Не только о драконах: краткий гид по современному фэнтези
От эпического фэнтези до афрофутуризма и славянского эпоса — разбираемся, из чего состоит этот литературный жанр, а также рассказываем о 15 примечательных книгах, с которыми стоит ознакомиться.
Современное фэнтези обильно и разнообразно. Иные романы без подсказки даже не заподозришь в принадлежности к этому жанру, который, кстати, с точки зрения академического литературоведения и не жанр вовсе. Фэнтези обрело узнаваемые черты во второй четверти XX века и за следующие десятилетия прошло долгую эволюцию, пережило немало пиков и спадов, расплескалось на сотни условных поджанров и направлений. В конце 1980-х — начале 1990-х эта литература, представленная в доперестроечном СССР редкими случайными текстами, начала массово переводиться на русский язык и быстро захватила сердца читателей.
Не захлебнуться в океане книг, фильмов и телесериалов помогают маркеры, которые расставляют редакторы и издатели, жанровые критики, а иногда и сами авторы, сбившиеся в «группу по интересам» и выпустившие очередной манифест. Часто произведения объединяют по поверхностному сходству, исключительно в маркетинговых целях, но признаем очевидное: без этой маркировки найти «свою» книгу или «свой» фильм нам было бы намного сложнее.
Сразу стоит оговориться: все определения условны, границы поджанров взаимопроницаемы, чистой формы не существует. Писатели и режиссеры не ходят по струнке, вольный дух импровизации то и дело уносит их с нахоженной тропы, даже когда они честно пытаются следовать канону. Некоторые авторы умудряются одновременно усидеть на нескольких стульях и потому выпадают из любых классификаций — например, Джордж Р. Р. Мартин или Анджей Сапковский.
Иными словами, ориентироваться в литературе и кинематографе по жанровым меткам — все равно что выстраивать маршрут по звездам при помощи астролябии. Точность инструмента оставляет желать лучшего, но без него совсем никак. И все же попробуем в общих чертах разобраться, каким бывает фэнтези и чего стоит ждать от разных направлений. По крайней мере от тех, которые задают сегодня главные тренды и без которых трудно представить поп-культуру XXI столетия.
Эпическое фэнтези
Название говорит само за себя: популярностью это направление обязано трилогии Дж. Р. Р. Толкина «Властелин колец» (The Lord of the Rings, 1954-1955), где сплетаются мотивы западноевропейских эпосов от «Беовульфа» до «Калевалы». Действие в эпическом фэнтези (как правило, пухлом, многотомном, в подражание Толкину) разворачивается на фоне масштабного движения людей и грандиозных событий, меняющих облик мира. Глобальные войны, великое переселение народов, сдвиг исторических парадигм — такая «Война и мир» с эльфами и гоблинами: смешались в кучу кони, люди, бароны и драконы. При этом позиция «не все так однозначно» категорически не приветствуется: в идеале конфликт в эпическом фэнтези сводится к бескомпромиссному столкновению тьмы и света с минимумом оттенков и полутонов. Любимый сюжетный ход в этом поджанре — квест, путешествие группы приключенцев по условно средневековому ландшафту, пронизанному магией, в поисках могущественного артефакта, который надо то ли уничтожить, то ли доставить к месту назначения ради спасения мира. Ну или если с артефактом не повезло — просто путешествие, от замка к замку, от таверны к таверне, от подвига к подвигу.
Достигнув пика популярности в 1970-х, уже к 1980-м годам эпическое фэнтези приелось читателям, несмотря на отдельные попытки разнообразить сеттинг — например, перенести действие в постапокалиптический мир, на Землю, пережившую глобальную катастрофу и отринувшую индустриальную цивилизацию. Эпигонов Толкина начали понемногу выжимать с книжных полок. Однако 15 лет спустя направление восстало из пепла благодаря кинотрилогии Питера Джексона по мотивам «Властелина колец», собравшей рекордный урожай «Оскаров» и ставшей международным блокбастером. С тех пор жизнь поджанра продолжается в основном на кино- и телеэкранах — пусть с переменным успехом.