В Сочи завершается 27-й Национальный кинофестиваль «Кинотавр». Событием его делают люди, которые не попадают в титры

Огонёк

После всего | Из первых уст

Сделано в Сочи

В Сочи завершается 27-й Национальный кинофестиваль «Кинотавр». Событием его делают люди, которые не попадают в титры

Ольга Ципенюк, Сочи

На момент сдачи номера еще не опустела гостиница «Жемчужина», где живут гости и участники фестиваля, а со сцены Зимнего театра еще не прозвучали имена победителей. Нет сомнений, что о них будет написано очень много, ведь именно они — режиссеры, актеры, продюсеры — и есть звезды фестиваля. «Огонек» же решил поговорить с теми, к кому обычно не тянутся объективы фотографов и микрофоны журналистов — о «Кинотавре» рассказывают люди, которые заставляют фестивальный механизм работать бесперебойно, делая сочинский кинофорум самым авторитетным и привлекательным для индустрии.

Наталья Якушкина, руководитель службы протокола:

Все гости и участники «Кинотавра» проходят через меня. «Проходят» формально: я их приглашаю, рассказываю, как они будут жить и что делать. Моя работа — любить этих людей и отвечать на их вопросы. На свой первый «Кинотавр» я приехала 17 лет назад, начинала при Рудинштейне и Янковском. Сама я из Подольска, к кино никакого отношения не имела. Танцевала в ансамбле «Фантазия». Рудинштейн был его учредителем, увидел меня, пригласил. Говорю ему: «Марк Григорьевич, я же ничего не умею. Что я там буду, на столах танцевать?» Он сказал: «Научишься». Меня «бросили» на VIP-гостей. Я тогда вообще, кроме Кобзона и Говорухина, в лицо никого не знала — кто эти люди, как с ними работать… Помню, встречали мы певца, большую эстрадную звезду, и пропустили рейс. В гневе он решил поселиться не в «Жемчужине», а в другом отеле. Все страшно переполошились, Рудинштейн, Янковский, Говорухин и Розенбаум решили поехать извиняться. Дают мне огромный букет цветов, и Олег Иванович говорит: «Ну, Наташа, кидаем тебя на амбразуру, спасай фестиваль». Я говорю: «В смысле? Мы же ему только цветы подарим, да?!» А у самой в голове страшные мысли...

Парадная визитная карточка «Кинотавра» неизменна — красная дорожка, звезды, Сочи. А что за кулисами?
Фото Ирина Бужор

В итоге, конечно, все посмеялись, Говорухин сказал: «Ну что ты его слушаешь? Он шутит! Подаришь цветы и уйдешь, никто тебя не тронет». Тогда вообще много всякого происходило. Помню, как на пляже орала музыка до четырех утра, и наши звездные старички не могли заснуть. Рудинштейн выбежал, красный как рак, и так орал, точнее, сипел от ярости, мы даже не разбирали слов. В результате он вырвал провода из колонок — оказалось, Нонна Мордюкова так страдала от шума, что легла спать в ванной. Потом я плавно перетекла в службу протокола — билеты на просмотры и церемонии, рассадка в зале. Это же целая политика — кто с кем дружит, кого с кем сажать. Когда я начинала носиться вокруг гостей фестиваля, мне было 23, сейчас так же ношусь, но мне почти 40. Иногда хочется сказать: «Слушайте, я уже в том возрасте, когда мне ваши капризы побоку». Но это моя работа, и очень любимая. Мне все равно, какие здесь люди, я буду расшибаться для них в лепешку.

Александр Рубин, руководитель службы кинопоказа:

Моя компания сотрудничает с «Кинотавром» 12 лет: мы делаем так, чтобы кино состоялось технически — с точки зрения изображения и звука,— и все эти годы пытаемся приносить на фестиваль все новое и лучшее, что есть в индустрии кинопоказа. Работать здесь непросто. В Канне, например, фестивальная активность происходит на нескольких десятках площадок. В Сочи же мы ограничены рамками, точнее, стенами одного Зимнего театра. Программа фестиваля, имеющая в общей сложности около 300 часов показа, требует, чтобы у нас было еще минимум два раза по столько времени на ее подготовку. Мы должны весь контент куда-то закачать, а эта процедура не очень похожа на перенос любимого сериала с одного гаджета на другой. Это сложный процесс, связанный в том числе с защитой от несанкционированного копирования. И бывало так, что закачка контента завершалась за минуту до входа зрителей в зал. Ведь время загрузки на сервер — это фактически реальная продолжительность картины. Можно прождать 1 час 59 минут и за минуту до конца фильма обнаружить ошибку закачки. Что я чувствую в такие моменты? Холод внутри. И ощущение роста седых волос. Еще мы показываем кино на площади, для горожан. У нас один из самых больших экранов в России, шириной 20 метров. Просмотр под открытым небом, с хорошим звуком и изображением — штука очень запоминающаяся. Ажиотаж, который происходит на площади, это подтверждает: люди сидят в проходах, на земле, на подушках, на сумках и видеть это просто здорово.

Ира Мышкина, секретарь большого жюри:

Я начала работать в Союзе кинематографистов в 77-м году — в приемной Кулиджанова. После перестройки перешла в Дом кино заместителем директора. Когда появилась премия «Ника», стала ответственным секретарем Киноакадемии, отработала 25 «Ник». Нынешний «Кинотавр» — мой десятый в качестве секретаря большого жюри. Я составляю регламент его работы. Это основа всего, потому что при обсуждении фильмов возникают самые разные ситуации и должен быть жесткий механизм регулирования. Например, есть правило — одному фильму не может быть вручено больше двух призов. Другое правило — члены жюри не имеют права общаться с прессой по поводу просмотренных фильмов. Нежелательно выходить из зала во время просмотра. Рассказывать, как проходит обсуждение конкретных фильмов, не имею права, но некоторыми историями поделюсь. Помню, обсуждался главный приз за мужскую роль — замечательную работу одного актера. Два члена жюри голосуют «за», пять «против». На следующий год этот актер приезжает уже как член жюри и мне рассказывает: «В прошлом году ко мне подошли пятеро членов жюри и каждый сказал, что голосовал за меня. Пять из семи — за! Но приз-то я не получил…» Самое драматичное — финальное заседание. Нас вывозят далеко от «Жемчужины» — в какой-нибудь санаторий или ресторан,— а возвращают прямо на церемонию закрытия. Это делается, чтобы обеспечить жюри максимальный покой при обсуждении, а еще — изолировать от прессы и остальных участников фестиваля. Соблазн узнать результат у всех, конечно, огромный, и были случаи, когда одним кивком люди давали понять, кто получил или не получил приз. В состав жюри обычно входит режиссер, актер, актриса, оператор, продюсер, сценарист, один раз был композитор. И обязательно критик. Помню «Кинотавр», когда председателем жюри был мастер, режиссер с потрясающей фильмографией. Мы посмотрели довольно одиозную картину, и председатель сказал, что она не оправдала его ожиданий. Встал молодой критик, долго объяснял свою позицию, бился, защищая это кино. После чего председатель, заслуженный человек, сказал: «Я готов поменять свое мнение». Меня это восхитило — редко бывает, чтобы большие мастера принимали чужие аргументы. Вообще, страшно жаль, что нельзя снимать заседания жюри, это был бы захватывающий фильм!

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Сибирские Афины Сибирские Афины

Поднимаемся на Воскресенскую гору. С нее открывается замечательный вид на Томск

Отдых в России
5 вопросов, которые помогут достичь эмоциональной близости в отношениях 5 вопросов, которые помогут достичь эмоциональной близости в отношениях

Вопросы для определения уровня взаимопонимания и эмоциональной связи с партнером

Inc.
Алло, гараж! Алло, гараж!

Как, зачем и для кого в России создают мотоциклы на заказ

Men Today
В поисках рифмы: каким получился музыкальный фильм про Пушкина с Юрой Борисовым В поисках рифмы: каким получился музыкальный фильм про Пушкина с Юрой Борисовым

Святослав Иванов рассказывает, каким получился байопик с Юрой Борисовым

Forbes
Моя прелесть Моя прелесть

История про собирательство, про страсть, которая согревает, наполняет и радует

Afternoon Seasons of life
Анатолий Корнеев: как изменить отношение россиян к алкоголю Анатолий Корнеев: как изменить отношение россиян к алкоголю

Анатолий Корнеев: почему в России плохо развита культура потребления алкоголя

СНОБ
Японцы сделали роборуку с человеческими мышцами Японцы сделали роборуку с человеческими мышцами

Японские инженеры разработали биогибридную руку с человеческими мышцами

N+1
Страшно влиятельный доктор Страшно влиятельный доктор

Из чего 105 лет назад появился первый хоррор

Weekend
«Правда и вера светлее солнца» «Правда и вера светлее солнца»

Репортаж из Пскова об уникальной псковской иконе

Монокль
Дымзавесы и перцовый газ: как оборонка СССР создавала противоугонные системы Дымзавесы и перцовый газ: как оборонка СССР создавала противоугонные системы

Охранная система, которая работала по принципу газового оружия, существовала

ТехИнсайдер
Актив меж двух океанов Актив меж двух океанов

Как строили и распоряжались Панамским каналом

Деньги
Тянут на себя Тянут на себя

Типаж у этих актеров разный, а сила их харизмы примерно одинакова

VOICE
«Казус белых» на российском рынке вина «Казус белых» на российском рынке вина

На российском винном рынке красные вина постепенно уступают место белым

РБК
Надежда Васильева: Нельзя персонажей просто одевать в нарядные тряпки Надежда Васильева: Нельзя персонажей просто одевать в нарядные тряпки

Надежда Васильева о создании костюмов для современных сказок

Ведомости
Связанные одной целью Связанные одной целью

Можно ли в одном организме объединить несколько разных существ?

Вокруг света
Ле Корбюзье, история безумия и секты: 10 значимых книг, которые вышли в феврале Ле Корбюзье, история безумия и секты: 10 значимых книг, которые вышли в феврале

В феврале книжный мир еще только просыпается и готовится к выходу бестселлеров

Правила жизни
Молодость навсегда Молодость навсегда

Важные бьюти-ингредиенты, которые помогают нам дольше оставаться молодыми

Лиза
Хельга Филиппова: «В «Триггере» у меня было два любимца — Максим Матвеев и Даня Воробьев» Хельга Филиппова: «В «Триггере» у меня было два любимца — Максим Матвеев и Даня Воробьев»

«Я всегда была Хельгой. У меня финские корни»

Коллекция. Караван историй
Позднее материнство Позднее материнство

Всё больше женщин рожают после сорока — как это сказывается на ребёнке и матери?

Здоровье
Почему болит запястье? Почему болит запястье?

Целый день работаешь за компьютером? Тебе грозит туннельный синдром

Лиза
До дрожи в коленях До дрожи в коленях

Может ли ревматизм быть детским заболеванием?

Лиза
Не подходи! Не подходи!

Запрет на приближение: когда и как его можно получить

Лиза
Корейский бьюти-бум: как тональные кушоны и многоступенчатые уход поменяли наши представления о красоте Корейский бьюти-бум: как тональные кушоны и многоступенчатые уход поменяли наши представления о красоте

Почему интерес к k-beauty превратился в глобальный культурный феномен

Правила жизни
Праздник для него Праздник для него

Как организовать праздник, чтобы получилось по-мужски? Несколько простых правил

Лиза
История Pony Express, недолговечной, но запоминающейся службы доставки Дикого Запада История Pony Express, недолговечной, но запоминающейся службы доставки Дикого Запада

В 1860-х на американском Диком Западе существовал свой сервис доставки писем

ТехИнсайдер
Ученые описали оптимальный отдых, который действительно восстановит ваши силы Ученые описали оптимальный отдых, который действительно восстановит ваши силы

Как спланировать свой отпуск, чтобы получить от него максимальную пользу

Psychologies
Часы в России встали Часы в России встали

Рынок умных часов перешел к умеренному росту в темпе потребительской инфляции

Ведомости
Новый виток Новый виток

Стася Милославская о непростых съемках на зимней натуре, северном сиянии и любви

Grazia
Кот, который ворует данные Кот, который ворует данные

Выявлен первый вирус для кражи данных с фото на устройствах Apple

Ведомости
Выбор бизнеса: бегать или договариваться? Выбор бизнеса: бегать или договариваться?

Какие способы наращивания частных инвестиций могут быть у регионов?

Монокль
Открыть в приложении