Россия и мир | Экономика
«Пользы девальвация не принесла»
Нехватка у правительства денег стала главной темой на минувшей неделе. Было объявлено о пролонгации заморозки пенсий, опять обсуждались новые налоги и акцизы. Почему после многоступенчатой девальвации национальной валюты в стране нет денег, «Огонек» выяснял у Олега Шибанова, директора программы «Финансы, инвестиции, банки» российской экономической школы
– Когда в 2014 году произошла резкая девальвация рубля, нас уверяли, что в результате денег в стране станет больше. Но оказалось, денег нет. Как такое получилось?
— Да, тут есть парадокс: денег стало больше, но больше их не стало. Когда курс рубля падает и инфляция высокая, надо увеличивать денежную массу, чтобы люди могли покупать товары. То есть просто допечатывать деньги. Это и было сделано. Но при этом реальная покупательная способность денег сильно снизилась. За те рубли, которые есть у людей, они сегодня могут купить меньше товаров и услуг. Большой пользы девальвация и нашему бизнесу не принесла: на внутреннем рынке цены выросли, спрос упал. Люди теперь не могут покупать то, что покупали раньше. Зарплаты существенно снизились, в реальном выражении уже более чем на 10 процентов. И получается, что продавать товаров больше не удается, а расширять производство незачем. Наш бюджет дефицитен уже второй год. Мы собираем мало доходов — 12 трлн рублей с лишним. А расходов у нас — более 15 трлн рублей. Так что у государства денег тоже немного. Хотя оно и предпринимает разные шаги, вроде заморозки накопительной пенсии или продажи резервов Минфина Центральному банку.
У бизнеса ситуация тоже не радужная. Отдельные отрасли, особенно связанные с экспортом, чувствуют себя неплохо: у них затраты на производство продукции в основном в рублях и им стало легче после девальвации конкурировать за рубежом, у них увеличиваются доходы. Но для тех, кто ориентирован на внутренний рынок — сектора услуг, импортозамещающих товаров,— девальвация не лучшая новость, хотя, казалось бы, при удорожании импорта открывается простор для наших производителей. Но дело в том, что большинство предприятий используют импортные комплектующие, в том числе в сельском хозяйстве, автомобилестроении, не говоря уже об электронике, где этот показатель близок к 100 процентам. Стало быть, полученная от дешевого рубля фора не работает.
— То есть денег нет. Но тогда зачем в августе ЦБ увеличил золотовалютные резервы за счет покупки государственных облигаций США на 3 млрд долларов? Вот же они — деньги, которых не хватает…
— Дело в том, что ЦБ не может напрямую инвестировать в экономику. И в этом случае у него стратегия такая же, как и у всех нас, когда мы думаем, как сберечь деньги. Что мы делаем? Вкладываемся в разные инструменты — в недвижимость, разные валюты, в образование детей. Государственные облигации США — это один из активов, который позволяет сберегать деньги для неблагоприятных времен. Это всего лишь перераспределение средств, причем выгодное, поскольку ожидается укрепление доллара.