардасенова, тренер команды

Своих подопечных она понимает как никто другой. «Пока человек борется, он живет, как только сдался — умирает»,— считает Лидия. После прыжков в тандеме (с инструктором) новички не только получали массу эмоций, но и переосмысливали свой жизненный опыт

Вячеслав Клец, 49 лет, юрист

Офицер-десантник в запасе. Получил травму, после которой ему ампутировали левую стопу. «У меня в жизни было несколько случаев, когда то, что в принципе было нельзя, оказывалось возможным. В жизни иногда нужно не просто ”летать”, а совершать ”высший пилотаж”»

Александр Бычков, 55 лет

Служил в военнотранспортной авиации, сейчас в отставке. Ногу потерял во время службы в армии, попав в автомобильную аварию. «Мне нравится прыгать. Поднимаешься в воздух, вокруг красиво — небо, облака, приятно выступать на соревнованиях, когда что-то получается и ты добиваешься результата»

Александр Ауров, 34 года, инженер

Александр не слышит, общается с тренером и командой письменно. Прыгать с парашютом начал восемь лет назад. Мечтает освоить еще два вида парашютного спорта — пилотирование и бейсджампинг (прыжки с парашютом с фиксированных объектов)

Алексей Подорожко, 43 года, кинолог

Первый прыжок сделал десять лет назад, уже потеряв после аварии на мотоцикле ногу. «Я не считаю себя инвалидом. Я занимаюсь дрессировкой охотничьих собак и в день прохожу по 15–20 км, причем по пересеченной местности. Все, о чем мечтал, я претворил в жизнь. Думаю, что я счастливый человек»

Андрей Полянцев, 50 лет

Работает в управлении гражданской обороны по чрезвычайным ситуациям. Во время службы в Афганистане лишился ноги. «Перед первым прыжком помню дикий страх. Когда прыгнул, первая мысль — что я тут делаю, зачем мне это надо? Потом раскрылся парашют и — тишина. Ни звука. И красота»

Екатерина Плюснина, 33 года, кондитер

С рождения плохо слышит. «У нас в городе стоит памятник самолету Ан-24, в детстве я ходила вокруг него и воображала, что лечу. Меня не допускали до прыжков, но я стукнула кулаком по столу и сказала: ”Я прыгну!“ И добилась своего. В свободном падении появляется ощущение абсолютной свободы»

Дмитрий Антонов, 51 год, технолог

Парашютным спортом занимается 35 лет. 15 лет назад на 500-м прыжке при жестком приземлении ему оторвало ступню. После года, проведенного в больнице, вернулся на аэродром. В 2011 году начал заниматься групповой акробатикой в команде спортсменов-парашютистов с ограниченными возможностями

Алексей Алехин, 44 года

Организатор авиационного клуба. У Алексея ампутирована кисть руки. «Всю жизнь мне приходится доказывать — я могу жить и работать на равных с остальными. Я умею владеть своим телом в воздухе, менять скорость движения в свободном падении. Какие после этого у меня могут быть ограничения?»

Юрий Исаков, 50 лет, военнослужащий

Из-за травмы потерял ногу. У него более 600 прыжков. «Я всегда восхищался людьми, которые окружали меня на аэродроме. Они иначе общаются между собой, более внимательны друг к другу, тактичны, доброжелательны. Их объединяет небо, а оно зла не терпит»

Сергей Бестужев, 51 год, руководитель компании

В десять лет лишился ноги — упал под поезд. «После первого прыжка я три дня ходил и улыбался. Сейчас у меня уже около 200 прыжков. В детстве, когда лежал на операционном столе, переживал, что все мои мечты накрылись. Но сейчас я поднялся в небо»

Владимир Глухов, 56 лет

Выпускник Рязанского воздушно-десантного училища. Во время службы в Афганистане лишился ноги. На его счету 1600 прыжков, и почти все он совершил уже после травмы. «В зависимости от того, как человек себя ведет, он вызывает чувство жалости или зависти. Мне завидуют»

Валентин Буйников, 31 год, бизнесмен

С рождения у него нет пальцев рук. «Было нелегко добиться, чтобы мне разрешили прыгать»,— говорит он. У Валентина больше 1700 прыжков, он член сборной России по групповой акробатике и установил в составе команды несколько рекордов России

Сергей Андреев, 58 лет, бизнесмен

В Афганистане потерял ногу. На его счету более 1700 прыжков. «Я начал прыгать, чтобы доказать себе — травма не изменила мою жизнь. Страх перед высотой естественен. Но страх стимулирует. Каждый прыжок неповторим, и меня это привлекает»

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Как понять, чего вы хотите. На самом деле Как понять, чего вы хотите. На самом деле

Наши истинные желания не всегда лежат на поверхности, но до них стоит докопаться

Reminder
Мясные лидеры наращивают долю рынка Мясные лидеры наращивают долю рынка

Участники девятого рейтинга «Агроинвестора» продолжили наращивать производство

Агроинвестор
Я узнал, что у меня есть актерская семья: чем занимаются наследники голливудских семей Я узнал, что у меня есть актерская семья: чем занимаются наследники голливудских семей

Гид по самым известным голливудским семьям

Правила жизни
Сопротивление — полезно Сопротивление — полезно

Ученые из Новосибирска создали мемристоры для перезапуска компьютерной индустрии

Монокль
На ее книгах вырос Стивен Кинг: как Ширли Джексон превращала свои страхи в литературу На ее книгах вырос Стивен Кинг: как Ширли Джексон превращала свои страхи в литературу

История писательницы, на романах которой вырос Стивен Кинг

Forbes
Почему креативность — ключевой навык будущего Почему креативность — ключевой навык будущего

Почему работодатели стали обращать внимание именно на креативность сотрудников?

СНОБ
Анатомия заблуждений: почему люди все еще верят в ложь, мистификацию и теории заговоров Анатомия заблуждений: почему люди все еще верят в ложь, мистификацию и теории заговоров

Отрывок из книги «Время заблуждений» — почему мы верим в ложные убеждения?

Inc.
Без скальпеля Без скальпеля

Как проходила первая в мире операция по 3D-биопечати на живом человеке

Цифровой океан
Солнечный друг Солнечный друг

5 вопросов врачу по безопасному загару

Лиза
Как получить предупреждение вместо штрафа. Инструкция для водителей Как получить предупреждение вместо штрафа. Инструкция для водителей

Когда можно отделаться беседой с сотрудником ГИБДД и что нужно говорить

РБК
10 автомобилей, которые с годами стали выглядеть еще лучше 10 автомобилей, которые с годами стали выглядеть еще лучше

Автомобили, которые с годами становятся только лучше

Maxim
Внутривенный аполипопротеин А1 не снизил риск осложнений при инфаркте миокарда Внутривенный аполипопротеин А1 не снизил риск осложнений при инфаркте миокарда

Введение CSL112 не приводит к снижению риска инфаркта миокарда

N+1
Мягкий и подключаемый гибрид. В чём разница и как работают? Мягкий и подключаемый гибрид. В чём разница и как работают?

Что называют обычным гибридом (HEV), а что подключаемым (PHEV)

4x4 Club
Репринт: «Виктор Вавич», «Древняя ночь вселенной» и другие возвращения Репринт: «Виктор Вавич», «Древняя ночь вселенной» и другие возвращения

Переиздания книг, которые не захочется выпускать из рук

Полка
101 совет от «цифрового пророка» Кевина Келли 101 совет от «цифрового пророка» Кевина Келли

«Когда вы правы, вы ничему не учитесь»

Reminder
Страстная пятница: чем заняться в этот день неверующему человеку Страстная пятница: чем заняться в этот день неверующему человеку

Чем можно заняться в Страстную пятницу тем, кто далек от религии?

Psychologies
Золотая комната Золотая комната

К дикому племени спускается сияющий человек в скафандре и протягивает к ним руку

Знание – сила
Их не читали две тысячи лет Их не читали две тысячи лет

ИИ позволил начать чтение свитков, две тысячи лет остававшиеся недоступными

Дилетант
Ребенок за штурвалом: страшная катастрофа Airbus A310 авиакомпании «Аэрофлот», которая унесла жизни 75 человек Ребенок за штурвалом: страшная катастрофа Airbus A310 авиакомпании «Аэрофлот», которая унесла жизни 75 человек

Эта авивкатастрофа заняла первое место в рейтинге «самых нелепых»

ТехИнсайдер
Сомнительные пошлины Сомнительные пошлины

К чему могут привести ограничения на ввоз российской сельхозпродукции в ЕС

Агроинвестор
Приятель Гая Ричи, партнер Кортни Кокс и враг Дэдпула: все фильмы Дэвида Бекхэма Приятель Гая Ричи, партнер Кортни Кокс и враг Дэдпула: все фильмы Дэвида Бекхэма

Актерская карьера экс-футболиста Дэвида Бекхэма

Forbes
До сотворения мира: Пять историй Ипполита Маркелова До сотворения мира: Пять историй Ипполита Маркелова

Способна ли наука создавать жизнь, управлять животными, даровать бессмертие?

Цифровой океан
Евгеника: хотели как лучше... Евгеника: хотели как лучше...

Как евгеника стала синтезом теории вырождения, теории Дарвина и научного расизма

Знание – сила
Источники энергии Источники энергии

Почему кетодиета подходит не всем?

Лиза
Любовная телепатия: можем ли мы читать мысли друг друга Любовная телепатия: можем ли мы читать мысли друг друга

Существует ли любовная телепатия?

Psychologies
Вдова и самозванка: как две королевы соперничали за английский престол Вдова и самозванка: как две королевы соперничали за английский престол

Глава из книги «Без права на престол» — как расцвели и погибли пять династий

Forbes
Заплатить за свидание: как инвесторы отдают деньги мошенникам с сайтов знакомств Заплатить за свидание: как инвесторы отдают деньги мошенникам с сайтов знакомств

Как понять, что вместо свиданий вам предлагают инвестиционный скам?

Forbes
Сейсмограф князя Голицына Сейсмограф князя Голицына

О вкладе Бориса Голицына в мировую науку — беседа с Георгием Голицыным

Знание – сила
Темная лошадка Темная лошадка

Нейросеть — это программа, поведение которой определяется коэффициентами

Цифровой океан
Туманное будущее: как фильм-катастрофа «Всемирный потоп» обманывает зрителей Туманное будущее: как фильм-катастрофа «Всемирный потоп» обманывает зрителей

Как история про апокалипсис оказывается тихой метафорой внутренних изменений

Forbes
Открыть в приложении