Разбираемся, как мода связана с кошмарами коллективного бессознательного

NuméroМода

Style | Взгляд | Opinion

Чего боится мода?

Разбираемся, как мода связана с кошмарами коллективного бессознательного

Текст Вера Рейнер

Бояться Бугимена, чудовища из-под кровати или того, что игрушки оживут, пока ты спишь, — нормально лет до десяти. Уже у подростков истории о вампирах, гремлинах и злых ведьмах переходят в разряд развлекательных. Во взрослой поп-культуре монстры становятся воплощением глубинных страхов, символами ужасов коллективного бессознательного. Тинейджеры боятся перемен, происходящих с телом, а совершеннолетние — своих «животных» проявлений. Их символ — оборотни, которые страстно хотят оставаться людьми, но чья звериная натура с наступлением полнолуния неизменно берет верх. Сущность вампиров — вечная жажда крови: они невероятно соблазнительны для жертв и вытягивают во время поцелуя чужую жизненную силу. Сам процесс очень напоминает секс, и в головах подростков он утверждается как что-то будоражащее, порочное и обязательно влекущее наказание. Ведьма, которая приходит за «плохими детишками», сажает их в мешок и жарит в печи, для взрослых олицетворяет страх быть съеденными (метафорически или буквально) и одновременно постыдное желание этого. В темном углу детям мерещатся чудовища, а если тебе больше восемнадцати, то сумрак становится областью неизвестного, где может случиться абсолютно все. А может и не случиться: будет ли у тебя работа? Не потеряешь ли ты ее завтра? Станешь ли успешной? Полюбит тебя кто-нибудь? Проживешь ли всю жизнь одна? И пока раздумываешь над этими вопросами, оказывается, что злые ведьмы не так уж смешны в своей гонке за вечной юностью, — ты и сама, обращаясь к зеркалу, уже не против отравить бледную падчерицу.

Все эти образы — и старости, и смерти, и тела, и секса — естественно отражаются и в моде: она не может игнорировать коллективные страхи. Иногда начинает казаться, что индустрия даже чересчур очарована упадком, слишком склонна романтизировать насилие. Это увлечение заметили даже власть имущие. В 1997 году Билл Клинтон, тогда президент Америки, выступил с речью, порицающей популярный героиновый шик: «Глянцевые журналы в последние несколько лет гламуризировали наркотическую зависимость, представляя ее чем-то классным, чем-то сексапильным. Сегодня, когда люди с этих картинок начинают умирать, становится очевидно, что все это обман. Превозношение героина не креативно, а разрушительно... Прославление смерти — зло для любого общества». Смерти, о которых говорил Клинтон, — это в первую фотограф Дэвид Сорренти, глянцевый летописец героинового шика, скончавшийся от передозировки. А «эти картинки» — бесконечная вереница болезненно хрупких девушек с темными кругами вокруг глаз во главе с Кейт Мосс.

Девяностые не были первой эпохой, когда наркотики покорили богему, а за ней и моду. Опиум стал символом романтизма еще во второй половине XIX века. Хотя люди вскоре поняли, что он может вызывать зависимость, и начали ассоциировать его с вырождением, скучающих отпрысков аристократов это не остановило: они потянулись в курильни, желая прикоснуться к жизни «дна». Влекли разрушительно-романтические образы героев 1970-х и Сен-Лорана — не зря свой знаковый парфюм он назвал именно Opium. То же произошло и с героином: в 1980-х он казался частью исключительно маргинальной жизни, а в 1990-х, в годы экономического спада, вдруг стал привлекательным. В тот момент, когда все вокруг резко потеряли уверенность в будущем, люди, всякую возможность будущего отрицающие и будто намеренно стремящиеся к смерти, стали кем-то вроде национальных героев. Их образ жизни вместе с будущим отменял и старость — застывшие в моменте, они навсегда оставались молодыми. А саморазрушение становится способом вернуть контроль над реальностью.

Девушки времен героинового шика, что бы ни говорил Клинтон, не были сексуальными. Она выглядели истощенными и как будто бестелесными, и модный минимализм, появившийся одновременно с ними, был так же лишен всего плотского: за однотонными тканями тело и его желания скрывались. Другим типом реакции стало возвращение БДСМ. Если панки Вивьен Вествуд S&M-эстетику использовали, чтобы шокировать старшее поколение и ткнуть носом в его же ханжество, то в 1990-х, во времена эпидемии СПИДа, «тема» стала безопасным эрзацем секса. «По сравнению с риском смерти, — писал New York Magazine, — несколько часов в цепях кажутся чем-то почти безобидным, мягким». Таким образом, и героиновый шик, и ложная сексуальность нового БДСМ были, по сути, способами усмирения плоти, опасной порочности тела.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Он прошел через 872 дня блокады Ленинграда и выжил: удивительная история кота Максима Он прошел через 872 дня блокады Ленинграда и выжил: удивительная история кота Максима

Как кот по кличке Максим из блокадного Ленинграда смог дожить до окончания вoйны

ТехИнсайдер
Jaguar F-Type SVR Jaguar F-Type SVR

От одного лишь звука мотора мурашки по коже

Quattroruote
Джереми Микс Джереми Микс

Даже если вас посадили в тюрьму, можно стать моделью — как Джереми Микс

Numéro
Hyundai Sonata Hyundai Sonata

Продажи автомобиля начались, а мы уже успели на нем прокатиться

АвтоМир
Учиться радости у детей солнца Учиться радости у детей солнца

Как в службе «Милосердие» различают чудо и просто хорошую работу

Русский репортер
Золото Альбертины Золото Альбертины

Интервью с директором венского музея Альбертина

СНОБ
Зачем сегодня нужна школа? Зачем сегодня нужна школа?

Задавшись этим странным вопросом, журналист Александр Мурашев отправился путешествовать по миру в поисках интересных и необычных школ. Он побывал в Грузии, Дании, Финляндии, Швеции и Франции, а впереди – знакомство с образовательными системами стран других континентов. О каждой поездке Александр рассказывает в своей онлайн-книге «Другая школа», а в интервью Psychologies автор обобщил впечатления.

Psychologies
Эмма Клайн: Девочки Эмма Клайн: Девочки

Фрагмент «Девочек» Эммы Клайн

СНОБ
Мечта детства Мечта детства

Топ-менеджеры «Ростсельмаша» отправляются в поля обслуживать свою технику

Популярная механика
Слова и музыка Слова и музыка

Скриптонит был умен, необкурен, высказывал более чем радикальные суждения

L’Officiel
Зачем нужны дорогие лекарства Зачем нужны дорогие лекарства

Цена на препарат сама по себе способна исцелить больного

СНОБ
Путь любви Путь любви

Виды, этапы и цели медитации

Yoga Journal
Будем признательны Будем признательны

Александр Железняков знает, как не прогневить правосудие

GQ
Интервью Интервью

Владимир Мединский

SNC
Спорим, что вы никогда не ели сациви? Спорим, что вы никогда не ели сациви?

Почему грузинская еда — это не то, что вы думали

СНОБ
Мясо, сухое вино и предрассудки. Чего нет в Швейцарии Мясо, сухое вино и предрассудки. Чего нет в Швейцарии

О Швейцарии написан миллион гидов, и порой кажется, что это идеальное место

СНОБ
Work in progress: Ранний экспресс Work in progress: Ранний экспресс

Фрагмент текста Кирилла Кобрина, который можно читать как путеводитель по Китаю

СНОБ
Решение семейных конфликтов: методика «двух шагов» Решение семейных конфликтов: методика «двух шагов»

Что делать, когда в семье конфликт, кажущийся неразрешимым

СНОБ
«Пуповину он резать отказался». Россияне о партнерских родах «Пуповину он резать отказался». Россияне о партнерских родах

«Пуповину он резать отказался». Россияне о партнерских родах

СНОБ
Вся жизнь впереди Вся жизнь впереди

Отрывки из новой биографии самого старого наследника английского престола

Tatler
Как я на месяц взяла всё в свои руки Как я на месяц взяла всё в свои руки

Мужчины говорят, что ценят женскую инициативу и предпочитают смелых девушек

Cosmopolitan
Спать меньше, успевать больше Спать меньше, успевать больше

Как высыпаться и чувствовать себя бодрой за 5–6 часов сна

Лиза
Как быть независимым и не разориться Как быть независимым и не разориться

Осталось ли в индустрии роскоши место для независимых производителей?

СНОБ
Утки, ву-у-ху! Утки, ву-у-ху!

Вселенная «Утиных историй»

Мир Фантастики
Кирилл Соловьев: Политика в дореволюционной России. Искусство невозможного Кирилл Соловьев: Политика в дореволюционной России. Искусство невозможного

Отрывок из книги Кирилла Соловьева «Хозяин земли русской?»

СНОБ
Человек, который купил космодром Человек, который купил космодром

Плавучий космодром «Морской старт»: перезагрузка

Популярная механика
4 правила разумного питания 4 правила разумного питания

В издательстве «Эксмо» вышла книга актрисы Кейт Хадсон «Просто быть счастливой. Измени себя, не изменяя себе». Одним из секретов хорошего самочувствия актриса называет здоровое питание. По ее мнению, оно базируется на четырех правилах.

Psychologies
Неадекватные люди Неадекватные люди

Как выжить с неадекватными коллегами

Psychologies
Вадим Самойлов Вадим Самойлов

Бывший вокалист «Агаты Кристи», а ныне сольный артист ответил за все

Maxim
А дверь найдёте сами А дверь найдёте сами

Самые скандальные увольнения в игровой индустрии

Игромания
Открыть в приложении