Экспозиции выставки «Комплексная безопасность 2024» по различным тематикам

Обозрение армии и флотаОбщество

Комплексная безопасность – защита страны

Ольга Поспелова

Фото: mchs.gov.ru

С 29 мая по 1 июня на территории КВЦ «Патриот» в Подмосковье состоялся ХV Международный салон средств обеспечения безопасности «Комплексная безопасность 2024», организатором которого выступило МЧС России. В рамках салона были развернуты экспозиции по различным тематикам: науке и образованию, робототехническим комплексам и БПЛА, обеспечению безопасности особо важных объектов и обеспечению комплексной безопасности в Арктическом регионе. Участникам и посетителям выставки продемонстрировали большое количество образцов современной пожарной и аварийно‑спасательной техники и оборудования, современные технологии тушения пожаров. В дни работы салона проводились специализированные практические занятия и семинары, мастер классы с применением открытого огня, тематические квесты «Стать героем 2.0», международные робототехнические соревнования, спортивные мероприятия и соревнования по профессиональному мастерству пожарных «Пожарный Олимп». Одним из самых заметных событий стало проведение совместных учений с представителями государств‑участников БРИКС+.

Министр РФ по делам гражданской обороны Александр Куренков открыл XIV Международный салон средств обеспечения безопасности «Комплексная безопасность-2024». Фото: herson.news

Высокий статус мероприятия подчеркнут в приветственном слове министра РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, генерал‑лейтенанта Александра Куренкова. «Проводя ХV Международный салон средств обеспечения безопасности «Комплексная безопасность 2024» в это непростое время, мы консолидируем общие усилия в деле безусловной помощи людям, попавшим в беду, – подчеркнул он, – убежден, что каждый участник Салона получит максимальную пользу из деловых и интерактивных мероприятий, а также сможет продемонстрировать широкому кругу специалистов свои достижения и профессиональные знания». Как заявлено по итогам салона, в этом году в нем приняли участие более 300 предприятий и организаций, продемонстрировано свыше 350 современных образцов пожарной, аварийно‑спасательной и специальной техники и технологий. Выставку посетили более 20 тысяч человек, присутствовало более 200 иностранных участников из 38 стран и 8 международных организаций. Состоялось более 100 деловых мероприятий и 75 мероприятий демонстрационной программы.

В числе заметных экспонатов на выставке был представлен «Рекат» – джет багги из России. «Рекат 460» (4 места) – водометный катер, созданный специально для стремительного преодоления мелководных рек. Он оснащается двигателем от 215 до 300 л.с. и может двигаться со скоростью до 100 км/ч, а минимальная глубина форсируемого водоема при этом составляет всего 100 мм.

АО «Авиакор‑Авиационный завод» (г. Самара) на открытой площадке перед павильонами КВЦ демонстрировало судно‑амфибию на воздушной подушке «Ладья», которое способно перевозить пассажиров и грузы круглый год при температуре от ‑25°С до +40°С, даже в периоды ледохода и ледостава на реках. Напомним, что в ходе МВТФ «Армия 2023», где также экспонировалось это изделие, правда, тогда еще без названия, представители «Авиакора» отметили, что серийное производство «Ладьи» планируется запустить в 2025 году на территории Самарской области, и что на него уже есть запросы от МЧС, Росгвардии и Минобороны России. Также были объявлены и основные характеристики этого судна‑амфибии. Запас его хода составляет 360 км, скорость – до 100 км/ч по льду и до 80 км/ч по воде. Электронное управление упрощает управляемость и улучшает маневренность судна.

В ходе салона в виде макета демонстрировался уникальный экспонат – Ледокольное многофункциональное аварийно‑спасательное судно «Балтика», владельцем которого является Минтранс России. Максимальная длина его составляет 76,4 м, длина по ватерлинии – 72,1 м, максимальная ширина – 20,5 м, осадка – 7,0 м, дедвейт при расчетной осадке – 1150 т. Судно построено на производственных мощностях ОАО «ПСЗ «Янтарь» в Калининграде, в рамках трехстороннего контракта, подписанного в 2011 году финской компанией Arctech Helsinki Shipyard, ОАО «ПСЗ «Янтарь» и Агентством морского и речного транспорта России. Как сообщили представители ПСЗ «Янтарь», завод в настоящее время обладает собственной незамерзающей акваторией, вдоль которой расположена достроечная набережная длиной 1460 м и глубиной 8 м. Длина Калининградского судоходного канала для вывода готовых судов из акватории завода составляет 50 км, а его ширина позволяет организовать выход судов с максимальными размерениями 200 м длиной и 35 м шириной. Стапельный комплекс «Янтарь» позволяет строить корабли и суда спусковым весом до 10 000 тонн, с максимальной длиной около 150 м, шириной до 26 м и имеет две стапельные нитки, длиной 216 м каждая. Стапельный комплекс «Буревестник» обеспечивает строительство судов спусковым весом до 2000 тонн и представляет собой две стапельные нитки длиной около 150 м и шириной до 15,4 м.

Водометный катер «Рекат». Фото: Ольга Поспелова

Примечательно, что «Балтика» появилась в России в прямом смысле внепланово и, скорее, вопреки заявлениям ряда западных экспертов о том, что с введением ряда экономический санкций против нашей страны, морская составляющая как гражданского, так и военного российского флота постепенно придет в упадок. Считается, что в мире существует две ведущих компании, которые обладают достаточно мощными исследовательской базой, опытом, научно‑технологическим заделом и кадровым потенциалом для разработки и внедрения новых ледокольных концепций: ФГУП «Крыловский государственный научный центр» в Санкт‑Петербурге и Aker Arctic в Финляндии. «Именно у финнов в 1996 году возникла идея нового ледокола, способного работать носом или кормой вперед, а также под углом к диаметральной плоскости, – отмечают эксперты, – идею протестировали с помощью обычного ледокола, который тянули лагом. Результаты испытаний оказались положительными, и в конце 1996 года была разработана новая треугольная форма корпуса. А в 1997 году идея ледокола, оперирующего под углом, выиграла приз за инновацию от норвежского гиганта Kvaerner, который, кстати, делал морскую платформу для космического проекта «Морской старт».

В 2002 году было принято решение о проработке идеи применения ассиметричной формы корпуса ледокола не только для ломки льда, но и для борьбы с разливами нефти и проведения аварийно‑спасательных операций на море. «Для ломки льда был приспособлен левый выпуклый борт, а плоский правый для сбора нефти. Новому ледоколу не имело значения, в какую сторону плыть, – для него были спроектированы три ассиметрично расположенные поворотные винторулевые колонки, одна из которых располагалась в носу. Получилось многофункциональное аварийно‑спасательное судно», – рассказывает эксперт. Появление же «Балтики» в России связано с принятым на государственном уровне решением о перенаправлении грузопотоков из прибалтийских портов в российские, во‑многом в связи с осложнениями политических и экономических отношений с прибалтийскими государствами. Одним из таких российских портов стал Приморск – современный морской торговый порт, способный принимать суда водоизмещением до 150 тысяч тонн с максимальной осадкой, которые могут заходить из океана в Балтийское море. Однако акваторию Приморска зимой необходимо расчищать ото льда для проводки судов, и такое судно как «Балтика», по словам экспертов, за один проход способно проложить канал шириной около 50м, двигаясь «бортом вперед». И в этом его основное преимущество перед обычными ледоколами.

АО «НИКИЭТ» РОСАТОМ – один из крупнейших в России ядерных конструкторских и научно‑исследовательских центров, специализирующихся на реакторных технологиях, продемонстрировало в рамках салона свои инновационные проекты. В их числе – Атомная станция малой мощности (АСММ) на базе реакторной установки «ШЕЛЬФ‑М». Пилотный проект АСММ «ШЕЛЬФ‑М», как рассказали представители НИКИЭТ, планируется реализовать в 2030 году с вводом станции в промышленную эксплуатацию на одной из выбранных в 2023 году площадок на территории одного из северных регионов России. Работа по его созданию является частью федерального проекта «Новая атомная энергетика, в том числе малые реакторы для удаленных территорий» в составе Комплексной программы «Развитие техники, технологии и научных исследований в области использования атомной энергии в РФ». «АСММ на базе реакторной установки «ШЕЛЬФ‑М» предназначена для локального энергообеспечения объектов в удаленных районах с неразвитой сетевой инфраструктурой энергоснабжения, – сообщили в НИКИЭТ, – срок службы станции составляет 60 лет, а на одной загрузке топлива реактор работает до 8 лет. Отпускаемая электрическая мощность реактора достигает 10МВт». АО «НИКИЭТ» успешно завершена разработка конструкторской документации реактора «ШЕЛЬФМ» для АСММ на стадии эскизного проекта. И, по планам разработчиков, следующим этапом создания реакторной установки, который должен завершиться до конца 2024 года, станет разработка документации технического проекта и проведение комплекса НИОКР для обоснования правильности принятых конструкторских решений и безопасности АСММ, который должен завершиться до конца 2024 года.

Судно-амфибия на воздушной подушке «Ладья». Фото: Ольга Поспелова

Еще одним заметным экспонатом, представленным АО «НИКИЭТ» РОСАТОМ, стала Комбинированная транспортабельная атомная станция малой мощности с газоохлаждаемой реакторной установкой «АТГОР». Ее главной особенностью, как пояснили в НИКИЭТ, является возможность быстрого ввода в работу пуска в условиях крайне низких температур. «Запуск АСММ осуществляется с использованием газовых турбин, при этом внешнее питание не требуется, – поясняют разработчики, – для генерации электроэнергии на энергоблоке можно параллельно использовать установленные газотурбинные установки». Основное оборудование АСММ весом до 60 тонн размещается на двух колесных платформах, перевозимых обычными тягачами. Помимо выработки электроэнергии установка может снабжать потребителей высокопотенциальным теплом, тепловой энергией. Срок службы станции составляет 60 лет, перезагрузка ядерного топлива необходима один раз в 10 лет. Электрическая мощность составляет 1,2 МВт. «Разработки института сегодня охватывают весь спектр реакторов малых мощностей: от нескольких киловатт до десятков мегаватт и основаны на референтных разработках, что обеспечивает их высокую надежность и безопасность, – подчеркнул главный конструктор реакторных установок АСММ АО «НИКИЭТ» Денис Куликов, – наши проекты предназначены для различных целей, и мы готовы их адаптировать под любые конкретные требования заказчика».

В павильонах и на открытой площадке территории КВЦ было представлено большое количество спецавтотехники. Завод пожарных автомобилей «Спецавтотехника» – ведущее в России предприятие по изготовлению пожарной и аварийно‑спасательной техники, а также разработчик и производитель уникальной высокоэффективной системы тушения пожаров компрессионной пеной NATISK продемонстрировал свою продукцию – автоцистерны и специальные пожарные автомобили, созданных на базе платформ «Урал» и «Камаз». На уличном стенде «УралАза» расположился «бескапотный» Урал 4320, АПТ‑6.0‑70 с системой подачи компрессионной пены NATISK 800KS, а в крытом павильоне на фирменном стенде «Спецавтотехника» демонстрировался пожарный автомобиль КАМАЗ 43118, АПТ‑6.0‑100, а также первичные средства пожаротушения компрессионной пеной NATISK‑12BL, NATISK‑35BL и NATISK‑100BL. По словам представителей предприятия, в ходе салона большой интерес к компании проявили как постоянные партнеры, так и представители противопожарных служб.

Макет ледокольного многофункционального аварийно-спасательного судна «Балтика». Фото: Ольга Поспелова

Свою продукцию на базе платформ «Урал» и «Камаз» продемонстрировала и компания «Мега Драйв» также являющаяся сегодня одним из лидеров рынка спецавтотехники в России. Начав свою деятельность в 2000 году, с сотрудничества с одним из гигантов отечественного машиностроения ОАО «Метровагонмаш» в качестве дилера самосвалов, монтируемых на шасси «ЗИЛ», компания к настоящему времени накопила уникальный опыт проектирования и производства специальной, дорожной и коммунальной автотехники в категориях: автомобили с КМУ, автогидроподъемники, пожарные автолестницы, бортовые автомобили, мультилифты и других. В составе «Мега Драйв» работают три завода: в г. Петушки Владимирской области (5000 м2), г. Завидово Тверской области (27000 м2) и г. Набережные Челны в Татарстане (6000 м2). «Специальная техника поставляется по всей России, включая удаленные уголки страны. Наша продукция успешно работает в экстремальных климатических условиях Севера и выполняет задачи в энергетической, газовой и нефтедобывающей отраслях, а также востребована в строительстве и грузоперевозках», – отметил представитель компании «Мега Драйв».

В составе обширной экспозиции АО «Автомобильный завод «УРАЛ» демонстрировалась пожарная автолестница АЛ‑52 (С35510) на базе шасси «Урал С35510» бескапотной компоновки с колесной формулой 6х4 и максимальной рабочей высотой подъема рабочей лестницы 52 м. Грузоподъемность этой пожарной автолестницы составляет не менее 2 тонн, нагрузка при максимальном вылете – не менее 280 кг, угол поворота лестницы (вправо и влево) при круговом вращении достигает 360°. При этом габаритные размеры АЛ‑52 не превышают 12000х2550х4000 мм. Она предназначена для эвакуации людей с высоты и тушения пожаров в многоэтажных зданиях и проведения других аварийно‑спасательных работ. Автомобиль с АЛ‑52 может эксплуатироваться по дорогам I‑III категорий при температуре окружающего воздуха от ‑40°С до +40°С. В ходе салона стенд Автомобильного завода «Урал» посетил министр по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий РФ Александр Куренков. Он поинтересовался, насколько представленные пожарные лестницы являются отечественным продуктом. «Дело в том, что подобных автолестниц отечественного производства практически нет, существуют только зарубежные аналоги» – пояснили представители Автомобильного завода «Урал».

Также министр детально осмотрел полноприводную пожарную автоцистерну АЦ 4,0‑70 (4320‑74) на базе шасси «Урал‑4320‑74» с колесной формулой 6х6 и полной массой 19 500 кг производства миасского предприятия «УРАЛПОЖЗАЩИТА». Эта пожарная автоцистерна предназначена для доставки к месту пожара личного состава боевого расчета, огнетушащих веществ, пожарно‑технического вооружения, а также проведения действий по тушению пожара и аварийно‑спасательных работ. АЦ 4,0‑70 (4320‑74) имеет 6 мест для боевого расчета, запас возимых огнетушащих веществ составляет 4000 л воды и 500 л пенообразователя. В ее составе применяется насосная установка НЦПН‑70/100 – насос нормального давления с подачей 70 л/c и напором 100 м. Как отмечают в АО «Автомобильный завод «УРАЛ», миасские машины, представленные в ходе салона в этом году, активно привлекали и внимание представителей иностранных государств. Так представитель Камеруна, генеральный секретарь международной организации гражданской обороны (МОГО) Нжупуо ЯП Мариату, провела переговоры с руководством автозавода по вопросам дальнейшего взаимодействия МОГО и АЗ «Урал». Состоялась встреча и с представителем министерства по гражданской обороне Республики Куба. Он отметил, что пожарная техника на базе шасси «Урал» в минувшем году успешно зарекомендовала себя при тушении нескольких крупных пожаров на территории Кубы и выразил намерение о приобретении новой партии пожарных машин. Также к миасской пожарной технике проявили интерес представители Никарагуа, Буркина‑Фасо, Индии и других стран.

Атомная станция малой мощности (АСММ) на базе реакторной установки «ШЕЛЬФ-М» разработки АО «НИКИЭТ» РОСАТОМ. Фото: cdn.tvc.ru

В составе обширной натурной экспозиции в одном из крытых павильонов салона были также продемонстрированы универсальные сверхпроходимые вездеходы «Бурлак», новый завод по производству которых открыт в 2021 году в Кургане, а выпуск их осуществляется с 2015 года для широкого спектра задач – от перевозки грузов до бурения скважин. На сегодняшний день существует уже 13 сертифицированных модификаций «Бурлака», в том числе 6 машин было отправлено в Антарктиду. В 2017 году сообщалось, что усовершенствованная модель первого арктического вездехода «Бурлак» прошла испытания за полярным кругом, успешно преодолев все преграды: тайгу, зимники, горы, тундру, бездорожье, лед и открытые воды Карского моря. «Бурлак» имеет универсальное, надежное, сверхпроходимое шасси, – рассказал представитель компании‑изготовителя, – наши вездеходы успешно работают в Чукотском, Ханты‑Мансийском, Ямало‑Ненецком автономных округах, Республике Коми, Якутии, Красноярском Крае, Магаданской области, Антарктиде. Используются «Бурлаки» в народном хозяйстве, туризме, торговле, нефтегазовой промышленности, геологоразведке. Конструкторы компании работают над новыми моделями и модификациями вездеходов». В ходе салона был продемонстрирован «Бурлак» 6х6 – вездеход на шинах низкого давления. Он отличается автономностью до 2 тысяч км, повышенной грузоподъемностью, комфортом в эксплуатации, ремонтопригодностью и низкими эксплуатационными расходами, но при этом сохраняет отличные показатели проходимости. Универсальное шасси предназначено для работы в сложных дорожных и климатических условиях, в вездеходе может разместиться до 15 человек, имеется 8 спальных мест.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Подразделения по борьбе с киберпреступностью и технологическими диверсиями Подразделения по борьбе с киберпреступностью и технологическими диверсиями

Как различные страны мира разрабатывают системы противодействия киберугрозам

Обозрение армии и флота
В ритме сердца: что такое HRV и так ли он важен В ритме сердца: что такое HRV и так ли он важен

Разбираем все, что нужно знать о вариабельности сердечного ритма

РБК
Европейские правые под знаменами Трампа Европейские правые под знаменами Трампа

Европу не ожидает стремительный «правый поворот» после смены администрации в США

Монокль
Новое исследование: мат улучшает спортивные результаты Новое исследование: мат улучшает спортивные результаты

Как «матюки» во время физических нагрузок помогают превзойти свои возможности

Maxim
Зачем вам секс? Зачем вам секс?

16 основных мотивов для секса

Men Today
Новое прочтение Новое прочтение

Современная архитектура и продуманный классический интерьер: дом в Подмосковье

SALON-Interior
Новые методы помогут искать воду в лунных кратерах и глубоко под поверхностью Новые методы помогут искать воду в лунных кратерах и глубоко под поверхностью

Ученые пытаются определить, где и сколько льда находится на Луне

ТехИнсайдер
«Я, наверное, вас удивлю…» «Я, наверное, вас удивлю…»

Ирина Безрукова — о возрасте, красоте и женской силе

OK!
От жуткого хоррора до ироничной пародии: как кино переосмысливает классические сказки на новый лад От жуткого хоррора до ироничной пародии: как кино переосмысливает классические сказки на новый лад

Оригинальные проекты, переосмысливающие классические сказки в неожиданном ключе

Правила жизни
Всё в цвету Всё в цвету

Обсудили с экспертом, как защитить чувствительную кожу в сезон пыльцы

Лиза
5 полезных устройств для тех, кто затеял ремонт 5 полезных устройств для тех, кто затеял ремонт

Подборка полезной и надежной техники для ремонта

CHIP
Десять цветов Десять цветов

Самые древние и почитаемые традиционные ремесла – часть культурного кода Мьянмы

Вокруг света
Эффект рататуя Эффект рататуя

Как вкусы из детства могут формировать наш характер и модель поведения

Grazia
Куда приводят мечты инженеров Куда приводят мечты инженеров

Маршрут выходного дня по Калужской области

Weekend
Почему женщины выбирают мужчин с криминальным прошлым: объясняет психолог Почему женщины выбирают мужчин с криминальным прошлым: объясняет психолог

По каким причинам девушки выбирают парней с криминальным прошлым?

VOICE
День Д: как города США зарабатывают сотни миллионов на церемониях драфта НФЛ День Д: как города США зарабатывают сотни миллионов на церемониях драфта НФЛ

Что такое драфты и почему они вообще существуют?

Forbes
Юродивый из Лефортова Юродивый из Лефортова

Почему смерть рэпера обсуждала вся страна и что не так с молодежной политикой?

Монокль
Восвояси Восвояси

Как современные российские дизайнеры работают с национальным кодом

Weekend
Ход слоном Ход слоном

Почему та или иная страна становится передовой, а потом вдруг отстающей?

ТехИнсайдер
Как бизнесу нестыдно реагировать на негативные отзывы, опыт Ozon Travel Как бизнесу нестыдно реагировать на негативные отзывы, опыт Ozon Travel

Как бизнесу общаться с недовольными клиентами

Inc.
От Марса до квантовой физики: 11 книг для любителей научной фантастики От Марса до квантовой физики: 11 книг для любителей научной фантастики

Что ждет человечество в будущем? Фантасты размышляют в своих книгах

Maxim
Нашу ближайшую соседку галактику Малое Магелланово Облако рвет на части Нашу ближайшую соседку галактику Малое Магелланово Облако рвет на части

Притяжение Большого Магелланова Облака может разрывать Малое Облако на части

ТехИнсайдер
8 вещей, которые нашатырный спирт сделает идеально чистыми 8 вещей, которые нашатырный спирт сделает идеально чистыми

Аммиак — один из самых мощных и недорогих бытовых очистителей

VOICE
Сделать выбор в пользу Другого Сделать выбор в пользу Другого

Почему влюбляемся не в тех и как это исправить?

Psychologies
Космический буксир: мирный атом или ненаучная фантастика? Космический буксир: мирный атом или ненаучная фантастика?

Чем интересна перспектива использования ядерного двигателя в космосе?

Наука и техника
Кто такая пикми: разбираем феномен пикми-герл с психологами Кто такая пикми: разбираем феномен пикми-герл с психологами

Что стоит за пикми-поведением?

РБК
Стремительный разгон и быстрый взлет: самые короткие взлетно-посадочные полосы в мире Стремительный разгон и быстрый взлет: самые короткие взлетно-посадочные полосы в мире

Аэропорты, взлетно-посадочные полосы которых проверяют пилотов на прочность

ТехИнсайдер
Что такое «перезагрузка» и зачем она нужна Что такое «перезагрузка» и зачем она нужна

Как компьютерный термин проник в велнес-индустрию и в чем его нюансы

РБК
Лингвистические фантомы Лингвистические фантомы

Как в русском языке появляются псевдоанглицизмы

Наука и жизнь
10 спортсменов, построивших бизнес на игровых номерах: от Овечкина до Джордана 10 спортсменов, построивших бизнес на игровых номерах: от Овечкина до Джордана

Как спортсмены увековечивают в брендах не только свое имя, но и игровой номер

Forbes
Открыть в приложении