«Важно говорить единым голосом»
Еще в самолете, на пути в Рим после встречи с патриархом Кириллом на Кубе, папа Франциск заявил, что желает успеха предстоящему всеправославному собору, на котором сам будет тоже «духовно присутствовать»
О том, что значит «духовно присутствовать» и чем важна для мира первая за много веков встреча предстоятелей православных церквей, «Огонек» расспросил Адриано Роккуччи, профессора истории университета «Рома тре» и генерального секретаря общины Святого Эгидия.
— Очевидно, что собор имеет особое значение в первую очередь для всех православных церквей. За те века, что таких встреч не было, накопилась масса вопросов, принципиально важных для жизни православных церквей в современном мире. И на них нужно давать ответ.
Вместе с тем, собор имеет огромное значение для всего христианского мира, так как все, что укрепляет единство церквей вокруг веры, вокруг Евангелия, вокруг христианского учения, на пользу всем христианам. Это особенно очевидно в наше время, чьи вызовы одинаково важны и для православных, и для католиков. Я говорю о войнах, особенно в Сирии, Ираке, Ливии, а также о гонениях и дискриминации, которым подвергаются многие христианские общины на Ближнем Востоке, в Пакистане, Нигерии и других регионах. Русская православная церковь, сама пережившая в XX веке гонения, особенно чувствительна к этой теме. Есть и другие общие вызовы — бедность, будущее семьи, ценность жизни, экология. Этим вызовам христиане смогут ответить лишь сообща, что и было подчеркнуто на встрече папы Франциска и патриарха Кирилла.
Впрочем, всеправославный собор важен и для всего мира, сегодня глобального. Когда столь важная ветвь христианства находит в себе силы говорить единым голосом, это касается самых разных государств, религий, культур, всего человечества.
— Как вы оцениваете то сближение, которое наметилось, особенно в последние месяцы, между Русской православной церковью и Ватиканом?
— Встреча патриарха Кирилла с папой Франциском была поворотным моментом в развитии диалога между РПЦ и католической церковью: сегодня можно говорить о том, что было «до» нее, и о том, что есть «после». Не секрет, что у встречи были противники. Но она состоялась, причем не как протокольное рукопожатие, а как глубоко осмысленный и полный содержания акт, что явствует из подписанный декларации.
Конечно, теперь надо двигаться дальше. И я рад словам нового нунция монсеньора Челестино Мильоре (нового посла Ватикана в России.— «О»), заявившего, что он едет в Москву строить мосты. Существует немало наработок и контактов на разных уровнях. Ведется официальный диалог между Московской патриархией и Святым престолом, есть отношения между епархиями, существует очень важное пространство сотрудничества и обмена опытом в области милосердия и социального служения, есть примеры сотрудничества в сфере культуры. Важную часть составляют паломничества.
— Полем сотрудничества двух церквей называют сохранение традиционных христианских ценностей, в частности семьи. Что может противопоставить церковь процессу их размывания?
— По этой теме между православной и католической церковью полное, как мне кажется, единство. В обществах западной культуры вопрос о разнице в понимании, что же такое семья, стоит очень остро. Что может сделать в такой ситуации церковь? Отстаивать свое понимание семьи, оказывать семьям всестороннюю поддержку. И, что особенно важно, стараться передать современному обществу христианскую культуру. Перед лицом сильнейшего влияния глобализации, которая разрушает все типы связей между людьми и создает индивидуума, у которого есть множество контактов, но нет отношений, задача церкви в том и состоит, чтобы отстоять основополагающее значение человеческих отношений. А колыбель этих отношений — семья.