Читая между строк
Послесловие к визиту главы госдепа США в Сочи
Начало очередному этапу российско-американского сближения было положено 3 мая звонком президента США Дональда Трампа президенту РФ Владимиру Путину. Проговорили в общей сложности 1,5 часа, обсудив весь спектр острых проблем отношений между Россией и США: Сирия, Украина, Иранская ядерная проблема, Корейская ракетно-ядерная программа, Венесуэла, проблемы гонки вооружений и стратегической стабильности и многие другие. Смысл звонка Трампа был прост и понятен: как неоднократно заявляли высокопоставленные представители администрации, да и сам президент, пока в США «шла охота на ведьм», то есть работала комиссия спецпрокурора Роберта Мюллера, которая усиленно искала следы «сговора» между предвыборным штабом Дональда Трампа и Москвой в ходе президентской кампании 2016 года в США, никакое сближение и тем более хотя бы частичная нормализация между Россией и США были невозможны, поскольку они могли послужить «доказательством» того, что сговор-то оказывается действительно имел место!
Теперь работа комиссии закончилась, по оценке Белого дома — «оправдательным приговором»: «вмешательство» имело место, а сговора — не было! Следовательно, наконец-то можно заняться одним из главных внешнеполитических обещаний, заявленных Трампом в 2016 году,— улучшить отношения с Россией. По крайней мере вывести их из полного тупика, оставленного предыдущей администрацией Барака Обамы, после чего они еще больше ухудшились под влиянием «ястребов» в Конгрессе, которым удалось принять в начале августа 2017 года Закон о противодействии противникам США посредством режима санкций.
Цель достойная, можно только приветствовать. Но насколько она достижима в близкой перспективе? И стоит ли доверяться оптимистичным прогнозам («начать с чистого листа», «взять новый старт» и пр.), которые заполнили медийное пространство накануне визита главы Госдепа Майка Помпео в Россию?
Визит задумывался как прорывной, но оказался в итоге больше экспромтом, чем тщательно подготовленным мероприятием. Согласно базовому сценарию, Майк Помпео должен был прибыть вечером 12 мая в Москву, встретиться с сотрудниками американского посольства, на следующий день возложить венок к Могиле Неизвестного Солдата (ну ведь были же мы союзниками в годы Второй мировой войны!), переговорить с представителями деловых кругов и студенческой молодежью — короче, показать пример начала «нового диалога», формальная инициация которого, по задумке, должна была фиксироваться