Обозрение армии и флотаОбщество
Тенденции следующего поколения субмарин
Наследники дела «потаенных судов» продолжают внедрять высокие технологии и инновационные подходы
Главное качество подводных лодок (ПЛ) – скрытность. Оно дает подводникам возможность незамеченными достигнуть желаемой точки Мирового океана, оттуда нанести удар по противнику и, сменив положение, изготовится к следующей атаке. С момента формирования первого в мире оперативного соединения боевых ПЛ (отряда из 8 субмарин с базированием на Владивосток, принявшего участие в боевых действиях Русско-японской войны 1904-1905 годов) прошло 120 лет. За это время научно-технический прогресс шагнул далеко вперед, но обеспечение скрытности действия подводников по-прежнему остается на первом месте, когда речь заходит о внедрении новых идей ученых, конструкторов и инженеров. Несмотря на многообразие различного рода сенсоров, гидроакустические комплексы (ГАК) были и остаются главным средством обнаружения субмарин, равно как и средством в распоряжении самих подводников по поиску вражеских кораблей и судов в море. Соответственно, наибольшие усилия конструкторов по-прежнему направляются на снижение заметности подлодок для сонаров противника. При переходе к следующему поколению «потаенных судов» их создатели пытаются решить задачу путем отказа от винтов в пользу водометов в современном их представлении. Сам по себе водомет уже давно не новость, хотя и сегодня одно из его качеств – лучшая, по сравнению с винтом, защищенность от удара по дну, берегу или какому-то подводному предмету – остается актуальным, кроме того, водометы намного менее шумные, чем винты. Но это уже далеко не главное. Винт(ы) в кольце, или каком-то ином внешнем обрамлении меньше шумят, что приветствуется подводниками. Работы в области современных водометов ведутся в США, России и других странах. Конкретика засекречена до такой степени, что зачастую запрещаются даже фотографии внешнего вида изделий, при том понимании, что главное-то запрятано глубоко внутри. Правда, официальные церемонии спуска на воду подводных лодок современных проектов по-прежнему происходят в присутствии множества приглашенных, включая журналистов. Обращает на себя внимание тот факт, что вместо открытых винтов на лодках прошлых поколений, более современные ПЛ идут с «кольцами», «цилиндрами», «усеченными конусами» и чем-то им подобным в концевой части. Ни винтов, ни даже отдельных лопастей невооруженным глазом не увидеть. Бдительные сотрудники службы безопасности задолго до спуска очередной подлодки продумывают, как сбить с толку возможных «засланцев» и любителей внимательно рассматривать официальную фотохронику. С их подачи, в ход идут различные накидки и фальшивые накладки на концевую часть новой субмарины.
Научным и экспериментальным путем установлено, что водометы в современном их исполнении дают не только снижение шума, но и некоторое повышение эффективности пропульсивной системы. Правда, эти преимущества на практике можно получить лишь на больших субмаринах с энергетикой повышенной мощности, то есть атомных. Поэтому дизель-электрические подлодки (ДЭПЛ), включая таковые с дополнительной воздухо-независимой энергетической установкой (ВНЭУ), по-прежнему идут с классическими (открытыми) винтами. Совершенствуются лишь их лопасти – ученые и инженеры продолжают «играть» их числом и формой в попытке получить лучшие характеристики. Редкие исключения составляют, в основном, малые лодки, предназначенные для действий на мелководье – их винты помещены в кольца для лучшей защищенности от случайных столкновений с препятствиями.
Применительно к атомоходам, правильно говорить не отдельно о водометах, а пропульсивной системе целиком. Примером АПЛ нового поколения, на котором будут установлены водометы, и новая пропульсивная система является американский стратегический ракетоносец следующего поколения, разработка которого началась в 2020 году в качестве замены атомных подводных лодок (АПЛ) семейства Ohio, являющихся в США носителями межконтинентальных баллистических ракет (МБР). Поначалу проект так и назывался: Оhio Replacement Submarine (Субмарина на замену «Огайо»), затем стал SSBN-X Future Followon Submarine, а в последнее время обозначается «класс Колумбия». Но есть нюанс: в составе ВМС США давно служит торпедная подлодка с названием Columbia (SSN-771), а головная субмарина нового проекта (SSBN-26) получила официальное наименования The District of Columbia. Однако флотское командование, невзирая на возможную путаницу, ссылается на перспективное семейство ракетоносцев как Columbia-class.
Интрига нового проекта АПЛ состоит в том, что американский флот возвращается к концепции электродвижения, когда для привода гребного винта используется электродвигатель. Сегодня все находящие в строю ВМС США атомоходы построены по классической схеме: ядерный реактор нагревает воду, и она, в газообразном состоянии, крутит паровую турбину, с дальнейшей механической передачей мощности (через редуктор) на вал винта. А вот у Columbia-class будет иначе: турбина приводит в действие генератор, и полученный с его помощью электрический ток подается на гребной электродвигатель. Подобная схема использовалась на экспериментальных подлодках Tullibee и Glenard P. Lipscomb. По итогу их долгой службы флот признал решение неудачным. Опытовые лодки оказались крупнее и тяжелее классических атомоходов, менее надежными и требующими больше затрат на техническое обслуживание.
Казалось бы, ВМС США навсегда отказались от атомных турбоэлектроходов. Но нет – их снова строят в надежде, что снижение шумности покроет ранее вскрытые недостатки, а некоторую их часть удастся побороть при помощи последних достижений научно-технического прогресса.
Кроме того, наличие Х-образных килей в корме лодки и пульсирующего гидрореактивного движителя, установленного в поворотном кольцевом обтекателе (фенестроне) – по мнению специалистов снизит шумность подлодки во время движения, позволит ей лучше маневрировать и развивать большую скорость под водой, чем у USS Virginia.