Не у станка: какой бизнес в России создают женщины
Женщинам в России принадлежат порядка 30% компаний малого и среднего бизнеса. При этом их доля в руководстве во всех секторах не превышает 20%
В последние три года женщины-предприниматели составляют треть российского малого и среднего бизнеса, рассказали Forbes Woman в Общероссийской общественной организации «Опора России».
«Владеть» не значит «управлять»
Если посмотреть на данные в Едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства, включая микрокомпании, то получается, что женщинам принадлежит почти 1,8 млн из 5,9 млн компаний и индивидуальных предпринимательств.
При этом общая доля женщин, которые возглавляют компании, являясь CEO, составляет только 20% — и этот показатель не меняется последние несколько лет. Это выше среднемирового показателя в 4,5 раза, отметила партнер компании Delloite Екатерина Трофимова. А вот в Европе доля женщин-СЕО составляет 35%.
По словам Трофимовой, 20% небольших компаний с выручкой до 800 млн рублей возглавляют женщины. Доля сокращается в больших организациях — до 12%. «В данном случае мы говорим, как о владелицах бизнеса, так и тех, кто стоит во главе, управляет процессом. В 200 самых крупных компаниях в России порядка 6,5% CEO — женщины», — уточняет она.
Чем меньше бизнес, тем выше рентабельность
Трофимова отмечает, что в микрокомпаниях женщины демонстрируют более высокую рентабельность продаж по валовой прибыли. В данном случае показатель выше, чем у мужчин на 16%. Также на 2% выше оценивается их эффективность в управлении издержками.
Кроме того, на 16% выше показатель рентабельности у небольших компаний, которыми управляют женщины. Примерно на таком же уровне этот показатель в средних и больших компаниях, а вот рентабельность активов в крупных организациях под управлением женщин ниже на 21%, чем в тех, которые возглавляют мужчины.
Интересно, что по словам Трофимовой, процент дефолтов микрокомпаний под управлением женщин ниже на 15%, чем у тех организаций в данном секторе, которые возглавляют мужичны. «В небольших компаниях речь идет о 8%. Женщины демонстрируют более высокие показатели», — говорит она.