Россия и мир | Фоторепортаж
В краю «летающих сараев»
До многих северных сел только самолетом можно долететь. «Огонек» присмотрелся к будням малой авиации
Передняя часть салона забивается сумками, рюкзаками, мешками с рыбой. Когда идет морошка, ведрами могут заставить весь проход, так что пилотам приходится пробираться в кабину на четвереньках, прямо по ведрам с ягодами.
В давние времена и пассажиров лишних брали. В селе Долгощелье рассказывают случай с Ан-2, когда самолет упал, только оторвавшись от взлетно-посадочной полосы: вместо 12 положенных на борт взяли 32 человека. Сейчас за этим внимательно следят, а самолетов больше не становится. Так что через час после начала продаж обычно билетов уже не купить. И это при том что полет из Архангельска до села стоит более 5 тысяч рублей за перелет на расстояние немногим более 200 километров.
Но выбор у людей невелик. На северо-востоке Архангельской области и в Ненецком автономном округе почти нет дорог. В села на берегу Белого моря еще раз в месяц можно добраться на теплоходе, но если объявят штормовое предупреждение — что не редкость на северных морях,— можно неделю просидеть на морском вокзале. Чем сутки качаться в море или трястись на «Урале» по зимникам, лучше час или три потерпеть в салоне «кукурузника».
Хотя Ан-2 и прозвали «летающим сараем», летать на нем интереснее, чем на «боингах» и «аэробусах», если, конечно, вестибулярный аппарат позволяет. Высота полета обычно 300–400 метров: прекрасно видно тайгу, цветастые болота и блюдца тундровых озер. К тому же не так страшно. Случись отказ двигателя — есть шанс, что самолет спланирует и сядет на ближайшей поляне. «Ан-2, как велосипед, главное, чтобы дорогу было видно»,— шутят пилоты.