«Становится все абсурднее»: Александр Хант о фильме «Межсезонье» и самоцензуре в кино
Александр Хант, автор криминального роуд-муви «Как Витька Чеснок вез Леху Штыря в дом инвалидов», снял фильм о подростках — трогательное и грустное «Межсезонье». Forbes Life встретился с режиссером, чтобы поговорить о новом поколении, свободе и новой цензуре
Снять фильм про старшеклассников — мальчика и девочку, которые влюбляются, сбегают из дома, крушат все на своем пути и в конце концов оказываются не в состоянии найти дорогу назад, — Хант задумал еще в 2016-м, когда прочитал историю «псковских подростков» Дениса Муравьева и Кати Власовой. Те тоже сбежали от родителей, прятались на пустой даче, где отыскали оружие, затем погибли при штурме дома полицией (по официальной версии, покончили с собой), а прямую трансляцию гибели вели в интернете. Впрочем, режиссер подчеркивает, что «Межсезонье» — не экранизация реальных событий, а совершенно самостоятельное произведение: герои фильма не списаны с прототипов, а вместо Пскова — Екатеринбург. Общее у этих двух историй одно — обе о подростках, которые не захотели играть по правилам взрослых, и о взрослых, не пожелавших услышать своих детей.
В июне 2022-го фильм, который снимали 4 года, наконец добрался до широкого проката. Весной «Межсезонье» вместе с командой отправилось в тур: в городах от Москвы до Новосибирска прошли спецпоказы и обсуждения. Сегодня картину могут посмотреть в кинотеатрах и онлайн все желающие. Как утверждает сам Александр Хант, почти никто из тех, кто видел «Межсезонье», не остался к нему равнодушным — либо полюбил его, либо возненавидел.
Forbes Life поговорил с режиссером о работе над фильмом, новом осмыслении происходящих с нами событий и будущем кино в России.
— Зрительская реакция на фильм вас чем-нибудь удивила?
— Разве что в положительном смысле. Мнения были разные, но в основном я слышал позитивные. Думаю, потому что люди с критической оценкой в большинстве своем эту оценку не очень готовы транслировать. Но резко отрицательные отзывы тоже были.
И я очень рад, что именно так и случилось, потому что больше всего мы боялись, что к фильму будет нейтральное отношение: ни туда и ни сюда. Нашим основным желанием было, чтобы фильм спровоцировал дискуссию, подтолкнул к спору — именно так и случилось.
— Реакция взрослых и подростков разная?
— Да. Чаще всего взрослые на стороне взрослых, подростки на стороне подростков. Бывало даже так, что после показа зал негласно делился на два лагеря и начинались дебаты, что очень здорово. А однажды женщина в зрительном зале встала и сказала: «Я учитель. И я вам ответственно заявляю: таких подростков нет!». Рядом сидели ее ученики, и они тут же ответили: «А как же мы? Вообще-то, мы вот, здесь — мы есть!». Тогда она, гордо подняв голову, вышла из зала. Дискуссия с ней была уже невозможна. Некоторые рассказывали свои истории в ответ на фильм. Был один мальчик, который написал, что в фильме описана его ситуация, его отношения с матерью, и он не знает, как быть, он в тупике. Иногда обращаются не за тем, чтобы получить или дать совет, а просто чтобы выговориться. И это тоже очень ценно.
— Актеров на главные роли в «Межсезонье» вы искали через группу во «ВКонтакте», куда любые ребята могли присылать свои видео с ответами на вопросы. Благодаря этому поиску вы узнали что-то новое, неожиданное о современных подростках?